Я.В. ПОГРЕБНАЯ «ПЛОТЬ ПОЭЗИИ И ПРИЗРАК ПРОЗРАЧНОЙ ПРОЗЫ… <...> ПОГРЕБНАЯ «ПЛОТЬ ПОЭЗИИ И ПРИЗРАК ПРОЗРАЧНОЙ ПРОЗЫ» ЛИРИКА В.В. <...> КАК ЧАСТЬ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО КОСМОСА В современной истории литературы Набоков идентифицируется в первую очередь как романист, что не вполне справедливо, поскольку самостоятельными компонентами творческой Вселенной Набокова выступают и рассказы писателя, циклизируемые в сборники, бесспорно, лирика и публицистика, и отчасти драма. <...> Почти невозможно поэтому анализировать творчество Набокова, опираясь на критерии последовательной художественной эволюции, как невозможно описать и осмыслить набоковский отдельный текст в изоляции от других. <...> Именно этот всеобъемлющий энциклопедизм и синтетичность набоковского романа заставляют писателя искать для своих романов новой жанровой классификации: в послесловии к американскому изданию «Лолиты» Набоков называет свой роман «книгой». <...> Эстетический и онтологический феномен Набокова определяется единством трех ипостасей автора: художника-демиурга, мудрого, эрудированного, внимательного читателя и исследователя художественного текста (именно текста, а не биографии писателя или истории литературы). <...> Триединый феномен Набокова как художникатворца своего мира, своей поэтической Вселенной актуализирует три основных направления исследования набоковского текста: первый, наиболее востребованный на рубеже ХХ-ХХI веков, находится в русле интертекстуальной стратегии описания и анализа произведений Набокова (К. <...> Люди лунного света в русской прозе Набокова (К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века) // Звезда, 1996. <...> Именно в предисловии к итоговому сборнику стихотворений художника В.Е. Набокова указала на главную тему всего творчества Набокова – «потусторонность»26. <...> Дар Набокова созревал именно в лирике, и стихи, по определению Кончеева в романе «Дар», выступают как модели будущих романов. <...> Лирика Набокова билингвистична <...>
«Плоть_поэзии_и_призрак_прозрачной_прозы»._Лирика_В.В._Набокова.pdf
Я.В. ПОГРЕБНАЯ
«ПЛОТЬ ПОЭЗИИ И ПРИЗРАК ПРОЗРАЧНОЙ
ПРОЗЫ»
ЛИРИКА В.В. НАБОКОВА
Монография
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 82.0: 801.6; 82-1/-9
ББК 83 3 (2Рос)
П43
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
д-р филол. наук, проф. В.М. Головко
Погребная Я.В.
П43
«Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В.
Набокова [Электронный ресурс] : монография / Я.В. Погребная. – 4-е изд.,
стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 247 с.
ISBN 978-5-9765-1134-7
В монографии анализируется лирика В.В. Набокова как часть художественного
космоса, ментального мира мира писателя. Аспектами анализа выступают проблемы
целостности и единства космоса Набокова, реализуемые в лирике, выступающей, с одной
стороны компонентом мира Набокова, с дургой, - самостоятельным, но не автономным
миром, связанным с утверждением и развитием философских, онтологических и
собственно эстетических принципов Набокова в границах лирического пространства. В
качестве семиологического факта анализируется первое стихотворение художника,
рассмтренное в контексте других первых произведений. Целостное лирическое
пространство Набокова анализируется в аспекте поэтической реализации категорий
«входа» и «выхода», установления семантического объема понятия «вечность»,
идентификации форм «потусторонности» и состояния лирического субъета
(«прозраность/непрозрачность»). Амбивалентность набоковской лирики, тяготеющей к
синтезу с эпосом, с одной стороны, и к родовой автономности, с другой,
идентифицируется
в
разнообразных формах синэстезии. Концептуализация
феноменоменологические качества лирики Набокова находит выражение в глобализации
и абсолютизации зрения и принципа зримости, в свою очередь выступающих основой для
синэстезии лирики и архитектуры в аспекте специфических для Набокова поисков
пространственного выражения темпоральности.
Адресована студентам, преподавателям вузов, учителям школ, лицеев, гимназий, а
также всем, интересующимися творчеством В.В. Набокова.
УДК 82.0: 801.6; 82-1/-9
ББК 83 3 (2Рос)
ISBN 978-5-9765-1134-7
© Погребная Я.В., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
1. Введение. Лирика Набокова
СОДЕРЖАНИЕ
как
часть
его
творческого
космоса……………………………………………………………….…….3
2. Первое произведение как семиологический факт……………………..10
2.1. Стихотворение «Дождь пролетел»………………………………….11
2.2. «Аня в Стране Чудес» - перевод сказки Л. Кэрролла……………...29
2.3. «Машенька» – компендий набоковского романа…………………..38
2.4. Драматургия Набокова и ее место в художественном космосе
писателя…...…………………………………………………………..47
3. «Вход» и «выход» в лирике Набоков…………………………………..57
3.1. Дистрибуция «начала пути…………………………………………..58
3.2. Семантический объем понятия «вечность» в лирике Набокова…..66
3.3. Формы потусторонности в сонетах Набокова……………………...87
- «Фосфорные рифмы» сонетов...……………………………………….88
- Особенности хронотопа сонетов………………………………………95
3.4. Состояние
лирического
субъекта
на
границе
(«прозрачность/непрозрачность»)………………….……………...102
3.5. Поэтика имен и названий (на материале стихотворений, вошедших
в прижизненные сборники)…………………………………………107
4. Способы и принципы синтеза стиха и прозы, лирики и эпоса в
художественном пространстве мира Набокова……………………....113
4.1. «Дар» – как элогиум нового времени….………………………..…114
4.2. «Так впечатление былое во льду гармонии живет…» («Стихи»
Федора Годунова-Чердынцева из романа «Дар»)…………………121
4.3. Опрокинутый сонет, обрамляющий «Жизнь Чернышевского» в
романе «Дар»………………………………………………………..146
4.4. Распыление и концентрация смысла: стихотворение как обобщение
романа………………………………………………………………..157
4.5. Стихотворение «Око» и роман «Соглядатай»: абсолютизация
зрения и наблюдения………………………………………………..186
5. Тенденция к синэстезии в мире Набокова…………………………….198
5.1. Принцип зримости как выражение синэстезии в лирике
Набокова…………………………………………………………..…200
5.2. Синэстезия лирики и архитектуры как следствие оптичности
времени…...………………………………………………………….211
6. Заключение...……………………………………………………………227
7. Библиография...…………………………………………………………232
миров
230
Стр.230