Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История языкознания: XIX - 1-я пол. XX в. В 2 ч. Ч. 1 (1500,00 руб.)

0   0
АвторыРезанова З. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц265
ID244562
АннотацияВ хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания, научные направления и место представленных в разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология»
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей.
ISBN978-5-9765-1389-1 (Ч. 1)
УДК8(091)(0825.2)
ББК81я73
История языкознания: XIX - 1-я пол. XX в. В 2 ч. Ч. 1 : хрестоматия / З. И. Резанова .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024 .— 265 с. — ISBN 978-5-9765-1389-1 (Ч. 1) .— ISBN 978-5-9765-1388-4 (общ.) .— URL: https://rucont.ru/efd/244562 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ XIX – 1-я половина ХХ в. <...> Часть 1 Хрестоматия 2-е издание, стереотипное Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология» Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 801 (091) ББК 81-93 И90 И90 История языкознания: ХIХ – 1-я половина ХХ в. <...> Бопп Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого . <...> Фосслер Позитивизм и идеализм в языкознании . <...> 178 Отношение истории языка к истории литературы . <...> В соответствии с традицией материалы располагаются прежде всего хронологически, хрестоматия членится на две большие части («Языкознание ХIХ в.» и «Языкознание ХХ в.») и небольшую, но важную часть, представляющую лингвистику рубежа ХIХ и ХХ вв. <...> ), работы, в которых формулируются теоретико-методологические постулаты важнейших лингвистических школ и направлений (Г. Шлейхер, Ф. де Соссюр, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Тезисы Пражского лингвистического кружка, работы К. <...> Санскрит открывает историческую перспективу сравнения язы Сравнительно-историческая парадигма лингвистики ХIХ в. <...> Кондильяк, 1715–1780), идеи исторического развития языков в тесной связи с развитием народов и отражения в языке духовного своеобразия народов (Э. <...> Путь постижения духовного своеобразия наций приводил их к анализу фольклора, в том числе текстов устного народного творчества, а затем – к исследованию языка нации. <...> Выстраивается парадигма понятий-терминов: внутренняя форма – внешняя форма, форма языка – материя языка. <...> Внутренняя форма языка (ВФЯ) фиксирует особенности национального миропонимания, индивидуальный способ, посредством которого народ выражает свои мысли и чувства. <...> Принципиальное значение для становления семасиологии имеют предложенная российским лингвистом интерпретация структуры значения слова, введение терминов «ближайшее <...>
История_языкознания_XIX_-_1-я_пол._XX_в._В_2_ч._Ч._1_(3).pdf
УДК 8(091)(0825.2) ББК 81я73 И90 И90 История языкознания : ХIХ – первая половина ХХ века : хрестоматия : в 2 ч. / сост., авт. коммент. и заданий д-р филол. наук З.И. Резанова. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024. – Ч. 1. – 264 с. – ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.); ISBN 978-5-9765-1389-1 (Ч. 1). – Текст : электронный. В хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания, научные направления и место представленных в разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи. Для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей. УДК 8(091)(0825.2) ББК 81я73 ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.) © Резанова З.И., 2021 ISBN 978-5-9765-1389-1 (Ч. 1) © Издательство «ФЛИНТА», 2021
Стр.2
Оглавление Предисловие .................................................................................................................... 5 Раздел 1. Языкознание ХIХ в. ..................................................................................... 8 Сравнительно-историческая парадигма лингвистики ХIХ в. Проблематика. Становление метода ..................................................................... 8 1.1. Первый этап сравнительно-исторического языкознания .................... 16 Ф. Бопп Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого ................ 16 Р. Раск Исследования в области древнесеверного языка, или Происхождение исландского языка (о происхождении древнескандинавского, или исландского, языка) ............................................... 23 Об этимологии вообще ......................................................................................... 24 Я. Гримм Из предисловия к «Немецкой грамматике». О происхождении языка ............. 31 В. Гумбольдт О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода .......................................................... 39 1.2. Второй этап сравнительно-исторического языкознания ...................... 61 А. Шлейхер Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков (предисловие) ........................................................................................................ 61 Немецкий язык ...................................................................................................... 65 Теория Дарвина в применении к науке о языке (публичное послание доктору Эрнсту Геккелю, э.о. профессору зоологии и директору зоологического музея при Йенском университете) ........................................... 73 Басня, составленная А. Шлейхером на индоевропейском праязыке ................ 79 1.3. Третий этап сравнительно-исторического языкознания. Психологическое направление в языкознании. Младограмматизм .......... 80 Г. Штейнталь Грамматика, логика и психология (их принципы и их взаимоотношения) ...... 80 Языкознание как психология народов ................................................................ 85
Стр.3
А.А. Потебня Мысль и язык ........................................................................................................ 88 Из записок по русской грамматике ..................................................................... 96 Г. Остгоф, К. Бругман Предисловие к книге «Морфологические исследования в области индоевропейских языков» ................................................................. 112 Г. Пауль Принципы истории языка (Извлечения) ........................................................... 122 В. Дельбрюк Введение в изучение индоевропейских языков ................................................ 136 Вопросы для обсуждения .................................................................................. 138 Раздел 2. Языкознание рубежа ХIХ и ХХ вв. ....................................................... 140 Лингвистика рубежа веков. Смена предметной сферы. В поисках метода ................................................................................................ 140 И.А. Бодуэн де Куртенэ Некоторые общие замечания о языковедении и языке .................................... 145 К. Фосслер Позитивизм и идеализм в языкознании ............................................................ 164 Грамматика и история языка. К вопросу об отношении между «правильным» и «истинным» в языковедении ..................................... 178 Отношение истории языка к истории литературы ........................................... 189 Ф. де Соссюр Курс общей лингвистики ................................................................................... 199 Вопросы для обсуждения ................................................................................... 261 Рекомендуемая литература ........................................................................................ 263
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.