Н.Н. Лыкова История языкознания в текстах и лицах Учебное пособие 2-е изданпие, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 УДК 80/81(075.8) ББК 81я73 Л88 Л88 Лыкова Н.Н. <...> История языкознания в текстах и лицах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Н. Лыкова. <...> Лунь юй Цзы-лу спросил: – Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению [государством]. <...> Именно поэтому Цзы-лу стал расспрашивать Конфуция о том, что он сделает прежде всего, если вэйский правитель возьмет его на службу. <...> Так, вэйский правитель Чу Гун-чжэ, к которому приехал Конфуций, не был законным правителем, поскольку управление Вэй завещалось Лин-гуном не ему, а Ину – сыну Лин-гуна. <...> Таково учение о том, что то и это взаимно порождают друг друга. <...> Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение о идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия). <...> Элемент – неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово. <...> Ведь и у животных есть неделимые звуки, но ни одного из них я не называю элементом. <...> Сумма теологии По закону своей природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все наше познание берет исток в чувственных восприятиях (Сумма теол., I, q. <...> <.> Следует, однако, знать, что и абстрагированное знание можно понимать двояко: в одном смысле это знание чего-то абстрагированного от множества единичных вещей, и тогда абстрагированное знание есть не что иное, как знание чего-то общего, что можно абстрагировать от множества вещей. <...> Если же общее есть истинное качество, существующее в душе как ее субъект (subjective), что можно считать вероятным, то придется согласиться, что постигнуть общее можно интуитивно и что если таким образом понимать абстрагированное знание, то одно и то же знание будет в одно и то же время интуитивным и абстрагированным. <...> <.> Абстрагированное же знание – это знание, посредством которого нельзя с очевидностью <...>
История_языкознания_в_текстах_и_лицах.pdf
Н.Н. Лыкова
История языкознания
в текстах и лицах
Учебное пособие
2-е изданпие, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
Стр.1
УДК 80/81(075.8)
ББК 81я73
Л88
Л88
Лыкова Н.Н.
История языкознания в текстах и лицах [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / Н.Н. Лыкова. — 2-е изд., стер. — М.
: ФЛИНТА, 2016. — 192 с.
ISBN 978-5-9765-0920-7
В учебном пособии представлены фрагменты произведений языковедов
китайской, индийской и греко-латинской лингвистической традиций.
История изучения языка прослеживается с помощью трудов философов и
языковедов, принадлежащих к разным школам, направлениям, национальным
традициям. Пособие содержит ряд практических заданий и контрольных
вопросов, способствующих формированию у студентов навыков самостоятельной
работы с первоисточниками и теоретической литературой.
Для студентов языковых и филологических факультетов и вузов; может
быть востребовано магистрантами, обучающимися по направлению «Лингвистика»,
и аспирантами языковедческих специальностей.
УДК 80/81(075.8)
ББК 81я73
ISBN 978-5-9765-0920-7
© Лыкова Н.Н., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................................................................................................6
1. Китайская и индийская языковедческая мысль ...........................................9
Конфуций .....................................................................................................................9
Лао-цзы .......................................................................................................................10
Чжуан-цзы .................................................................................................................11
Ригведа ........................................................................................................................12
Задания и вопросы ..................................................................................................16
2. Лингвофилософская и грамматическая мысль в Древней
Греции и Древнем Риме ......................................................................................18
Гераклит ......................................................................................................................18
Демокрит ...................................................................................................................19
Протагор .....................................................................................................................20
Платон .........................................................................................................................21
Аристотель ................................................................................................................24
Эпикур и эпикурейцы ............................................................................................30
Диоген из Эноанды .................................................................................................32
Тит Лукреций Кар ..................................................................................................32
Диодор Сицилийский ...........................................................................................34
Диоген Вавилонский .............................................................................................35
Хрисипп .....................................................................................................................36
Дионисий Фракиец ................................................................................................37
Секст Эмпирик ........................................................................................................38
Марк Теренций Варрон ........................................................................................39
Элий Донат ...............................................................................................................41
Присциан ....................................................................................................................42
Задания и вопросы ..................................................................................................43
3. Теория языка в Средние века .............................................................................44
Боэций ........................................................................................................................44
Исидор Севильский ...............................................................................................45
Алкуин ........................................................................................................................46
Пьер Абеляр .............................................................................................................48
Фома Аквинский .....................................................................................................50
Уильям Оккам ..........................................................................................................52
Модисты ....................................................................................................................56
Задания и вопросы ..................................................................................................59
3
Стр.3
4. Всеобщая и рациональная грамматика ..........................................................60
Антуан Арно и Клод Лансло ................................................................................60
Задания и вопросы ..................................................................................................63
5. Сравнительно-историческое языкознание ....................................................64
Расмус Раск ..............................................................................................................64
Франц Бопп ..............................................................................................................66
Якоб Гримм ................................................................................................................70
Александр Христофорович Востоков .............................................................72
Задания и вопросы ..................................................................................................75
6. Вильгельм фон Гумбольдт ...................................................................................76
Задания и вопросы ..................................................................................................83
7. Натуралистическое и психологическое направления
в историческом языкознании ...........................................................................84
Август Шлейхер ......................................................................................................84
Гейман Штейнталь .................................................................................................86
Задания и вопросы ..................................................................................................89
8. Александр Афанасьевич Потебня ....................................................................90
Задания и вопросы ..................................................................................................92
9. Младограмматизм ...................................................................................................93
Герман Остгоф и Карл Бругман ........................................................................93
Герман Пауль ...........................................................................................................95
Бертольд Дельбрюк ............................................................................................ 100
Задания и вопросы ............................................................................................... 100
10. Московская и Казанская школы языкознания ..................................... 101
Филипп Федорович Фортунатов .................................................................. 101
Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ .................................................... 105
Задания и вопросы ............................................................................................... 108
11. Фердинанд де Соссюр ...................................................................................... 109
Задания и вопросы ............................................................................................... 116
12. Неолингвистика .................................................................................................. 118
Джулиано Бонфанте ........................................................................................... 118
Задания и вопросы ............................................................................................... 123
4
Стр.4
13. Пражская лингвистическая школа ............................................................. 124
Тезисы Пражского лингвистического кружка .......................................... 124
Вилем Матезиус ................................................................................................... 125
Николай Сергеевич Трубецкой ...................................................................... 128
Богуслав Гавранек ............................................................................................... 132
Задания и вопросы ............................................................................................... 133
14. Копенгагенский структурализм ................................................................... 134
Луи Ельмслев ........................................................................................................ 134
Задания и вопросы ............................................................................................... 139
15. Американский структурализм ...................................................................... 140
Эдуард Сепир ........................................................................................................ 140
Леонард Блумфилд ............................................................................................. 145
Бенджамин Ли Уорф ......................................................................................... 149
Чарлз Карпентер Фриз ...................................................................................... 152
Ноам Хомский ....................................................................................................... 155
Юджин Алберт Найда ....................................................................................... 157
Задания и вопросы ............................................................................................... 160
16. Лондонская лингвистическая школа .......................................................... 161
Джон Руперт Фёрс .............................................................................................. 161
Задания и вопросы ............................................................................................... 165
17. Люсьен Теньер .................................................................................................... 166
Задания и вопросы ............................................................................................... 171
18. Эмиль Бенвенист ................................................................................................ 172
Задания и вопросы ............................................................................................... 184
Литература и принятые сокращения ................................................................... 185
Стр.5