Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Когитология (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФефилов А. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц407
ID244696
АннотацияВ первой части монографии подвергаются фрагментарному анализу взгляды философов и лингвистов различных поколений на соотношение действительности и сознания, сознания и языка; дается критическое обозрение методологических основ теории языка; определяются базовые понятия когнитивной лингвистики; вскрываются механизмы вербально-бусловленного познания. Во второй части формулируются принципы и методы когитологии как интердисциплинарной науки, исследующей результаты объективации ретроспективного концептуального сознания в языке, а также процессы интеграции языковых значений и актуальных мыслительных понятий в речевых единицах различных уровней. Здесь определяются сферы когитологического исследования – языкосознание и речемышление; уточняется метаязык лингвокогитологического анализа; моделируются процессы концептуально-когнитивной категоризации действительности и вербализации категоризированных мыслительных объектов посредством слова, словосочетания, предложения и текста.
Кому рекомендованоКнига адресована специалистам по теории языка, лингвистам-аспирантам; студентам, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей.
ISBN978-5-9765-1395-2
УДК81:1(075.8)
ББК81.2-5я73
Фефилов, А. И. Когитология : монография / А. И. Фефилов .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024 .— 407 с. — Библиогр.: с. 399-406 (183 назв.) .— ISBN 978-5-9765-1395-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/244696 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Здесь определяются сферы когитологического исследования – языкосознание и речемышление; уточняется метаязык лингвокогитологического анализа; моделируются процессы концептуально-когнитивной категоризации действительности и вербализации категоризированных мыслительных объектов посредством слова, словосочетания, предложения и текста. <...> 39 Языковая объективация и речевая репрезентация мыслительных понятий……. <...> 326 Модели концептуально-когнитивной категоризации и вербализации объективной картины мира…………………………………………………………………. <...> 330 Модель языковой объективации и речевой репрезентации категоризированных мыслительных объектов…………………………………………………………. <...> В языке мы видим прообразы логико-мыслительных категорий – предметы, действия, пространство, время, количество, качество. <...> Синтезирующая сила имени направлена также не на голое мыслительное понятие, а на дефиниции мыслительного понятия, представленные с помощью множества синтагматически организованных имен. <...> Вот, почему акт обозначения мысли – это «языковая игра». <...> Новыми, когитологическими сферами исследования становятся интегративные величины – языкосознание и речемышление. <...> Речемысль, скорее всего, опирается на фрагменарные синкретические представления вербальных и ментальных понятий. <...> Если исключить ситуацию, что обозначение строится на тождестве семантического содержания слова и обозначаемого понятия, то необходимо признать что акт обозначения осуществляется в соответствии с аналогией. <...> Если предположить, что значение слова – это все-таки не совсем мыслительное понятие, а некий сгусток нескольких понятий, или скорее их частичное (признаковое) представительство, то правильнее было бы говорить о ремотивации связей языкового значения с ранее обозначаемыми понятиями. <...> Словесное значение, наслаивающееся в акте обозначения на мыслительное понятие, выполняет объясняющую функцию, т.е. используется в роли <...>
Когитология_(2).pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Когитология_(2).pdf
УДК 81:1(075.8) ББК 81.2-5я73 Ф45 Р е ц е н з е н т ы: заслуж. деят. науки РФ, зав. каф. общ. и клас. языкознания Тверского гос. ун-та, д-р филол. наук, проф. А.А. Романов; заслуж. деят. науки РФ, зав. каф. философии Ульяновского гос. ун-та, д-р филос. наук, проф. В.А. Бажанов Ф45 Фефилов А.И. Когитология : монография / А.И. Фефилов. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024. – 407 с. – ISBN 978-5-9765-1395-2. – Текст : электронный. В первой части монографии подвергаются фрагментарному анализу взгляды философов и лингвистов различных поколений на соотношение действительности и сознания, сознания и языка; дается критическое обозрение методологических основ теории языка; определяются базовые понятия когнитивной лингвистики; вскрываются механизмы вербально-обусловленного познания. Во второй части формулируются принципы и методы когитологии как интердисциплинарной науки, исследующей результаты объективации ретроспективного концептуального сознания в языке, а также процессы интеграции языковых значений и актуальных мыслительных понятий в речевых единицах различных уровней. Здесь определяются сферы когитологического исследования – языкосознание и речемышление; уточняется метаязык лингвокогитологического анализа; моделируются процессы концептуально-когнитивной категоризации действительности и вербализации категоризированных мыслительных объек-тов посредством слова, словосочетания, предложения и текста. Книга адресована специалистам по теории языка, лингвистамаспирантам; студентам, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры гуманитарных специальностей. УДК 81:1(075.8) ББК 81.2-5я73 ISBN 978-5-9765-1395-2 © Фефилов А.И., 2022 © Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Оглавление Введение………………………………………………………………………........................7 Часть первая. ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОГИТОЛОГИИ…17 Раздел первый. Действительность ↔ Сознание ↔ Язык………………………….17 Вещь – подобие идеи………………………………………………………………..17 О причинах изменения вещей……………………………………………………...18 Классификация свойств вещи по способу ее познания…………………………..18 Осознание вещи – превращение «вещи в себе» в «вещь для меня»……………..19 Истинные и ложные имена…………………………………………………………20 Перенос наименования. Одинаковые слова, но различные идеи………………...23 Суть межкатегориальных отношений……………………………………………...25 Глубина проникновения значения в обозначаемое понятие……………………..30 О различиях наименования понятий в разных языках……………………………31 Толкование идей с помощью слов…………………………………………………32 Трудности обозначения понятий с помощью слов………………………………..32 Универсальность имен. Соотношение общих и частных имен с понятиями……33 Устойчивость связи между словом и понятием…………………………………...35 Имя само по себе не содержит идею……………………………………………….36 Прочность связи между наименованием и идеей…………………………………37 Знаковая функция слова. Собственное и несобственное значение………………37 Первичные и вторичные знаки……………………………………………………..39 Предмет ассоциируется посредством множества имен…………………………..39 Языковая объективация и речевая репрезентация мыслительных понятий…….40 Природа символа…………………………………………………………………….43 Смешение свойств символа со свойствами предмета. Определяется символ, а не предмет. Вербальные виды творчества – это уже не язык………………………..45 Границы значения слова. Переход значения в мотивационный признак……….47 На слово в речи наслаивается смысл. Часть содержания оречевленного слова остается незадействованной…………………………………………………………. 48 Путь от идеи к предмету или от предмета к идее…………………………………49 Расширение значения через контраст (отрицание)……………………………….49 Одинарные и полинарные имена…………………………………………………..52 Общее и отдельное………………………………………………………………….53 Пространство в вещи и вещь в пространстве……………………………………..54 Слово – носитель мысли (по М.Хайдеггеру)……………………………………...54 Бытие есть знак сознания…………………………………………………………...54 О единицах языка и языковых лакунах……………………………………………55 Языковой знак – фикция……………………………………………………………56 Слово соотносится с понятием посредством значения…………………………..57 Содержание и форма. Симметрия и асимметрия…………………………………58 Ассоциативность словесного значения……………………………………………59 Неопределенность, расплывчатость языковых знаков……………………………62 Ассоциативность слова……………………………………………………………..63 Полисмысловая перспектива слова в речевом контексте………………………...65 Семантика и смысл предложения………………………………………………….66 3
Стр.3
Языковое и мыслительное…………………………………………………………..66 Форма языка. Язык как форма……………………………………………………...67 О доверии к выраженному с помощью языка……………………………………..68 О несовершенстве языка……………………………………………………………68 О воздействии слов на человека……………………………………………………69 Мышление редуцирует представления…………………………………………….70 Язык - средство логизации представлений о мире………………………………..71 Ретромысль в языке…………………………………………………………………72 Мысль экзистенциальна, язык интенционален……………………………………72 С помощью языка мы обозначаем представления, а не мысли. В речи выражается не сама мысль, а знание о ней…………………………………………………...74 Логика мышления и логика языка………………………………………………….75 Логика действительности, сознания и языка……………………………………...77 Логика без субъекта?………………………………………………………………..81 Логика пользования языком………………………………………………………...82 Универсальный искусственный язык на службе мышления……………………..83 Пассивность теории отражения. Активное символизирующее сознание……….84 Мысль - это внутриязыковая сущность или внешнее явление по отношению к языку?………………………………………………………………………………...86 Сознаниее – действительность в потенции………………………………………..89 Язык – граница между мыслимым и немыслимым……………………………….89 Мысль воспроизводится или производится?...........................................................90 Мыслящий язык……………………………………………………………………..92 Мы - в мире, мир - в нас…………………………………………………………….92 Язык – средство самовыражения субъекта………………………………………...93 Векторы развития языка и мышления……………………………………………..93 Причины изменения языка………………………………………………………….94 Сопоставление языков. Опасность приписывания………………………………..95 Физическое и вербальное воздействие…………………………………………….96 Дихотомия языка и речи…………………………………………………………...101 Языковые или коммуникативно-речевые единицы?.............................................102 Когитологичность и когнитивность языка……………………………………….102 Автомобильная метафора «Язык – автомобиль»………………………………...104 Стереотипное и креативное мышление…………………………………………..105 Обоюдонаправленное отношение языка и сознания ……………………………106 Сознание – это окно в мир. Язык это знаковое представление увиденного в окне………………………………………………………………………………..106 Язык – это фотоальбом. Речь – это кинофильм………………………………….107 Сознание приводится в движение действительностью посредством языка и вынаруживается в языковой форме…………………………………………….107 Мышление – это процесс согласования………………………………………….108 Понятие коммуникативности……………………………………………………..109 Язык как продукт речевой деятельности и как речевая деятельность. Когитологические грамматики………………………………………………………………110 Характер соотношения действительности, сознания, языка……………………112 Процессы интеграции материального и идеального, языка и сознания, речи и мышления…………………………………………………………………………115 4
Стр.4
Раздел второй. Теория языка………………………………………………………...120 Об инструментальности…………………………………………………………...120 Анализ и синтез……………………………………………………………………122 Аналитизм и синтетизм……………………………………………………………126 О методе исследования……………………………………………………………127 Метод и объект в лингвистике…………………………………………………….128 Академические и естественные грамматики……………………………………..133 О терминах………………………………………………………………………….134 Методологический кризис. Начало когитологии………………………………...135 Постулаты лингвистической теории (по В.А. Звегинцеву)……………………..137 «Наука разума» и «наука опыта»………………………………………………….138 Метаязык как средство спекулятивной интерпретации…………………………138 Тождество………………………………………………………...………………...152 Логическое тождество и логика языка……………………………………………160 Часть и целое……………………………………………………………………….161 Раздел третий. Вербальнообусловленное познание……………………………….164 О критериях познания……………………………………………………………..164 Принцип познания…………………………………………………………………165 Аспекты понимания……………………………………………………………….166 Субъектно-предикатно-объектное отношение…………………………………...167 Предложение и высказывание…………………………………………………….171 Понимание предложения………………………………………………………….172 Полипропозициональность высказывания……………………………………….174 Мы познаем не сами вещи, а способ их познания……………………………….176 Осмысливается обозначаемое, а не обозначающее……………………………...177 Познание с помощью языка……………………………………………………….177 Обозначающему приписываются свойства обозначаемого……………………..178 Познание посредством языка как заблуждение………………………………….179 Метафорический язык……………………………………………………………..179 Роль метафорического языка в познании………………………………………...180 Соединение и разъединение как прием иносказательности…………………….181 О фигуральности языковых единиц………………………………………………181 О метафоричности наименования………………………………………………...184 Познавательная функция слова…………………………………………………...184 Креативность обозначения с помощью слов……………………………………..185 Проблема понимания и интегративные процессы……………………………….186 Раздел четвертый. Базовые понятия когнитивистики …………………………...193 Часть вторая. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОГИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………...204 Раздел первый. Когитология как интердисциплинарная наука………………...204 Раздел второй. Когитологические концепты………………………………………220 Раздел третий. Метаязык когитологии……………………………………………..232 Раздел четвертый. Лингвокогитологические объекты исследования…………..247 5
Стр.5
Лингвема……………………………………………………………………………247 Морфотемные классы, типы и варианты лингвем……………………………….268 Категоремный состав лингвем ……………………………………………………280 Раздел пятый. Моделирование процессов концептуализации, когнитивизации и вербализации……………………………………………………...292 Модель когитологических отношений…………………………………………...303 Матричная модель микроструктурных и макроструктурных отношений когитологических единиц…………………………………………………………………305 Морфотемная модель языкосознания…………………………………………….312 Морфотемная модель речемышления…………………………………………….316 Модели создания и познания репрезентирующих систем………………………323 Модель порождения невербальных и вербальных репрезентирующих систем...323 Модель воспроизведения ситуации на базе невербальных и вербальных репрезентирующих систем……………………………………………………………….326 Модели концептуально-когнитивной категоризации и вербализации объективной картины мира………………………………………………………………….330 Модель языковой объективации и речевой репрезентации категоризированных мыслительных объектов…………………………………………………………...341 Модели пропозициональной вербализации. Модель порождения и интерпретации текста…………………………………………………………………………...343 Модель концептуальной, когнитивной и пропозициональной категоризации (с учетом особенностей и последовательности)…………………………………357 Модель пропозитемы………………………………………………………………361 Текстовая модель концептуально-когнитивной категоризации (компактная текстема)………………………………………………………………………………..369 Текстовая модель концептуально-когнитивной категоризации (рассеянная текстема)……………………………………………………………………………376 Заключение………………………………………………………………………………..384 Когитологический словарь……………………………………………………………...389 Литература………………………………………………………………………………...398 6
Стр.6