Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 572104)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМусатов В. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц360
ID244463
АннотацияПособие подготовлено в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 — Русский язык и литература. В нем представлены разделы морфемики, морфонологии и словообразования, описывается словообразование имен существительных, имен прилагательных, глаголов и наречий. Материал рассматривается с учетом традиции и новых теоретических исследований в области морфемики, морфонологии и словообразования. Пособие знакомит с различными точками зрения, существующими в лингвистике по одной и той же проблеме. В тех случаях, когда действующие в современном языке законы не могут дать объяснения некоторым фактам, синхронное освещение языковых явлений включает элементы исторического комментирования. Теоретические положения в пособии иллюстрируются большим количеством примеров, где подвергаются анализу различные в морфемном, морфонологическом и словообразовательном отношении слова. Разбор проводится по схемам и сопровождается подробным комментарием.
Кем рекомендованоУМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 (032900) — Русский язык и литература
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим специальностям, а также для учителей-словесников.
ISBN978-5-9765-0798-2
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-923
Мусатов, В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование : учеб. пособие / В.Н. Мусатов .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 360 с. — ISBN 978-5-9765-0798-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/244463 (дата обращения: 26.10.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Например, суффикс -ец- имеет словообразовательное значение ‘лицо по названию населенного пункта’: саратов-ец, тамбов-ец. <...> В морфемике рассматривается фонологическая структура морфем, морфонологические процессы, встречающиеся на стыке морфем в производных словах, пути устранения некоторых сочетаний фонем (чередование фонем, их выпадение или вставка), принципы выделения минимальных значимых частей в словоформах, критерии их отождествления, классификация морфем и их характеристика. <...> Так, полную парадигму существительного дом образуют две частные парадигмы: частная парадигма единственного числа и частная парадигма множественного числа. <...> 16 В полную парадигму входят также отдельные формы, не входящие в частные парадигмы, например, инфинитив не входит ни в одну из частных парадигм глагола. <...> В лингвистической литературе морфема нередко определяется как минимальная, далее не делимая значимая часть слова. <...> Этим признаком обладают прежде всего аффиксальные морфемы. <...> В первой паре словоформ выделяются морфы -ец и -ц, представляющие одну и ту же суффиксальную морфему, во второй паре слов различные морфы книг- и книж- представляют одну и ту же корневую морфему. <...> Например, суффиксальный морф -ц- выступает перед флексиями, начинающимися гласными, в остальных случаях — морф -ец: саратов-ц-а, саратов-ц-у и т.д., но саратов-ец-ш. <...> Если же суффиксу предшествуют две согласные, то суффиксальный морф -ец выступает и перед флексиями, начинающимися гласными: И. п. лж-ец-ш, Р. п. лж-ец-а. <...> Суффиксальные морфы -ец и -ич в словоформах волгоградец и костромич имеют одно и то же значение — ‘житель города’, но фонемный состав их совершенно разный. <...> Следовательно, эти два морфа относятся к разным морфемам. <...> А суффиксальные морфы -чик в словоформах водопроводчик и стульчик по фонемному составу совпадают, но они различаются по значению: в словоформе водопроводчик суффиксальный морф -чик имеет значение ‘лицо по профессии’, а в словоформе <...>
Русский_язык_морфемика,_морфонология,_словообразование.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Русский_язык_морфемика,_морфонология,_словообразование.pdf
В.Н. Мусатов РУССКИЙ ЯЗЫК МОРФЕМИКА МОРФОНОЛОГИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 (032900) — Русский язык и литература Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус923 М91 Р е ц е н з е н т û: д-р филол. наук, профессор Беднарская Л.Д.; д-р пед. наук, профессор Пузанкова Е.Н. Мусатов В.Н. М91 Русский язык: морфемика, морфонология, словообразова ние [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Н. Мусатов. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 360 с. ISBN 9785976507982 Пособие подготовлено в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 — Русский язык и литература. В нем представлены разделы морфемики, морфонологии и словообразования, описывается словообразование имен существительных, имен прилагательных, глаголов и наречий. Материал рассматривается с учетом традиции и новых теоретических исследований в области морфемики, морфонологии и словообразования. Пособие знакомит с различными точками зрения, существующими в лингвистике по одной и той же проблеме. В тех случаях, когда действующие в современном языке законы не могут дать объяснения некоторым фактам, синхронное освещение языковых явлений включает элементы исторического комментирования. Теоретические положения в пособии иллюстрируются большим количеством примеров, где подвергаются анализу различные в морфемном, морфонологическом и словообразовательном отношении слова. Разбор проводится по схемам и сопровождается подробным комментарием. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим специальностям, а также для учителей-словесников. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус923 ISBN 9785976507982 2 ©Мусатов В.Н., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................ 10 МОРФЕМИКА ПРЕДМЕТ МОРФЕМИКИ ................................................................. 13 СЛОВО И СЛОВОФОРМА ................................................................ 15 ПОНЯТИЕ МОРФЕМЫ ..................................................................... 17 МОРФЕМА И МОРФ ........................................................................ 20 АЛЛОМОРФЫ И ВАРИАНТЫ МОРФЕМ .......................................... 24 КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА ......................... 26 Корневая морфема (êîðåíü) ............................................................. 28 Свободные и связанные корни ....................................................... 29 Аффиксальные морфемы (àôôèêñû) ................................................. 31 Аффиксы по месту относительно корня, а также других аффиксов ............................................................. 32 Префиксы (ïðèñòàâêè) ........................................................... 32 Суффиксы .............................................................................. 36 Флексии (îêîí÷àíèÿ) ............................................................... 47 Постфиксы ............................................................................. 53 Интерфиксы ........................................................................... 54 Унификсы ............................................................................... 59 Аффиксоиды ........................................................................... 60 Вопрос о конфиксах ................................................................. 62 Субморфы .............................................................................. 63 Аффиксы по материальному выражению ........................................ 64 Материально выраженные и нулевые аффиксальные морфемы ................................................................................ 64 Аффиксы по функции .................................................................. 73 Аффиксы по воспроизводимости ................................................... 75 3
Стр.3
Аффиксы по активности ............................................................... 77 Аффиксы по стилистической окраске ............................................. 80 ОСНОВА СЛОВА ............................................................................... 81 Классификация грамматических основ русского языка ........................ 82 Степени членимости основ ................................................................ 88 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МОРФЕМНОМ СОСТАВЕ СЛОВА ................................................. 89 Опрощение ..................................................................................... 89 Переразложение .............................................................................. 92 Усложнение .................................................................................... 93 Декорреляция ................................................................................. 94 ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА .......................................... 95 Образцы этимологического анализа ................................................... 96 ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ ..................................................... 97 СЛОВАРИ МОРФЕМ И МОРФЕМНЫЕ СЛОВАРИ ......................... 102 МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА .................................................... 116 Порядок морфемного анализа ......................................................... 119 Образцы морфемного анализа ......................................................... 121 МОРФОНОЛОГИЯ ПОНЯТИЕ О МОРФОНОЛОГИИ ..................................................... 140 ФОНЕМНАЯ СТРУКТУРА МОРФЕМ .............................................. 144 Аффиксальные морфемы ................................................................ 145 МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИ СЛОВООБРАЗОВАНИИ .......................................................... 147 Чередование фонем ........................................................................ 148 Чередования на морфемном шве .................................................. 148 Чередования в морфах производящей основы ............................ 148 Чередования в аффиксальных морфах ..................................... 158 Чередования не на морфемном шве .............................................. 162 Усечение производящей основы ....................................................... 168 Наложение (èëè интерференция) морфов ......................................... 169 Изменение места ударения .............................................................. 171 Интерфиксация ............................................................................. 172 4
Стр.4
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ЭТАПЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ ..... 176 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СИНХРОННОЕ И ДИАХРОННОЕ ............. 179 СВЯЗЬ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ С ДРУГИМИ РАЗДЕЛАМИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ............................................................................. 183 ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО ................................................................. 186 Непроизводные и производные слова ............................................... 186 Признаки производного слова ......................................................... 189 Типы производных слов ................................................................. 191 Типы мотивации производных слов .................................................. 195 Направление синхронической словообразовательной производности ............................................................................... 201 Полисемия производных слов ......................................................... 204 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (ОТ ПРОИЗВОДНОГО К ПРОИЗВОДЯЩЕМУ И ОТ ПРОИЗВОДЯЩЕГО К ПРОИЗВОДНОМУ) ............................ 208 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ÄÅÐÈÂÀÖÈÎÍÍÛÕ) ОТНОШЕНИЙ ............................................. 211 Словообразовательное значение ....................................................... 211 Лексическая и синтаксическая деривация ......................................... 215 Синтаксическая деривация .......................................................... 215 Лексическая деривация ............................................................... 217 Лексические дериваты модификационного типа ....................... 217 Лексические дериваты мутационного типа .............................. 221 СИСТЕМА СИНХРОННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ..................... 223 Словообразовательная пара ............................................................. 223 Словообразовательная цепь ............................................................. 224 Словообразовательная парадигма .................................................... 226 Словообразовательное гнездо .......................................................... 228 Словообразовательный тип ............................................................. 230 Регулярность словообразовательного типа .................................... 234 Продуктивность словообразовательного типа ................................ 234 Семантические ограничения ................................................... 236 Формальные ограничения ....................................................... 236 5
Стр.5
Словообразовательные ограничения ........................................ 237 Лексические ограничения ........................................................ 238 Стилистические ограничения ................................................. 239 Словообразовательная модель ......................................................... 239 Словообразовательная категория ..................................................... 241 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ................................................ 241 Способы синхронного словообразования .......................................... 247 Способы синхронного словообразования по характеру форманта .................................................................................. 249 Аффиксальные способы словообразования ................................... 249 Префиксальный способ словообразования ................................. 251 Суффиксальный способ словообразования ................................ 252 Постфиксальный способ словообразования .............................. 254 Префиксально-суффиксальный способ словообразования ........... 255 Префиксально-постфиксальный способ словообразования .......... 257 Суффиксально-постфиксальный способ словообразования ......... 257 Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ словообразования ................................................................... 258 Сложносуффиксальный способ словообразования ...................... 259 Сложнопрефиксальный способ словообразования ...................... 259 Префиксально-сложносуффиксальный способ словообразования ................................................................... 259 Универбация ......................................................................... 260 Безаффиксные способы словообразования .................................... 261 Сложение .............................................................................. 261 Сращение .............................................................................. 263 Аббревиация .......................................................................... 264 Усечение ............................................................................... 266 Субстантивация ................................................................... 267 Активные процессы в современном русском словообразовании ............ 268 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ ........................................ 271 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА ............................. 276 Порядок словообразовательного анализа .......................................... 280 Образцы словообразовательного анализа .......................................... 281 6
Стр.6
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ .................. 294 Суффиксальные существительные ................................................... 294 Существительные, образованные от существительных .................... 295 Существительные, образованные от прилагательных ...................... 299 Существительные, образованные от глаголов ................................ 300 Существительные, образованные от числительных ......................... 303 Префиксальные существительные .................................................... 303 Префиксально-суффиксальные существительные .............................. 305 Субстантивация ............................................................................. 306 Сложение ...................................................................................... 307 Сложносуффиксальные существительные ......................................... 309 Префиксально-сложносуффиксальные существительные .................... 309 Универбация (семантическая конденсация) ...................................... 310 Аббревиатуры (сложносокращенные ñëîâà) ...................................... 310 Усечение ....................................................................................... 311 ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ КАК БАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ............................... 312 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ...................... 313 Суффиксальные прилагательные ..................................................... 313 Прилагательные, образованные от существительных ...................... 313 Прилагательные, образованные от прилагательных ....................... 315 Прилагательные, образованные от глаголов .................................. 316 Прилагательные, образованные от числительных и наречий ........... 317 Префиксальные прилагательные ...................................................... 318 Префиксально-суффиксальные прилагательные ................................ 319 Сложение ...................................................................................... 320 Сложносуффиксальные прилагательные .......................................... 321 Сращение ...................................................................................... 323 ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАК БАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ............................... 323 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ................................................ 325 Суффиксальные глаголы ................................................................ 325 7
Стр.7
Ãëàãîëû, образованные от существительных ................................. 325 Ãëàãîëû, образованные от прилагательных ................................... 326 Ãëàãîëû, образованные от глаголов .............................................. 326 Глаголы, образованные от числительных, местоимений и междометий ............................................................................ 327 Префиксальные глаголы ................................................................. 327 Постфиксальные глаголы ................................................................ 329 Префиксально-суффиксальные глаголы ........................................... 329 Ãëàãîëû, образованные от существительных ................................. 329 Ãëàãîëû, образованные от прилагательных ................................... 330 Ãëàãîëû, образованные от глаголов .............................................. 331 Глаголы, образованные от числительных, местоимений, наречий ..................................................................................... 332 Префиксально-постфиксальные глаголы .......................................... 332 Суффиксально-постфиксальные глаголы .......................................... 333 Ãëàãîëû, образованные от существительных ................................ 334 Ãëàãîëû, образованные от прилагательных ................................... 334 Префиксально-суффиксально-постфиксальные глаголы ..................... 334 Сложные глаголы .......................................................................... 335 ГЛАГОЛЫ КАК БАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ................................................................................ 335 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НАРЕЧИЙ ................................................. 336 Суффиксальные наречия ................................................................ 337 Íàðå÷èÿ, образованные от существительных ................................. 337 Íàðå÷èÿ, образованные от прилагательных ................................... 337 Íàðå÷èÿ, образованные от числительных ...................................... 338 Íàðå÷èÿ, образованные от глаголов ............................................. 338 Íàðå÷èÿ, образованные от наречий .............................................. 338 Префиксальные наречия ................................................................. 339 Префиксально-суффиксальные наречия ........................................... 339 Íàðå÷èÿ, образованные от существительных ................................. 339 Íàðå÷èÿ, образованные от прилагательных ................................... 340 Íàðå÷èÿ, образованные от числительных ...................................... 341 8
Стр.8
Íàðå÷èÿ, образованные от местоимений ........................................ 341 Íàðå÷èÿ, образованные от глаголов ............................................. 342 Íàðå÷èÿ, образованные от наречий .............................................. 342 Сложение ...................................................................................... 342 Сложносуффиксальные наречия ...................................................... 342 Префиксально-сложносуффиксальные наречия ................................. 343 НАРЕЧИЯ КАК БАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ................................................................................ 343 ЛИТЕРАТУРА .................................................................................. 344 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ........................................................... 351 9
Стр.9