Становление дискурсивного подхода к анализу коммуникации План 1. <...> Прочитайте фрагменты из монографии О.Л. Михалевой «Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия» (см. <...> : Михалева, О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. <...> 17 – 27.) и осмыслите следующие аспекты: • • история становления термина «дискурс», сущности коммуникации, • обоснованность появления дискурсивного подхода к описанию реализация принципов функционализма в теории дискурса, 5 Информационнокодовая Инференционная Интеракционная определившие • особенности изучения коммуникации в дискурсивном аспекте. <...> Подумайте, какая модель коммуникации легла в основу дискурсивного подхода ее исследования. <...> Михалева, О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. <...> : Михалева, О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. <...> Михалева, О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева. <...> Дискурс – протекающая в реальных координатах пространства и времени, ситуативно и социально обусловленная коммуникативная деятельность, одним из продуктов которой в результативной сфере является текст. <...> По мнению многих исследователей, дискурсивные правила связаны не только с социальной, но и когнитивной деятельностью человека. <...> А.В. Олянич выделяет следующую систему концептов современных СМИ. <...> Речевая стратегия – это мыслительный план общения, направленный на достижение общей коммуникативной цели в речевом событии. <...> Ситуация СКАНДАЛА включает трех участников: S (субъект-агрессор, тот, кто осуществляет скандал); O (объект-пострадавший, тот, кого опозорили); Z (наблюдатель, пассивный, но обязательный участник ситуации). <...> Таким образом, рассказ о скандале начинается со слота «представление ситуации скандала». <...> Восприятие ситуации через призму оценки делает тактику <...>
Текст_и_дискурс.pdf
О.Е. Чернова
ТЕКСТ
И ДИСКУРС
Учебно-методическое пособие
Допущено Министерством образования и науки Челябинской области
к использованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК 811.161.1’42(075.8)
ББК 81.2Рус-5-923
Ч-49
Автор :
Чернова Оксана Евгеньевна – канд. филол. наук,
доцент кафедры журналистики и речевой коммуникации
Рецензенты :
д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка МаГУ Л.Н. Чурилина;
д-р филол. наук, проф. кафедры риторики и стилистики русского языка
Уральского государственного университета им. А.М. Горького О.А. Михайлова
Чернова О.Е.
Ч-49
Текст и Дискурс [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие /
О.Е. Чернова. – 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. – 120 с.
ISBN 978-5-9765-1663-2
Цель пособия – сориентировать студентов в многообразии современных подходов
к тексту и дискурсу, сформировать представление о сущности текстовой и дискурсивной
деятельности. Пособие содержит подборку публицистических и художественных текстов,
помогающих быстро усвоить алгоритм проведения различных частных методик
текстового и дискурсивного анализа. Проконтролировать знания по курсу помогут тесты и
перечень вопросов к зачету по всему курсу. В разделе «Тезаурус» представлены
важнейшие термины курса, понимание которых сделает подготовку к практическим
занятиям несложной.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
УДК 811.161.1’42(075.8)
ББК 81.2Рус-5-923
ISBN 978-5-9765-1663-2
© Чернова О.Е., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................................................................. 2
РАЗДЕЛ I. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ............................................ 5
Место функционализма в современной лингвистике. Становление
дискурсивного подхода к анализу коммуникации........................................... 5
Феномен дискурса в современных научных исследованиях. Соотношение
понятий текст и дискурс ..................................................................................... 6
Основы теории дискурса..................................................................................... 7
Основные направления и аспекты текстовых исследований........................ 18
Основы теории текста ....................................................................................... 22
Особенности анализа текстовых категорий. Текстовая категория
информативности............................................................................................... 25
Особенности анализа текстовых категорий. Текстовая категория
модальности........................................................................................................ 34
Разграничение устных и письменных текстов как специфическая
лингвистическая проблема ............................................................................... 38
Исследовательский инструментарий. Филологический анализ текста........ 49
Исследовательский инструментарий. Концептуальный анализ текста ....... 54
Методика дискурсивного анализа.................................................................... 55
РАЗДЕЛ II. ТЕКСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АНАЛИЗА............................ 70
РАЗДЕЛ III. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ................. 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 110
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................... 114
119
Стр.119