Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

«Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы». Лирика В.В. Набокова (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПогребная Я. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц247
ID244532
АннотацияВ монографии анализируется лирика В.В. Набокова как часть художественного космоса, ментального мира мира писателя. Аспектами анализа выступают проблемы целостности и единства космоса Набокова, реализуемые в лирике, выступающей, с одной стороны компонентом мира Набокова, с другой, - самостоятельным, но не автономным миром, связанным с утверждением и развитием философских, онтологических и собственно эстетических принципов Набокова в границах лирического пространства. В качестве семиологического факта анализируется первое стихотворение художника, рассмотренное в контексте других первых произведений. Целостное лирическое пространство Набокова анализируется в аспекте поэтической реализации категорий «входа» и «выхода», установления семантического объема понятия «вечность», идентификации форм «потусторонности» и состояния лирического субъекта («прозрачность/непрозрачность»). Амбивалентность набоковской лирики, тяготеющей к синтезу с эпосом, с одной стороны, и к родовой автономности, с другой, идентифицируется в разнообразных формах синэстезии. Концептуализация феноменоменологические качества лирики Набокова находит выражение в глобализации и абсолютизации зрения и принципа зримости, в свою очередь выступающих основой для синэстезии лирики и архитектуры в аспекте специфических для Набокова поисков пространственного выражения темпоральности.
Кому рекомендованоАдресована студентам, преподавателям вузов, учителям школ, лицеев, гимназий, а также всем, интересующимися творчеством В.В. Набокова.
ISBN978-5-9765-1134-7
УДК821.0:801.6
ББК83.3(2Рос)
Погребная, Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы». Лирика В.В. Набокова : монография / Я.В. Погребная .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 247 с. — Библиогр.: с. 231-246 .— ISBN 978-5-9765-1134-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244532 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Я.В. ПОГРЕБНАЯ «ПЛОТЬ ПОЭЗИИ И ПРИЗРАК ПРОЗРАЧНОЙ ПРОЗЫ… <...> ПОГРЕБНАЯ «ПЛОТЬ ПОЭЗИИ И ПРИЗРАК ПРОЗРАЧНОЙ ПРОЗЫ» ЛИРИКА В.В. <...> КАК ЧАСТЬ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО КОСМОСА В современной истории литературы Набоков идентифицируется в первую очередь как романист, что не вполне справедливо, поскольку самостоятельными компонентами творческой Вселенной Набокова выступают и рассказы писателя, циклизируемые в сборники, бесспорно, лирика и публицистика, и отчасти драма. <...> Почти невозможно поэтому анализировать творчество Набокова, опираясь на критерии последовательной художественной эволюции, как невозможно описать и осмыслить набоковский отдельный текст в изоляции от других. <...> Именно этот всеобъемлющий энциклопедизм и синтетичность набоковского романа заставляют писателя искать для своих романов новой жанровой классификации: в послесловии к американскому изданию «Лолиты» Набоков называет свой роман «книгой». <...> Эстетический и онтологический феномен Набокова определяется единством трех ипостасей автора: художника-демиурга, мудрого, эрудированного, внимательного читателя и исследователя художественного текста (именно текста, а не биографии писателя или истории литературы). <...> Триединый феномен Набокова как художникатворца своего мира, своей поэтической Вселенной актуализирует три основных направления исследования набоковского текста: первый, наиболее востребованный на рубеже ХХ-ХХI веков, находится в русле интертекстуальной стратегии описания и анализа произведений Набокова (К. <...> Люди лунного света в русской прозе Набокова (К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века) // Звезда, 1996. <...> Именно в предисловии к итоговому сборнику стихотворений художника В.Е. Набокова указала на главную тему всего творчества Набокова – «потусторонность»26. <...> Дар Набокова созревал именно в лирике, и стихи, по определению Кончеева в романе «Дар», выступают как модели будущих романов. <...> Лирика Набокова билингвистична <...>
«Плоть_поэзии_и_призрак_прозрачной_прозы»._Лирика_В.В._Набокова.pdf
Я.В. ПОГРЕБНАЯ «ПЛОТЬ ПОЭЗИИ И ПРИЗРАК ПРОЗРАЧНОЙ ПРОЗЫ» ЛИРИКА В.В. НАБОКОВА Монография 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 82.0: 801.6; 82-1/-9 ББК 83 3 (2Рос) П43 Н а у ч н ы й р е д а к т о р д-р филол. наук, проф. В.М. Головко Погребная Я.В. П43 «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова [Электронный ресурс] : монография / Я.В. Погребная. – 4-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 247 с. ISBN 978-5-9765-1134-7 В монографии анализируется лирика В.В. Набокова как часть художественного космоса, ментального мира мира писателя. Аспектами анализа выступают проблемы целостности и единства космоса Набокова, реализуемые в лирике, выступающей, с одной стороны компонентом мира Набокова, с дургой, - самостоятельным, но не автономным миром, связанным с утверждением и развитием философских, онтологических и собственно эстетических принципов Набокова в границах лирического пространства. В качестве семиологического факта анализируется первое стихотворение художника, рассмтренное в контексте других первых произведений. Целостное лирическое пространство Набокова анализируется в аспекте поэтической реализации категорий «входа» и «выхода», установления семантического объема понятия «вечность», идентификации форм «потусторонности» и состояния лирического субъета («прозраность/непрозрачность»). Амбивалентность набоковской лирики, тяготеющей к синтезу с эпосом, с одной стороны, и к родовой автономности, с другой, идентифицируется в разнообразных формах синэстезии. Концептуализация феноменоменологические качества лирики Набокова находит выражение в глобализации и абсолютизации зрения и принципа зримости, в свою очередь выступающих основой для синэстезии лирики и архитектуры в аспекте специфических для Набокова поисков пространственного выражения темпоральности. Адресована студентам, преподавателям вузов, учителям школ, лицеев, гимназий, а также всем, интересующимися творчеством В.В. Набокова. УДК 82.0: 801.6; 82-1/-9 ББК 83 3 (2Рос) ISBN 978-5-9765-1134-7 © Погребная Я.В., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
1. Введение. Лирика Набокова СОДЕРЖАНИЕ как часть его творческого космоса……………………………………………………………….…….3 2. Первое произведение как семиологический факт……………………..10 2.1. Стихотворение «Дождь пролетел»………………………………….11 2.2. «Аня в Стране Чудес» - перевод сказки Л. Кэрролла……………...29 2.3. «Машенька» – компендий набоковского романа…………………..38 2.4. Драматургия Набокова и ее место в художественном космосе писателя…...…………………………………………………………..47 3. «Вход» и «выход» в лирике Набоков…………………………………..57 3.1. Дистрибуция «начала пути…………………………………………..58 3.2. Семантический объем понятия «вечность» в лирике Набокова…..66 3.3. Формы потусторонности в сонетах Набокова……………………...87 - «Фосфорные рифмы» сонетов...……………………………………….88 - Особенности хронотопа сонетов………………………………………95 3.4. Состояние лирического субъекта на границе («прозрачность/непрозрачность»)………………….……………...102 3.5. Поэтика имен и названий (на материале стихотворений, вошедших в прижизненные сборники)…………………………………………107 4. Способы и принципы синтеза стиха и прозы, лирики и эпоса в художественном пространстве мира Набокова……………………....113 4.1. «Дар» – как элогиум нового времени….………………………..…114 4.2. «Так впечатление былое во льду гармонии живет…» («Стихи» Федора Годунова-Чердынцева из романа «Дар»)…………………121 4.3. Опрокинутый сонет, обрамляющий «Жизнь Чернышевского» в романе «Дар»………………………………………………………..146 4.4. Распыление и концентрация смысла: стихотворение как обобщение романа………………………………………………………………..157 4.5. Стихотворение «Око» и роман «Соглядатай»: абсолютизация зрения и наблюдения………………………………………………..186 5. Тенденция к синэстезии в мире Набокова…………………………….198 5.1. Принцип зримости как выражение синэстезии в лирике Набокова…………………………………………………………..…200 5.2. Синэстезия лирики и архитектуры как следствие оптичности времени…...………………………………………………………….211 6. Заключение...……………………………………………………………227 7. Библиография...…………………………………………………………232 миров 230
Стр.230