14 Формулы этикета в ключевых позициях речи . <...> 53 «А ты скажи, что.»: немаленькие проблемы маленькой лжи . <...> 136 Культура полемики: проговаривание собственной точки зрения как подготовка к публичной дискуссии . <...> (Как беседовать о сквернословии так, чтобы хотя бы на небольшой постлекционный период отбить у студентов охоту экспериментировать с речевым злом? <...> ) Нередко филолог, нарушая профессиональное табу, пускается в рассказ о происхождении ругательств или, к вящей внутренней радости слушателей, разрешает запретное («Иногда можно!»), добавляя, что бороться с повальным злом бесполезно. <...> Далее, как, за счет чего пополнять запас слов, тем более что надо не только знать, где таятся надежные источники расширения лексикона (а таятся они не только в словарях!), но и не бояться этими источниками пользоваться. <...> Работу над собственной речевой культурой целесообразно продолжить в таких основных аспектах, как: v отработка произношения особенно трудных, чреватых произносительными ошибками слов; v выработка навыка ответственного отношения к служебной документации; v обогащение формул речевого этикета; v забота о запасе слов, оборотов, пословиц, цитат, афоризмов, выученных наизусть текстов; v совершенствование культуры интонации; v осознание языкотворческой миссии лидера социальной группы. <...> Самостоятельная работа по предмету «Русский язык и культура речи», на наш взгляд, может строиться на следующих принципах: 1) принцип креативности по отношению к языку как источнику творчества; 2) принцип игры по отношению к методике овладения новыми для говорящего языковыми структурами; 3) принцип универсализма по отношению к осваиваемым формам проявления языковой подготовки; 4) принцип инструментализма по отношению к языку как богатейшему инструментарию общения; 5) принцип учета уникальности личности по отношению говорящего к самому себе (так называемая самоидентификация личности) и по отношению к личности собеседника. <...> Принцип <...>
О_языке,_достойном_человека.pdf
В.К. Харченко
О языКе, дОстОйнОм челОВеКа
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Материалы для самостоятельной работы
по курсу «Русский язык и культура речи»
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
1
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
Х22
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, профессор А.Т. Хроленко
д-р пед. наук, профессор Т.Ф. Новикова
Харченко В.К.
Х22
О языке, достойном человека [Электронный ресурс] : учеб.
пособие : материалы для самостоятельной работы по курсу
«Русский язык и культура речи» / В.К. Харченко. — 2-е изд., стер.
— М. : ФЛИНТА, 2016. — 160 с.
ISBN 978-5-9765-0826-2
пособие соответствует требованиям действующего образовательно
го стандарта и может быть использовано при изучении курсов
«Рус ский язык и культура речи», «Ораторское искусство».
Для студентов высших и средних специальных учебных
заведений, а также для широкого круга читателей.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
ISBN 978-5-9765-0826-2
© Харченко В.К., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
предисловие: «Культура — это удовольствие…» ........................................ 4
РАЗДЕЛ I. Материалы для выборочного и сплошного ознакомления ..... 7
принципы самостоятельной работы по курсу «Русский язык
и культура речи» .................................................................................... 7
К изяществу правильного произношения ......................................... 10
Заявление и протокол: документная лингвистика ............................ 14
Формулы этикета в ключевых позициях речи ................................... 19
О культуре обращений ........................................................................ 28
Кладовая пословиц: невостребованная актуальность ....................... 40
Метафоры, которые нам помогают .................................................... 53
«А ты скажи, что...»: немаленькие проблемы маленькой лжи .......... 58
Две беседы о сквернословии .............................................................. 65
Источники обогащения лексикона .................................................... 87
К изысканности интонаций ..............................................................114
Оценка русского языка — инструмента мышления .........................118
РАЗДЕЛ II. Упражнения и задания ........................................................ 123
Упражнения на развитие интонационной культуры
и правильности произношения ........................................................ 123
Упражнения на развитие лексикона ................................................ 126
Лексикографический практикум ..................................................... 134
Учеба на «чужих» ошибках, развитие навыка редактирования ...... 136
Культура полемики: проговаривание собственной
точки зрения как подготовка к публичной дискуссии .....................141
предупреждение конфликтогенности высказывания .................... 143
Моделирование ситуаций («Мы можем больше того,
что можем») ....................................................................................... 145
Термины стилистики и культуры речи ................................................... 152
Рекомендуемая литература ..................................................................... 156
3
Стр.3