ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ XIX – 1-я половина ХХ в. <...> Часть 1 Хрестоматия 2-е издание, стереотипное Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология» Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 801 (091) ББК 81-93 И90 И90 История языкознания: ХIХ – 1-я половина ХХ в. <...> Бопп Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого . <...> Фосслер Позитивизм и идеализм в языкознании . <...> 178 Отношение истории языка к истории литературы . <...> В соответствии с традицией материалы располагаются прежде всего хронологически, хрестоматия членится на две большие части («Языкознание ХIХ в.» и «Языкознание ХХ в.») и небольшую, но важную часть, представляющую лингвистику рубежа ХIХ и ХХ вв. <...> ), работы, в которых формулируются теоретико-методологические постулаты важнейших лингвистических школ и направлений (Г. Шлейхер, Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Тезисы Пражского лингвистического кружка, работы К. <...> Санскрит открывает историческую перспективу сравнения язы Сравнительно-историческая парадигма лингвистики ХIХ в. <...> Кондильяк, 1715–1780), идеи исторического развития языков в тесной связи с развитием народов и отражения в языке духовного своеобразия народов (Э. <...> Путь постижения духовного своеобразия наций приводил их к анализу фольклора, в том числе текстов устного народного творчества, а затем – к исследованию языка нации. <...> Выстраивается парадигма понятий-терминов: внутренняя форма – внешняя форма, форма языка – материя языка. <...> Внутренняя форма языка (ВФЯ) фиксирует особенности национального миропонимания, индивидуальный способ, посредством которого народ выражает свои мысли и чувства. <...> Принципиальное значение для становления семасиологии имеют предложенная российским лингвистом интерпретация структуры значения слова, введение терминов «ближайшее <...>
История_языкознания_XIX_-_1-я_пол._XX_в._В_2_ч._Ч._1_(3).pdf
УДК 8(091)(0825.2)
ББК 81я73
И90
И90
История языкознания : ХIХ – первая половина ХХ
века : хрестоматия : в 2 ч. / сост., авт. коммент. и заданий
д-р филол. наук З.И. Резанова. – 4-е изд., стер. – Москва :
ФЛИНТА, 2024. – Ч. 1. – 264 с. – ISBN 978-5-9765-1388-4
(Общ.); ISBN 978-5-9765-1389-1 (Ч. 1). – Текст : электронный.
В
хрестоматии представлены извлечения репрезентативных
произведений собственно языковедческой и лингвофилософской
проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии
предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются
отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии
языкознания, научные направления и место представленных в
разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания
соответствующей эпохи.
Для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей.
УДК
8(091)(0825.2)
ББК 81я73
ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.) © Резанова З.И., 2021
ISBN 978-5-9765-1389-1 (Ч. 1) © Издательство «ФЛИНТА», 2021
Стр.2
Оглавление
Предисловие .................................................................................................................... 5
Раздел 1. Языкознание ХIХ в. ..................................................................................... 8
Сравнительно-историческая парадигма лингвистики ХIХ в.
Проблематика. Становление метода ..................................................................... 8
1.1. Первый этап сравнительно-исторического языкознания .................... 16
Ф. Бопп
Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого,
латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого ................ 16
Р. Раск
Исследования в области древнесеверного языка,
или Происхождение исландского языка (о происхождении
древнескандинавского, или исландского, языка) ............................................... 23
Об этимологии вообще ......................................................................................... 24
Я. Гримм
Из предисловия к «Немецкой грамматике». О происхождении языка ............. 31
В. Гумбольдт
О различии строения человеческих языков и его влиянии
на духовное развитие человеческого рода .......................................................... 39
1.2. Второй этап сравнительно-исторического языкознания ...................... 61
А. Шлейхер
Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков
(предисловие) ........................................................................................................ 61
Немецкий язык ...................................................................................................... 65
Теория Дарвина в применении к науке о языке (публичное послание
доктору Эрнсту Геккелю, э.о. профессору зоологии и директору
зоологического музея при Йенском университете) ........................................... 73
Басня, составленная А. Шлейхером на индоевропейском праязыке ................ 79
1.3. Третий этап сравнительно-исторического языкознания.
Психологическое направление в языкознании. Младограмматизм .......... 80
Г. Штейнталь
Грамматика, логика и психология (их принципы и их взаимоотношения) ...... 80
Языкознание как психология народов ................................................................ 85
Стр.3
А.А. Потебня
Мысль и язык ........................................................................................................ 88
Из записок по русской грамматике ..................................................................... 96
Г. Остгоф, К. Бругман
Предисловие к книге «Морфологические исследования
в области индоевропейских языков» ................................................................. 112
Г. Пауль
Принципы истории языка (Извлечения) ........................................................... 122
В. Дельбрюк
Введение в изучение индоевропейских языков ................................................ 136
Вопросы для обсуждения .................................................................................. 138
Раздел 2. Языкознание рубежа ХIХ и ХХ вв. ....................................................... 140
Лингвистика рубежа веков. Смена предметной сферы.
В поисках метода ................................................................................................ 140
И.А. Бодуэн де Куртенэ
Некоторые общие замечания о языковедении и языке .................................... 145
К. Фосслер
Позитивизм и идеализм в языкознании ............................................................ 164
Грамматика и история языка. К вопросу об отношении
между «правильным» и «истинным» в языковедении ..................................... 178
Отношение истории языка к истории литературы ........................................... 189
Ф. де Соссюр
Курс общей лингвистики ................................................................................... 199
Вопросы для обсуждения ................................................................................... 261
Рекомендуемая литература ........................................................................................ 263
Стр.4