ISBN 978-5-9765-0835-4 Модальный синтаксис — новый раздел синтаксической науки, призванный исследовать семантику языковых (прежде всего синтаксических единиц) и текста на основе антропоцентрического принципа «человек в язы ке». <...> Традиционные разделы синтаксиса (структурного, коммуникативного, семантического) необходимо дополнить исследованием роли говорящего (я) в структуре языка и речи. <...> УДК 81’367 ББК 81.2-2 ISBN 978-5-9765-0835-4 2 © Солганик Г.Я., 2016 © Издательство «Флинта», 2016 ВВЕДЕНИЕ Предмет анализа в данной работе — субъективная модальность, субъективно-модальный синтаксис, который по аналогии с модальной логикой можно назвать модальным синтаксисом. <...> Задача ее гораздо скромнее — привлечь внимание к важнейшему разделу синтаксиса, наметить пути анализа актуальнейшей темы, охарактеризовать ее узловые пункты. <...> Среди трех компонентов, сторон речевого акта (говорящий, слушающий, передаваемая информация), определяющее значение имеет первый — говорящий, производитель речи. <...> «Русская грамматика» относит к ним интонационные конструкции, грамматические, лексические средства, определенным образом взаимодействующие с интонацией и словорасположением, частицы, вводные слова и группы слов, междометия13 . <...> Так, вводные слова, словосочетания, предложения обладают субъективно-модальным значением потому, что выражают отношение говорящего (я) к содержанию высказывания. <...> Производитель речи многообразно и далеко не всегда прямо и непосредственно проявляет себя в речи. <...> Промежуточным звеном между речью и ее производителем выступает субъект речи. <...> Во всех трех предложениях производитель речи может быть один и тот же. <...> Типы речи, формируемые на основе субъекта речи (местоимения я, ты, он) выражают в целом отмеченные выше значения. <...> При этом наивысшая модальность связана с первым типом (от я), менее высокая — со вторым типом (от ты) и потенциальная — с третьим типом (от он). <...> Источник же субъективномодального значения — соотношение <...>
Очерки_модального_синтаксиса.pdf
Г.Я. Солганик
ОЧЕРКИ МОДАЛЬНОГО СИНТАКСИСА
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
1
Стр.1
УДК 81’367
ББК 81.2-2
С60
Солганик Г.Я.
С60
Очерки модального синтаксиса [Электронный ресурс] :
монография / Г.Я. Солганик. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА,
2016. — 136 с.
ISBN 978-5-9765-0835-4
Модальный синтаксис — новый раздел синтаксической науки,
призванный исследовать семантику языковых (прежде всего синтаксических
единиц) и текста на основе антропоцентрического принципа «человек в язы
ке». Традиционные разделы синтаксиса (структурного, коммуникативного,
семантического) необходимо дополнить исследованием роли говорящего
(я) в структуре языка и речи. Роль говорящего проявляется прежде
всего в субъективной (текстовой) модальности — универсальной языковой
категории, образующей важный слой значения языковых единиц,
играющей большую роль в речеобразовании. В книге описаны теоретические
ос-но вы субъективной модальности, субъективная модальность слова
(словоформы), словосочетания, текста.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов
гуманитарных специальностей, а также для широкого круга читателей,
интересующихся русским языком.
УДК 81’367
ББК 81.2-2
ISBN 978-5-9765-0835-4
2
© Солганик Г.Я., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
Оглавление
Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы модального синтаксиса .................................6
Глава 2. Словосочетание как фактор формирования субъективномодального
значения .........................................................................................16
Глава 3. Субъективно-модальное значение предложения
(высказывания) ...................................................................................................25
3.1. Субъективно-модальное значение предложений
типа N1
— Vf
3.3. Субъективно-модальное значение предложений
типа Воды убывает (структурная схема N2
Vf3s
...................................................................................................27
3.2. Субъективно-модальное значение предложений
типа Запрещается шуметь (структурная схема Vf3s
Inf) ...............41
) ................................47
3.4. Формирование высказывания как речевой единицы.
Типизация — важнейший процесс речеобразования ......................51
Глава 4. Текстовая модальность как семантическая основа текста
и важнейшая стилевая категория ..................................................................64
4.1. О категории «текстовая модальность» ................................................64
4.2. Типы речи .......................................................................................................80
4.3. Автор как стилеобразующая категория текста .................................95
4.4. Текстовая модальность в языке художественной
литературы ...................................................................................................110
Заключение .................................................................................................................131
134
Стр.134