Н.Е. Сулименко СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК Слово в курсе лексикологии Учебное пособие Допущено Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 (050300) — Филологическое образование 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК811.161.1(075.8) ББК81.2Рус С89 Н а у ч н ы й р е д а к т о р: др филол. наук, доцент РГПУ им. <...> Слово в курсе лексикологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.Е. Сулименко. <...> УДК811.161.1(075.8) ББК81.2Рус ВВЕДЕНИЕ Книга отражает опыт проведения курса лексикологии на филологическом факультете и опирается на достижения совре менной лингвистической науки, включая результаты исследова ний участников проблемной группы «Слово как единица лекси ческой системы языка», которую при кафедре русского языка РГПУ им. <...> При освещении других тем («Слово как единица лексического уровня языка», «Системный характер русской лексики», «Лексическое значение слова», «Од нозначные и многозначные слова. <...> Идеи «активной грамматики» Л.В. Щербы и указание на не обходимость создания «идеологических словарей», обеспечива ющих потребности говорящего в описании тех или иных фраг ментов реальности, стали для лексикологов определяющими в 4 становлении направления, называемого «активной лексико логией». <...> При таком подходе лингвистика и лексикология как ее важнейшая составляющая становятся частью общей науки о че ловеке. <...> Данные ассоциативного эксперимента подтверждают и по левой принцип организации лексической системы, ядернопе риферийное строение ее элементов, обусловливающее процес сы семного варьирования лексического значения в условиях коммуникации, реализацию коммуникативных прав и обязан ностей адресата и адресанта. <...> С опорой на материалы «Русского ассоциативного словаря» установлено, что «ассоциативные поля помимо всех значений стимула <...>
Современный_русский_язык._Слово_в_курсе_лексикологии.pdf
Н.Е. Сулименко
СОВРЕМЕННЫЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Слово в курсе лексикологии
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 540300 (050300) —
Филологическое образование
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус
С89
Н а у ч н ы й р е д а к т о р:
др филол. наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена
Е.В. СЕРГЕЕВА
Р е ц е н з е н т ы:
др филол. наук, проф. СПбГУ
К.А. РОГОВА,
др филол. наук, проф. РГПУ им. А.И. Герцена
К.П. СИДОРЕНКО
Сулименко Н.Е.
С89
Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.Е. Сулименко. — 4-е
изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 352 с.
ISBN 978-5893498004
Книга посвящена актуальным проблемам курса лексикологии, не
достаточно обеспеченного учебнометодическими пособиями. В ней
освещены как традиционные для курса проблемы, так и новые, свя
занные с интегральными концепциями языка и слова.
Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям фило
логических факультетов вузов.
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус
ISBN 978-5893498004
© Издательство «ФЛИНТА», 2006
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................... 3
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ
ЛЕКСИКОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ .................................................................... 4
Принцип антропоцентризма в лексикологии ................................ 4
Слово в когнитивной парадигме .................................................. 13
Лингвокультурологический аспект анализа слова ....................... 29
Коммуникативные аспекты изучения слова ................................ 47
АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РУССКОЙ ЛЕКСИКЕ ....................... 51
Способы пополнения современного словаря ............................... 54
Заимствования (внешние и внутренние) ..................................... 57
Перегруппировка пластов активного
и пассивного словаря .................................................................... 75
Сохранение общеязыковых тенденций
в развитии лексики ....................................................................... 76
Лексические новации в ассоциативновербальной сети
и неологических словарях ............................................................. 80
СЛОВО КАК ЕДИНИЦА ЛЕКСИЧЕСКОГО
УРОВНЯ ЯЗЫКА ............................................................................ 88
О форме слова в аспекте лексикологии ........................................ 90
Слово и другие единицы языка ..................................................... 93
Слово в аспекте лексикологии .................................................... 97
350
Стр.350
СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР РУССКОЙ ЛЕКСИКИ ....................... 126
Этапы и трудности изучения русской лексики ........................... 126
Парадигматические отношения в лексике ................................. 139
Синтагматические отношения в лексике ................................... 158
Ассоциативнодеривационные отношения
в лексике ...................................................................................... 169
Лексикосистемные связи слов в их учебной
интерпретации ............................................................................ 184
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ,
ЕГО СТРУКТУРНЫЙ ХАРАКТЕР
И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТЕНЦИИ ...................................... 192
К определению лексического значения ...................................... 192
Структура лексического значения и его функциональные
потенции ..................................................................................... 207
СЛОВА ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ.
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА .............................................. 262
Лексическая однозначность и неоднозначность ........................ 262
Способы лексикосемантического варьирования
значений ...................................................................................... 273
Семантическая точность словоупотребления ........................... 290
ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ
ЗНАЧЕНИЙ ..................................................................................... 296
Состояние разработки проблемы ............................................... 296
Сложности в интерпретации типов лексических
значений ...................................................................................... 304
Текстовые последствия разнотипности
лексических значений ................................................................ 321
Заключение ...................................................................................... 333
Литература ......................................................................................... 334
Словари — источники иллюстраций ................................................ 348
351
Стр.351