Здесь определяются сферы когитологического исследования – языкосознание и речемышление; уточняется метаязык лингвокогитологического анализа; моделируются процессы концептуально-когнитивной категоризации действительности и вербализации категоризированных мыслительных объектов посредством слова, словосочетания, предложения и текста. <...> 39 Языковая объективация и речевая репрезентация мыслительных понятий……. <...> 326 Модели концептуально-когнитивной категоризации и вербализации объективной картины мира…………………………………………………………………. <...> 330 Модель языковой объективации и речевой репрезентации категоризированных мыслительных объектов…………………………………………………………. <...> В языке мы видим прообразы логико-мыслительных категорий – предметы, действия, пространство, время, количество, качество. <...> Синтезирующая сила имени направлена также не на голое мыслительное понятие, а на дефиниции мыслительного понятия, представленные с помощью множества синтагматически организованных имен. <...> Вот, почему акт обозначения мысли – это «языковая игра». <...> Новыми, когитологическими сферами исследования становятся интегративные величины – языкосознание и речемышление. <...> Речемысль, скорее всего, опирается на фрагменарные синкретические представления вербальных и ментальных понятий. <...> Если исключить ситуацию, что обозначение строится на тождестве семантического содержания слова и обозначаемого понятия, то необходимо признать что акт обозначения осуществляется в соответствии с аналогией. <...> Если предположить, что значение слова – это все-таки не совсем мыслительное понятие, а некий сгусток нескольких понятий, или скорее их частичное (признаковое) представительство, то правильнее было бы говорить о ремотивации связей языкового значения с ранее обозначаемыми понятиями. <...> Словесное значение, наслаивающееся в акте обозначения на мыслительное понятие, выполняет объясняющую функцию, т.е. используется в роли <...>
Когитология_(2).pdf
УДК 81:1(075.8)
ББК 81.2-5я73
Ф45
Р е ц е н з е н т ы:
заслуж. деят. науки РФ, зав. каф. общ. и клас. языкознания
Тверского гос. ун-та, д-р филол. наук, проф. А.А. Романов;
заслуж. деят. науки РФ, зав. каф. философии
Ульяновского гос. ун-та, д-р филос. наук, проф. В.А. Бажанов
Ф45
Фефилов А.И.
Когитология : монография / А.И. Фефилов. – 3-е изд., стер. –
Москва : ФЛИНТА, 2024. – 407 с. – ISBN 978-5-9765-1395-2. –
Текст : электронный.
В первой части монографии подвергаются фрагментарному анализу
взгляды философов и лингвистов различных поколений на соотношение
действительности и сознания, сознания и языка; дается
критическое обозрение методологических основ теории языка; определяются
базовые понятия когнитивной лингвистики; вскрываются
механизмы вербально-обусловленного познания. Во второй части
формулируются принципы и методы когитологии как интердисциплинарной
науки, исследующей результаты объективации ретроспективного
концептуального сознания в языке, а также процессы интеграции
языковых значений и актуальных мыслительных понятий в
речевых единицах различных уровней. Здесь определяются сферы
когитологического исследования – языкосознание и речемышление;
уточняется метаязык лингвокогитологического анализа; моделируются
процессы концептуально-когнитивной категоризации действительности
и вербализации категоризированных мыслительных объек-тов
посредством слова, словосочетания, предложения и текста.
Книга адресована специалистам по теории языка, лингвистамаспирантам;
студентам, обучающимся по программам бакалавриата и
магистратуры гуманитарных специальностей.
УДК 81:1(075.8)
ББК 81.2-5я73
ISBN 978-5-9765-1395-2
© Фефилов А.И., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Оглавление
Введение………………………………………………………………………........................7
Часть первая. ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОГИТОЛОГИИ…17
Раздел первый. Действительность ↔ Сознание ↔ Язык………………………….17
Вещь – подобие идеи………………………………………………………………..17
О причинах изменения вещей……………………………………………………...18
Классификация свойств вещи по способу ее познания…………………………..18
Осознание вещи – превращение «вещи в себе» в «вещь для меня»……………..19
Истинные и ложные имена…………………………………………………………20
Перенос наименования. Одинаковые слова, но различные идеи………………...23
Суть межкатегориальных отношений……………………………………………...25
Глубина проникновения значения в обозначаемое понятие……………………..30
О различиях наименования понятий в разных языках……………………………31
Толкование идей с помощью слов…………………………………………………32
Трудности обозначения понятий с помощью слов………………………………..32
Универсальность имен. Соотношение общих и частных имен с понятиями……33
Устойчивость связи между словом и понятием…………………………………...35
Имя само по себе не содержит идею……………………………………………….36
Прочность связи между наименованием и идеей…………………………………37
Знаковая функция слова. Собственное и несобственное значение………………37
Первичные и вторичные знаки……………………………………………………..39
Предмет ассоциируется посредством множества имен…………………………..39
Языковая объективация и речевая репрезентация мыслительных понятий…….40
Природа символа…………………………………………………………………….43
Смешение свойств символа со свойствами предмета. Определяется символ, а не
предмет. Вербальные виды творчества – это уже не язык………………………..45
Границы значения слова. Переход значения в мотивационный признак……….47
На слово в речи наслаивается смысл. Часть содержания оречевленного слова остается
незадействованной…………………………………………………………. 48
Путь от идеи к предмету или от предмета к идее…………………………………49
Расширение значения через контраст (отрицание)……………………………….49
Одинарные и полинарные имена…………………………………………………..52
Общее и отдельное………………………………………………………………….53
Пространство в вещи и вещь в пространстве……………………………………..54
Слово – носитель мысли (по М.Хайдеггеру)……………………………………...54
Бытие есть знак сознания…………………………………………………………...54
О единицах языка и языковых лакунах……………………………………………55
Языковой знак – фикция……………………………………………………………56
Слово соотносится с понятием посредством значения…………………………..57
Содержание и форма. Симметрия и асимметрия…………………………………58
Ассоциативность словесного значения……………………………………………59
Неопределенность, расплывчатость языковых знаков……………………………62
Ассоциативность слова……………………………………………………………..63
Полисмысловая перспектива слова в речевом контексте………………………...65
Семантика и смысл предложения………………………………………………….66
3
Стр.3
Языковое и мыслительное…………………………………………………………..66
Форма языка. Язык как форма……………………………………………………...67
О доверии к выраженному с помощью языка……………………………………..68
О несовершенстве языка……………………………………………………………68
О воздействии слов на человека……………………………………………………69
Мышление редуцирует представления…………………………………………….70
Язык - средство логизации представлений о мире………………………………..71
Ретромысль в языке…………………………………………………………………72
Мысль экзистенциальна, язык интенционален……………………………………72
С помощью языка мы обозначаем представления, а не мысли. В речи выражается
не сама мысль, а знание о ней…………………………………………………...74
Логика мышления и логика языка………………………………………………….75
Логика действительности, сознания и языка……………………………………...77
Логика без субъекта?………………………………………………………………..81
Логика пользования языком………………………………………………………...82
Универсальный искусственный язык на службе мышления……………………..83
Пассивность теории отражения. Активное символизирующее сознание……….84
Мысль - это внутриязыковая сущность или внешнее явление по отношению к
языку?………………………………………………………………………………...86
Сознаниее – действительность в потенции………………………………………..89
Язык – граница между мыслимым и немыслимым……………………………….89
Мысль воспроизводится или производится?...........................................................90
Мыслящий язык……………………………………………………………………..92
Мы - в мире, мир - в нас…………………………………………………………….92
Язык – средство самовыражения субъекта………………………………………...93
Векторы развития языка и мышления……………………………………………..93
Причины изменения языка………………………………………………………….94
Сопоставление языков. Опасность приписывания………………………………..95
Физическое и вербальное воздействие…………………………………………….96
Дихотомия языка и речи…………………………………………………………...101
Языковые или коммуникативно-речевые единицы?.............................................102
Когитологичность и когнитивность языка……………………………………….102
Автомобильная метафора «Язык – автомобиль»………………………………...104
Стереотипное и креативное мышление…………………………………………..105
Обоюдонаправленное отношение языка и сознания ……………………………106
Сознание – это окно в мир. Язык это знаковое представление увиденного
в окне………………………………………………………………………………..106
Язык – это фотоальбом. Речь – это кинофильм………………………………….107
Сознание приводится в движение действительностью посредством языка
и вынаруживается в языковой форме…………………………………………….107
Мышление – это процесс согласования………………………………………….108
Понятие коммуникативности……………………………………………………..109
Язык как продукт речевой деятельности и как речевая деятельность. Когитологические
грамматики………………………………………………………………110
Характер соотношения действительности, сознания, языка……………………112
Процессы интеграции материального и идеального, языка и сознания, речи
и мышления…………………………………………………………………………115
4
Стр.4
Раздел второй. Теория языка………………………………………………………...120
Об инструментальности…………………………………………………………...120
Анализ и синтез……………………………………………………………………122
Аналитизм и синтетизм……………………………………………………………126
О методе исследования……………………………………………………………127
Метод и объект в лингвистике…………………………………………………….128
Академические и естественные грамматики……………………………………..133
О терминах………………………………………………………………………….134
Методологический кризис. Начало когитологии………………………………...135
Постулаты лингвистической теории (по В.А. Звегинцеву)……………………..137
«Наука разума» и «наука опыта»………………………………………………….138
Метаязык как средство спекулятивной интерпретации…………………………138
Тождество………………………………………………………...………………...152
Логическое тождество и логика языка……………………………………………160
Часть и целое……………………………………………………………………….161
Раздел третий. Вербальнообусловленное познание……………………………….164
О критериях познания……………………………………………………………..164
Принцип познания…………………………………………………………………165
Аспекты понимания……………………………………………………………….166
Субъектно-предикатно-объектное отношение…………………………………...167
Предложение и высказывание…………………………………………………….171
Понимание предложения………………………………………………………….172
Полипропозициональность высказывания……………………………………….174
Мы познаем не сами вещи, а способ их познания……………………………….176
Осмысливается обозначаемое, а не обозначающее……………………………...177
Познание с помощью языка……………………………………………………….177
Обозначающему приписываются свойства обозначаемого……………………..178
Познание посредством языка как заблуждение………………………………….179
Метафорический язык……………………………………………………………..179
Роль метафорического языка в познании………………………………………...180
Соединение и разъединение как прием иносказательности…………………….181
О фигуральности языковых единиц………………………………………………181
О метафоричности наименования………………………………………………...184
Познавательная функция слова…………………………………………………...184
Креативность обозначения с помощью слов……………………………………..185
Проблема понимания и интегративные процессы……………………………….186
Раздел четвертый. Базовые понятия когнитивистики …………………………...193
Часть вторая. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОГИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………...204
Раздел
первый. Когитология как интердисциплинарная наука………………...204
Раздел второй. Когитологические концепты………………………………………220
Раздел третий. Метаязык когитологии……………………………………………..232
Раздел четвертый. Лингвокогитологические объекты исследования…………..247
5
Стр.5
Лингвема……………………………………………………………………………247
Морфотемные классы, типы и варианты лингвем……………………………….268
Категоремный состав лингвем ……………………………………………………280
Раздел пятый. Моделирование процессов концептуализации, когнитивизации
и вербализации……………………………………………………...292
Модель когитологических отношений…………………………………………...303
Матричная модель микроструктурных и макроструктурных отношений когитологических
единиц…………………………………………………………………305
Морфотемная модель языкосознания…………………………………………….312
Морфотемная модель речемышления…………………………………………….316
Модели создания и познания репрезентирующих систем………………………323
Модель порождения невербальных и вербальных репрезентирующих систем...323
Модель воспроизведения ситуации на базе невербальных и вербальных репрезентирующих
систем……………………………………………………………….326
Модели концептуально-когнитивной категоризации и вербализации объективной
картины мира………………………………………………………………….330
Модель языковой объективации и речевой репрезентации категоризированных
мыслительных объектов…………………………………………………………...341
Модели пропозициональной вербализации. Модель порождения и интерпретации
текста…………………………………………………………………………...343
Модель концептуальной, когнитивной и пропозициональной категоризации
(с учетом особенностей и последовательности)…………………………………357
Модель пропозитемы………………………………………………………………361
Текстовая модель концептуально-когнитивной категоризации (компактная текстема)………………………………………………………………………………..369
Текстовая
модель концептуально-когнитивной категоризации (рассеянная
текстема)……………………………………………………………………………376
Заключение………………………………………………………………………………..384
Когитологический словарь……………………………………………………………...389
Литература………………………………………………………………………………...398
6
Стр.6