Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторТарасова И. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц197
ID244652
АннотацияПонятие идиостиля является одной из основных категорий художественной стилистики. Предметом нашего исследования является индивидуальная концептосфера как ментальная основа поэтического идиостиля в аспекте ее структурной организации и типологии базовых единиц. Материалом исследования послужила лирика Георгия Иванова, Иннокентия Анненского, поэтов русского Зарубежья. Текстовую базу исследования составили также материалы «Словаря образов русской поэзии» Н.В. Павлович. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью уточнения предмета когнитивной поэтики, выработки ее концептуального аппарата, поиском новых путей исследования ментальной основы поэтического идиостиля. Дальнейшей разработки требуют понятия художественного концепта, концептосферы, когнитивной и концептуальной структур, типологизация ментальных комплексов авторского сознания, вопросы соотношения ментальных и вербальных единиц.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, специалистов-филологов и литературоведов.
ISBN978-5-9765-1488-1
УДК821.0
ББК83.3
Тарасова, И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте : монография / И.А. Тарасова .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 197 с. — Библиогр.: с. 168-195 .— ISBN 978-5-9765-1488-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/244652 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.А. Тарасова ПОЭТИЧЕСКИЙ ИДИОСТИЛЬ В КОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ •ФЛИНТА• И.А. Тарасова ПОЭТИЧЕСКИЙ ИДИОСТИЛЬ В КОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ Монография 2-е издание, переработанное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 82.0 ББК 83.3 Т19 Тарасова И.А. <...> Т19 Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте [Электронный ресурс] : монография / И.А. Тарасова. <...> Предметом нашего исследования является индивидуальная концептосфера как ментальная основа поэтического идиостиля в аспекте ее структурной организации и типологии базовых единиц. <...> Текстовую базу исследования составили также материалы «Словаря образов русской поэзии» Н.В. Павлович. <...> Дальнейшей разработки требуют понятия художественного концепта, концептосферы, когнитивной и концептуальной структур, типологизация ментальных комплексов авторского сознания, вопросы соотношения ментальных и вербальных единиц. <...> .4 Глава I Индивидуальная концептосфера как основа поэтического идиостиля. <...> Онтологический статус поэтического мира и определение идиостиля в зеркале исследовательских парадигм. <...> Типы художественных концептов и способы их вербализации. <...> Когнитивные структуры как формы ментального представления концептов. <...> Фрейм искусство в ранней поэзии Г. Иванова и И. Анненского <...> Примерно в то же самое время, в 1928 году, С.А. Аскольдовым было предложено понятие художественного концепта, закрепившееся в отечественных исследованиях только в работах последнего десятилетия ХХ века в связи с формированием новой парадигмы лингвистических исследований. <...> Основной принцип современной научной парадигмы определяется А.Н. Барановым и Д.О. Добровольским [Баранов, Добровольский 1997] как «постулат о примате когнитивного», согласно которому когнитивные структуры определяют функционирование любых компонентов языковой системы — лексических, грамматических, стилистических, текстовых. <...> Анализ работ когнитивного направления, посвященных исследованию художественных текстов, показывает, что в <...>
Поэтический_идиостиль_в_когнитивном_аспекте____.pdf
И.А. Тарасова ПОЭТИЧЕСКИЙ ИДИОСТИЛЬ В КОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ Монография 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2017
Стр.1
УДК 82.0 ББК 83.3 Т19 Т19 Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте [Электронный ресурс]: монография / И.А. Тарасова.— 3-е изд., стер. — М. : Флинта, 2017. — 196 с. Тарасова И.А. ISBN 978-5-9765-1488-1 Понятие идиостиля является одной из основных категорий художественной стилистики. Предметом нашего исследования является индивидуальная концептосфера как ментальная основа поэтического идиостиля в аспекте ее структурной организации и типологии базовых единиц. Материалом исследования послужила лирика Георгия Иванова, Иннокентия Анненского, поэтов русского Зарубежья. Текстовую базу исследования составили также материалы «Словаря образов русской поэзии» Н.В. Павлович. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью уточнения предмета когнитивной поэтики, выработки ее концептуального аппарата, поиском новых путей исследования ментальной основы поэтического идиостиля. Дальнейшей разработки требуют понятия художественного концепта, концептосферы, когнитивной и концептуальной структур, типологизация ментальных комплексов авторского сознания, вопросы соотношения ментальных и вербальных единиц. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, специалистов-филологов и литературоведов. УДК 82.0 ББК 83.3 ISBN 978-5-9765-1488-1 © Тарасова И.А., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
Оглавление Введение. ......................................................................................................................4 Глава I Индивидуальная концептосфера как основа поэтического идиостиля. ............................................................................7 1. Онтологический статус поэтического мира и определение идиостиля в зеркале исследовательских парадигм. ...............................................................7 1.1. Идиостиль и картина мира.......................................................................7 1.2. Методологический статус понятия «картина мира» и его философские истоки. ...........................................................................11 1.3. Модель мира — поэтический мир — концептуальная система. ..........................................................................................................13 2. Различные подходы к изучению концептов в современной науке...........19 2.1. Историко-культурологическое и лингвофилософское понимание концепта. ........................................................................................................20 2.2. Лингвокультурологическое понимание концепта. .............................22 2.3. Лингвокогнитивное понимание концепта............................................25 2.4. Психолингвистическое понимание концепта.....................................27 3. Проблема типологии концептов. ..........................................................................32 3.1 Концепт и ментальная репрезентация. ..............................................................32 3.1.1 Понятие ментальной репрезентации. .............................................................34 3.1.2 Типология концептов как типов ментальных репрезентаций. ....................39 3.2 Структура художественных концептов.Когнитивная основа идиостиля. .....................................................................................................45 Глава II Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля. .......................................................................................51 1. Типы художественных концептов и способы их вербализации........................51 1.1 Концепты с чувственно воспринимаемым ядром: роза...................................53 1.1.1 Понятийный слой в содержании концепта.....................................................53 1.1.2 Предметный слой в содержании концепта. ...................................................54 1.1.3 Образный слой в содержании концепта. .......................................................54 1.1.4 Ассоциативный слой в содержании концепта................................................59 1.1.5 Символический слой в содержании концепта. ..............................................61 1.1.6 Ценностно-оценочный слой в содержании концепта....................................64 1.2 Концепты — гештальты......................................................................................66 1.2.1 Гештальты с логической доминантой. Концепт жизнь. .........................................................................................................66 1.2.2. Гештальты с чувственной доминантой. Концепт смерть. .......................................................................................................................73 2
Стр.3
1.3 Образно-схематические (топологические) концепты: полет...............................................................81 1.4 Эмоциональные концепты: счастье. .......................92 2. Когнитивные структуры как формы ментального представления концептов. .................................................................104 2.1 Фреймы. ....................................................................106 2.1.1.Фрейм искусство в ранней поэзии Г. Иванова и И. Анненского. .........................................108 2.1.2 Фрейм Петербург в поэзии Г. Иванова. .............112 2.2 Сценарий как вид пропозициональной модели. Маргинальные сценарии в поэзии И. Анненского и Г. Иванова...............................................................................115 2.3 Метафорические модели: концепт вечность....................122 2.4. Метонимические модели: сияние и торжество............131 Глава III Национально-культурные концепты в поле индивидуального сознания..............................................................................................142 1. Концепт Россия...............................................................................144 2. Концепт снег...................................................................................151 3. Концепт душа..................................................................................156 Заключение..........................................................................................166 Библиография......................................................................................168 3
Стр.4