М.А. Одинцова Многоликость «ЖЕРТВЫ», или Немного о ВЕЛИКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ (система работы, диагностика, тренинги) Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1 УДК 177.1=316.6(075.8) ББК 88.52я73 О42 Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. <...> Описательные характеристики социальных и игровых ролей «жертвы» . <...> Особенности преодолевающего (копинг) поведения личности в трудных жизненных ситуациях . <...> Классификация защитных механизмов и копинг-стратегий поведения . <...> Разновидности психологической помощи клиентам в трудных жизненных ситуациях . <...> Жизненное творчество основа психологического сопровождения клиентов с установкой на поведение «жертвы» . <...> Понятие «трудная жизненная ситуация» чаще всего используется как объединяющая категория для таких терминов, как экстремальные, кризисные, проблемные, критические и т.п. ситуации. <...> Психологический практикум: Попробуйте в схематической форме представить сущность вышеперечисленных категорий, дифференцировать их и сделать выводы. <...> ВИДЫ ТЖС В научной литературе наиболее часто, а иногда и рядом с понятием экстремальный, употребляется термин «трудная ситуация». <...> То есть трудная жизненная ситуация (ТЖС) это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или 13 внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, 2006). <...> 16 ПРИЗНАКИ И КОГНИТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ТЖС ТЖС как психологическую категорию характеризуют два типа признаков: общие и частные (Е.В. Битюцкая, 2007). <...> Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации представляет собой процесс ее субъективного восприятия и интерпретации, результатом которого <...>
Многоликость_«жертвы»_или,_Немного_о_великой_манипуляции_(система_работы,_диагностика,_тренинги).pdf
М.А. Одинцова
Многоликость «ЖЕРТВЫ»,
или Немного о ВЕЛИКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ
(система работы, диагностика, тренинги)
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
1
Стр.1
УДК 177.1=316.6(075.8)
ББК 88.52ÿ73
Î42
Г л а в н ы й р е д а к т о р
ä-ð ïñèõ. í., ïðîô., àêàä. РАО Ä.È. Фельдштейн
З а ì. г л а в н о г о р е д а к т о р а
ä-ð ïñèõ. í., ïðîô., àêàä. РАО Ñ.Ê. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и è:
ä-ð ïñèõ. í., ïðîô., àêàä. РАО Ø.À. Амонашвили; ä-ð ïåä. í., ÷ëåí-êîðð. РАО
Â.À. Áîëîòîâ; ä-ð ïñèõ. í., ïðîô., àêàä. РАО À.À. Äåðêà÷; ä-ð ïñèõ. í., ïðîô.,
àêàä. РАО À.È. Äîíöîâ; ä-ð ïñèõ. í., ïðîô., àêàä. РАО È.Â. Дубровина; ä-ð ïñèõ. í.,
ïðîô. Â.Ï. Çèí÷åíêî; ä-ð ôèëîë. í., ïðîô., àêàä. РАО Â.Ã. Костомаров; ä-ð ïåä. í.,
ïðîô., àêàä. РАО Í.Í. Ìàëîôååâ; ä-ð ôèç.-ìàò. í., ïðîô., àêàä. РАО Â.Ë. Ìàòðîñîâ;
ä-ð ïåä. í., ïðîô., àêàä. РАО Í.Ä. Никандров; ä-ð ïñèõ. í., ïðîô., àêàä. РАО
Â.Â. Ðóáöîâ; ä-ð ïåä. í., ïðîô., àêàä. РАО Ì.Â. Ðûæàêîâ; ä-ð èñò. í., ïðîô. Ý.Â. Сайко
Одинцова М.А.
Î42
Многоликость «жертвы», или Немного о великой манипуляции
(ñèñòåìà ðàáîòû, диагностика, òðåíèíãè) [Электронный
ресурс] : ó÷åá. пособие / Ì.À. Îäèíöîâà. 2-е изд., стер. Ì. :
ФЛИНТА,2016. 253 ñ.
ISBN 978-5-9765-0855-2
В центре внимания данного учебного пособия такая важная и недостаточно
исследованная в психологии проблема проблема «жертвы». В пособии детально
анализируется понятийный аппарат, некоторые понятия вводятся впервые.
Предлагается авторский подход к классификации видов «жертвы» с точки
зрения социальной психологии. Рассматриваются характерные особенности человека
с установкой «жертвы», обсуждаются разнообразные социальные и игровые
роли «жертвы». Каждая тема сопровождается психологическими практикумами,
включающими тестовые задания, игры, упражнения, работу в группах по отдельным
проблемам.
Для студентов, преподавателей, практикующих психологов.
УДК 177.7=316.6(075.8)
ББК 88.52ÿ73
ISBN 978-5-9765-0855-2
2
© Одинцова Ì.À., 2016
© Издательство «Ôëèíòà», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................ 5
ГЛАВА I. Установка на поведение «жертвы» и механизмы
ее преодоления .......................................................... 8
Тема 1. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация» ..... 8
Тема 2. Психологическая травма и ее последствия ................. 22
Тема 3. Понятие «жертвы» в научной литературе
и житейских представлениях ................................... 39
Тема 4. Проявление феномена «жертва» при анализе
поведения человека (позиция, роль, статус,
êîìïëåêñ, установка) .............................................. 58
Тема 5. Описательные характеристики социальных
и игровых ролей «æåðòâû» ..................................... 73
Тема 6. Особенности преодолевающего (копинг) поведения
личности в трудных жизненных ситуациях ............... 90
Тема 7. Классификация защитных механизмов
и копинг-стратегий поведения ................................. 115
ГЛАВА II. Теоретико-практические идеи разработки
программы сопровождения клиентов
с установкой на поведение «æåðòâû» ...................... 134
Тема 8. Разновидности психологической помощи клиентам
в трудных жизненных ситуациях ............................ 134
Тема 9. Жизненное творчество основа
психологического сопровождения клиентов
с установкой на поведение «æåðòâû» ...................... 149
Тема 10. Структурная концепция «механизма творчества» ..... 174
Тема 11. Требования, предъявляемые к психологу по работе
с клиентами с установкой на поведение «æåðòâû» .... 185
3
Стр.3
Тема 12. Общая структура направленности
психологического сопровождения клиентов
с установкой на поведение «æåðòâû» ...................... 212
Тема 13. Возможность использования проективных
методик для выявления и изменения установки
«æåðòâû» у клиентов ............................................. 216
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................... 240
Литература ............................................................................... 243
4
Стр.4