Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 570286)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Введение в когитологию (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФефилов А. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц240
ID244695
АннотацияУчебное пособие нацеливает на изучение основных понятий о языке, сформировавшихся в философии и теоретической лингвистике. Основная цель курса — ориентация начинающих и продвинутых гуманитариев на творческое переосмысление общих методологических проблем в исследовании языка и речи, на усвоение основ когитологии как нового направления, зародившегося на стыке философии и лингвистики.
Кому рекомендованоДля студентов и бакалавров гуманитарных специальностей.
ISBN978-5-9765-0805-7
УДК81:1(075.8)
ББК81.2-5
Фефилов, А.И. Введение в когитологию : учеб. пособие / А.И. Фефилов .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 240 с. — ISBN 978-5-9765-0805-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244695 (дата обращения: 27.09.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Когитология как наука о языкосознании и речемышлении . <...> 235 3 Предисловие В предлагаемом учебном пособии используется термин «когитология», а не «когнитология». <...> Сектор пересечения А/B представляет собой семантико-понятийное единство, которое позволяет познающему субъекту проникнуть внутрь обозначаемого понятия настолько глубоко, насколько позволяет это сделать семантический потенциал значения, его аппроксимативные (приближенные к понятию) признаки; B — часть мыслительного понятия, неохваченная значением речевой единицы; П — мыслительное понятие. <...> Ср.: сломанный стол, где А/В— стол = «ножка/ножки стола» (здесь слово стол именует целый предмет, но обозначает лишь часть предмета); В—стол = «полировка и окрас, конфигурация составных частей как предмета мебели и др.» (части и признаки называемого предмета, не вошедшие в 17 сферу обозначения и оставшиеся незадействованными); А—стол = «столешница и другие ножки — то, что осталось не сломанным» (семантические признаки, не являющиеся приоритетными для понимания и отодвинутые на второй план). <...> Познанию в таком случае подлежат все названные компоненты и их отношения, ср.: — интрамысль (объективированная ретромысль; поверхностная формально-классификационная и реликтно-семантическая организация языка плюс глубинная логико-семантическая и логико-понятийная организация); — языкосознание (потенциальная интегратема, формирующаяся на стыке ЯЗЫКА как интрамысли и КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ как начальной стадии речевого мышления); 18 — речемысль (актуальная интегратема, формирующаяся при взаимодействии языкосознания и коммуникативных признаков; это продукт, который создается в ходе деятельности координативного сознания из языка /= языкосознания/ как материала, а также из социально и коммуникативно регламентируемой мысли); — экстрамысль (актуальная мысль, подлежащая оречевлению, но, как правило, оречевляемая лишь частично). <...> Инструментальную, посредническую <...>
Введение_в_когитологию.pdf
А.И. Фефилов ВВЕДЕНИЕ В КОГИТОЛОГИЮ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1
Стр.1
УДК 81:1(075.8) ББК 81.25 Ф45 Р е ц е н з е н т û: зав. кафедрой общего и классического языкознания Тверского гос. университета д-р филол. наук, профессор А.А. Романов; зав. кафедрой философии Ульяновского гос. университета д-р филос. наук, профессор В.А. Бажанов Фефилов А.И. Ф45 Введение в когитологию [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.И. Фефилов. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 240 с. ISBN 9785976508057 Учебное пособие нацеливает на изучение основных понятий о языке, сфор мировавшихся в философии и теоретической лингвистике. Основная цель курса — ориентация начинающих и продвинутых гуманитариев на творческое переосмыс ление общих методологических проблем в исследовании языка и речи, на усвоение основ когитологии как нового направления, зародившегося на стыке философии и лингвистики. Для студентов и бакалавров гуманитарных специальностей. УДК 81:1(075.8) ББК 81.25 ISBN 9785976508057 2 © А.И. Фефилов, 2016 © Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
Оглавление Предисловие ......................................................................................... 4 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ............................................... 7 1.1. Язык как объект лингвистического анализа ............................... 8 1.2. О методологии лингвистического анализа ................................. 11 1.3. Об анализируемых единицах языка и речи ............................... 22 1.4. О лингвистической терминологии и перспективах ее переосмысления и уточнения ............................................... 28 1.5. Единицы языка и единицы анализа ......................................... 36 1.6. Аналитические и синтетические тенденции в лингвистических исследованиях ............................................ 45 2. ОСНОВЫ КОГИТОЛОГИИ .......................................................... 67 2.1. Часть и целое в языке и речи .................................................. 69 2.2. Синтез и анализ как вербальномыслительные процедуры ........... 77 2.3. Логическое тождество и речемыслительное отождествление ........ 87 2.4. Когитологические концепты .................................................... 99 2.5. Когитологические аспекты понимания .................................... 116 2.6. Когитология как наука о языкосознании и речемышлении ........ 137 2.7. Морфотема как метаязык когитологического исследования ....... 158 2.8. Лингвема и локутема — основные единицы объективации и репрезентации когитологических сфер ................................. 192 2.9. Когитема — единица мыслевыражения ................................... 210 2.9.1. Когитемное ядро синтагмемы ....................................... 212 2.9.2. Коммуникема ............................................................. 221 Послесловие ...................................................................................... 225 Задания для самоподготовки ............................................................... 227 ЛИТЕРАТУРА .................................................................................. 235 3
Стр.3