Н. А. Купина, Н. А. Николина Филологический анализ художественного текста практикум 2-е издание, стереотипное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2011 УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2) К92 Р е ц е н з е н т ы: докт. филол. наук А.В. Кубасов (Уральский государственный педагогический университет); докт. филол наук М.П. Котюрова (Пермский государственный университет) К92 Купина Н.А. <...> В качестве материала для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются тексты русской классической и современной литературы — поэтические, прозаические, драматургические. <...> Включенные в учебное пособие тексты (текстовые фрагменты и извлечения) можно использовать для аудиторного анализа. <...> Историческое комментирование проводится с учетом фактора адресата. <...> Осознавая невозможность полного охвата всех стилистически маркированных речевых средств и групп приемов, авторы выделили в качестве методической константы понятие стилистической значимости, позволяющее определить функцию элемента в составе эстетического целого, выявить смысловые приращения, описать коннотации, охарактеризовать смысловую многорядность как собственно художественный идиостилевой феномен. <...> Студенты знакомятся с основами уровневого ана8 лиза текста, осваивают методику анализа текста по образной доминанте, методику выявления конструктивного приема. <...> Раздел третий (Декодирование художественного текста) включает тексты с осложненной формой и имплицитными смыслами, требующими особого толкования, филологической интерпретации. <...> Разграничиваются декодирование текста с позиций автора и с позиций воспринимающего (читателя). <...> В первой части раздела осуществляются опыты декодирования поэтического текста; во второй опыты декодирования прозаических миниатюр и текстовых <...>
Филологический_анализ_художественного_текста_.pdf
Í. À. Êóïèíà, Í. À. Николина
Филологический анализ
художественного текста
практикум
4-е издание, стереотипное
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
032900 Русский язык и литература
Москва
Издательство «ФлИнта»
2021
Стр.1
УДК 821.161.1.0
ББК 83.3(2)
К92
Р е ц е н з е н т û:
докт. филол. наук А.В. Кубасов
(Уральский государственный педагогический университет);
докт. филол наук М.П. Котюрова
(Пермский государственный университет)
Купина Н.А.
К92
тронный ресурс] : пðàêòèêóì / í.à. Êóïèíà, í.à.íèêîëèíà.
— 4-е изд., стереотип. — Ì. : ÔëÈíòÀ, 2021. — 408 ñ.
Филологический анализ художественного текста [ЭлекISBN
978-5-89349-391-7
Учебное пособие построено как практикум по филологическому
анализу художественного текста. В основе предлагаемой авторами
системы заданий — идеи и методы отечественной филологической
школы, переведенные на язык схем и алгоритмов. В качестве
материала для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются
тексты русской классической и современной литературы —
поэтические, прозаические, драматургические. Разнообразные
методы и приемы филологического анализа художественного
текста представлены в пяти разделах практикума, связанных с
рассмотрением художественного текста в аспекте универсальных
категорий и в пространстве функциональных стилей русской
речи; с историческим, культурологическим, стилистическим
комментированием; с технологией декодирования текста; анализом,
направленным на прочтение текста как содержательной и модальной
целостности, выявление архитектонических особенностей текста,
описание структуры повествования и организации хронотопа,
установление интертекстуальных связей. В практикум включен
комплекс заданий, содержащих опорные схемы анализа текущего
литературного процесса. Каждый раздел завершается перечнем тем
докладов и рефератов.
Для студентов-филологов, бакалавров, магистров, аспирантов
филологических специальностей.
Раздел 1. Художественный текст и функциональные стили русской речи
1.1. текст и его категории . ...................................................... 11
1.2. Художественный текст в пространстве функциональных
стилей речи . ....................................................................... 40
темы докладов и рефератов .................................................... 72
Раздел 2. Комментирование художественного текста
2.1. Историческое комментирование. . .................................... 74
2.2. Культурологическое комментирование художественного
òåêñòà.. . .............................................................................. 101
2.3. Комментирование стилистически значимых
речевых средств и ïðèåìîâ. . ........................................... 136
темы докладов и рефератов .................................................. 223
Раздел 3. Декодирование художественного текста
3.1. Поэтический текст . ......................................................... 228
3.2. Прозаический текст и текст äðàìû. . .............................. 241
темы докладов и рефератов .................................................. 256
Раздел 4. Целостный анализ художественного текста
4.1. Художественный текст как содержательная целостность. .
........................................................................................... 258
УДК 821.161.1.0
ББК 83.3(2)
ISBN 978-5-89349-391-7
© Купина í.à., николина í.à., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
4.2. архитектоника художественного òåêñòà.. . ...................... 299
4.3. Конфликт и õàðàêòåð. . ..................................................... 309
4.4. Структура повествования. автор и ÷èòàòåëü. . ................ 337
4.5. Художественное время и ïðîñòðàíñòâî.. . ....................... 348
4.6. Интертекстуальные связи
литературного произведения. . ........................................ 359
темы докладов и рефератов ...................................................375
Оглавление
Ïðåäèñëîâèå................................................................................................ 5
Стр.2
Раздел 5. Текущий литературный процесс: актуальные аспекты анализа
5.1. Проза .................................................................................. 380
5.2. Ïîýçèÿ. .............................................................................. 389
5.3. Драматургия. ..................................................................... 391
Темы докладов и рефератов .................................................. 393
Предисловие
В 2000 г. в учебные планы филологических факультетов была
Указатель текстов и текстовых фрагментов,
включенных в учебное ïîñîáèå. ........................................................... 395
Указатель текстов для домашнего чтения и àíàëèçà.......................... 402
включена новая дисциплина «Филологический анализ текста».
Действующий в настоящее время Государственный стандарт высшего
образования предусматривает как изучение основных понятий
теории текста, так и практическое освоение методики анализа
текстов разных родов и жанров. Новый учебный курс носит
интегрирующий характер: он учитывает достижения и лингвистической,
и литературоведческой науки и устанавливает органические
межпредметные связи в учебном процессе, реализуя присущую
филологии «связующую роль» (Д.С. Лихачев).
Основными задачами курса являются:
1) изучение признаков и основных категорий художественного
текста;
2) знакомство с основными приемами его декодирования;
3) рассмотрение принципов построения целого текста;
4) знакомство с различными подходами к филологическому
анализу художественного текста, с разными приемами его интерпретации;
5)
формирование у студентов умений и навыков целостного
анализа художественного текста и отдельных его категорий.
Дисциплина «Филологический анализ текста» изучается на
старших курсах, т.е. на завершающем этапе образования, и синтезирует
знания студентов по теории литературы, стилистике,
лингвистике текста, поэтике.
Материалом для анализа прежде всего должны служить произведения
русской художественной литературы, относящиеся
к разным родам и жанрам, при этом целесообразно постоянно
привлекать тексты, представляющие современный литературный
процесс. Это позволит показать динамику форм и выработать
критерии объективной эстетической оценки произведения.
Курс
«Филологический анализ текста» носит прежде всего
практический характер, поскольку только выполнение конкретных
заданий и обращение сначала к поаспектному, а затем и к
комплексному анализу текстов способствует формированию необходимых
умений и навыков.
Предлагаемое учебное пособие построено как практикум по
филологическому анализу художественного текста. Авторы стре5
Стр.3