Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторРудяков А. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц312
ID244583
АннотацияКнига посвящена вопросам, связанным с функциональной стороной текста. В свете регулятивной теории языка лингвистическая инструментология определяется как составная часть орудиеведения — общей науки о человеческих инструментах. Автор обосновывает мысль о том, что методика стилистического анализа художественного текста, предложенная в работах Н.А. Рудякова, является основой функционального понимания устройства текста. Данное устройство обусловлено необходимостью воздействовать на систему ценностей читателя и представляет собой универсальную для всех инструментов функциональную систему: соединение «острия» и «рукояти».
Кому рекомендованоДля специалистов в области гуманитарных наук, философов, языковедов, преподавателей языка и литературы, студентов филологических факультетов.
ISBN978-5-9765-1625-0
УДК811.161.1’42(075.8)
ББК81.2Рус-3-923
Рудяков, А. Н. Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология : учеб. пособие / А. Н. Рудяков .— Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 312 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-1625-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244583 (дата обращения: 16.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В свете регулятивной теории языка лингвистическая инструментология определяется как составная часть орудиеведения — общей науки о человеческих инструментах. <...> 112 Теоретические сведения о природе произведения словесного искусства . <...> 171 Различие соотносительных языковых средств по их роли в построении стилистической системы художественного произведения . <...> Итак, эта книга о том, как «сквозной элемент» и «средства словесной экспликации» в книгах отца стали «острием» и «рукоятью» в книгах сына. <...> 4 12 качества той или иной реалии в той или иной степени, справедливы. <...> Сущность — это самое важное, самое главное качество реалии. <...> Очевидно, что функциональные качества реалии, так же как и субстанциональные, образуют стратифицированное множество, в центре которого — главное, основное, функциональное качество, которое мы предлагаем обозначать термином фу н к - ц и я. <...> До того, как начать писать эту книгу, я хотел написать другую: «Топороведение для лингвистов». <...> 27 глава 2 ТопоРовеДеНие ДЛя ЛиНгвисТов история топора 9 Для функционалиста очевидно, что феномен «топорности» возникает задолго до феномена «железности» + «деревянности». <...> С появлением железных топоров землянки сменились избами, а лодки — ладьями. <...> Очеловечивание мира есть преобразование мира в соответствии с представлениями человека о «должном», о том, каким должен быть этот мир «в идеале». <...> Очеловечивание мира есть 42 инвариант по отношению к бесконечному множеству деятельностей. <...> .15 Очеловечивание мира не имеет пространственных и временных границ. <...> Итак, очеловечивание мира — это следствие нашей деятельности, наше несогласие с данностью, т.е. желание преобразовать Универсум с помощью орудий так, как нам представляется правильным. <...> Орудиеведение, или тулистика, или инструментология, создание которой, по нашему глубокому убеждению, является настоятельной потребностью сегодняшнего этапа развития нашей цивилизации, это пока гипотетическая отрасль <...>
Топоры_и_тексты._Лингвистическая_инструментология.pdf
А.Н. Рудяков ТопоРы и ТексТы ЛиНгвисТическАя иНсТРумеНТоЛогия Учебное пособие Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1
Стр.1
УДК 811.161.1’42(075.8) ББК 81.2Рус-3-923 Р83 Рудяков А.Н. Р83 Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Рудяков. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 312 с. ISBN 978-5-9765-1625-0 Книга посвящена вопросам, связанным с функциональной стороной текста. В свете регулятивной теории языка лингвистическая инструментология определяется как составная часть орудиеведения — общей науки о человеческих инструментах. Автор обосновывает мысль о том, что методика стилистического анализа художественного текста, предложенная в работах Н.А. Рудякова, является основой функционального понимания устройства текста. Данное устройство обусловлено необходимостью воздействовать на систему ценностей читателя и представляет собой универсальную для всех инструментов функциональную систему: соединение «острия» и «рукояти». Для специалистов в области гуманитарных наук, философов, языковедов, преподавателей языка и литературы, студентов филологических факультетов. УДК 811.161.1’42(075.8) ББК 81.2Рус-3-923 ISBN 978-5-9765-1625-0 2 © Рудяков А.Н., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
соДеРЖАНие Предисловие ...................................................................................................................4 Глава 1. Основы орудийной теории языка .................................................10 Глава 2. Топороведение для лингвистов ......................................................28 Глава 3. Тексты для воздействия на систему ценностей ........................59 Вместо заключения ..................................................................................................105 ПРИЛОжеНИе Н.А. Рудяков. основы анализа художественного текста .......................112 Введение .......................................................................................................................112 Теоретические сведения о природе произведения словесного искусства ......................................................................................................................121 Идейно-образное содержание литературно-художественного произведения ......................................................................................................122 Художественный образ ....................................................................................130 Образные средства языка художественного произведения ...............132 Различие языковых средств по характеру и степени участия в выражении образного содержания ..........................................................137 Специфика художественного текста. Стиль художественного произведения ......................................................................................................153 Закономерности стиля художественного произведения ....................161 Закономерности стиля лирического произведения ..............................163 Закономерности стиля эпического произведения ................................171 Различие соотносительных языковых средств по их роли в построении стилистической системы художественного произведения ......................................................................................................180 Опыты анализа эпических произведений ........................................................186 Опыты анализа драматических произведений ...............................................265 Опыты анализа лирических произведений .....................................................292 Заключение .................................................................................................................308 3
Стр.3