Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Филологический анализ художественного текста (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКупина Н. А.
АвторыНиколина Н. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц204
ID244387
АннотацияУчебное пособие построено как практикум по филологическому анализу художественного текста. В основе предлагаемой авторами системы заданий - идеи и методы отечественной филологической школы, переведенные на язык схем и алгоритмов. В качестве материала для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются тексты русской классической и современной литературы - поэтические, прозаические, драматургические. Разнообразные методы и приемы филологического анализа художественного текста представлены в пяти разделах практикума, связанных с рассмотрением художественного текста в аспекте универсальных категорий и в пространстве функциональных стилей русской речи; с историческим, культурологическим, стилистическим комментированием; с технологией декодирования текста; анализом, направленным на прочтение текста как содержательной и модальной целостности, выявление архитектонических особенностей текста, описание структуры повествования и организации хронотопа, установление интертекстуальных связей. В практикум включен комплекс заданий, содержащих опорные схемы анализа текущего литературного процесса. Каждый раздел завершается перечнем тем докладов и рефератов.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература
Кому рекомендованоДля студентов-филологов, бакалавров, магистров, аспирантов филологических специальностей.
ISBN978-5-89349-391-7
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2)
Купина, Н.А. Филологический анализ художественного текста : практикум / Н.А. Николина; Н.А. Купина .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 204 с. — ISBN 978-5-89349-391-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244387 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. А. Купина, Н. А. Николина Филологический анализ художественного текста практикум 2-е издание, стереотипное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2011 УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2) К92 Р е ц е н з е н т ы: докт. филол. наук А.В. Кубасов (Уральский государственный педагогический университет); докт. филол наук М.П. Котюрова (Пермский государственный университет) К92 Купина Н.А. <...> В качестве материала для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются тексты русской классической и современной литературы — поэтические, прозаические, драматургические. <...> Включенные в учебное пособие тексты (текстовые фрагменты и извлечения) можно использовать для аудиторного анализа. <...> Историческое комментирование проводится с учетом фактора адресата. <...> Осознавая невозможность полного охвата всех стилистически маркированных речевых средств и групп приемов, авторы выделили в качестве методической константы понятие стилистической значимости, позволяющее определить функцию элемента в составе эстетического целого, выявить смысловые приращения, описать коннотации, охарактеризовать смысловую многорядность как собственно художественный идиостилевой феномен. <...> Студенты знакомятся с основами уровневого ана8 лиза текста, осваивают методику анализа текста по образной доминанте, методику выявления конструктивного приема. <...> Раздел третий (Декодирование художественного текста) включает тексты с осложненной формой и имплицитными смыслами, требующими особого толкования, филологической интерпретации. <...> Разграничиваются декодирование текста с позиций автора и с позиций воспринимающего (читателя). <...> В первой части раздела осуществляются опыты декодирования поэтического текста; во второй — опыты декодирования прозаических миниатюр и текстовых <...>
Филологический_анализ_художественного_текста_.pdf
Í. À. Êóïèíà, Í. À. Николина Филологический анализ художественного текста практикум 4-е издание, стереотипное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 Русский язык и литература Москва Издательство «ФлИнта» 2021
Стр.1
УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2) К92 Р е ц е н з е н т û: докт. филол. наук А.В. Кубасов (Уральский государственный педагогический университет); докт. филол наук М.П. Котюрова (Пермский государственный университет) Купина Н.А. К92 тронный ресурс] : пðàêòèêóì / í.à. Êóïèíà, í.à.íèêîëèíà. — 4-е изд., стереотип. — Ì. : ÔëÈíòÀ, 2021. — 408 ñ. Филологический анализ художественного текста [ЭлекISBN 978-5-89349-391-7 Учебное пособие построено как практикум по филологическому анализу художественного текста. В основе предлагаемой авторами системы заданий — идеи и методы отечественной филологической школы, переведенные на язык схем и алгоритмов. В качестве материала для аудиторного и самостоятельного анализа предлагаются тексты русской классической и современной литературы — поэтические, прозаические, драматургические. Разнообразные методы и приемы филологического анализа художественного текста представлены в пяти разделах практикума, связанных с рассмотрением художественного текста в аспекте универсальных категорий и в пространстве функциональных стилей русской речи; с историческим, культурологическим, стилистическим комментированием; с технологией декодирования текста; анализом, направленным на прочтение текста как содержательной и модальной целостности, выявление архитектонических особенностей текста, описание структуры повествования и организации хронотопа, установление интертекстуальных связей. В практикум включен комплекс заданий, содержащих опорные схемы анализа текущего литературного процесса. Каждый раздел завершается перечнем тем докладов и рефератов. Для студентов-филологов, бакалавров, магистров, аспирантов филологических специальностей. Раздел 1. Художественный текст и функциональные стили русской речи 1.1. текст и его категории . ...................................................... 11 1.2. Художественный текст в пространстве функциональных стилей речи . ....................................................................... 40 темы докладов и рефератов .................................................... 72 Раздел 2. Комментирование художественного текста 2.1. Историческое комментирование. . .................................... 74 2.2. Культурологическое комментирование художественного òåêñòà.. . .............................................................................. 101 2.3. Комментирование стилистически значимых речевых средств и ïðèåìîâ. . ........................................... 136 темы докладов и рефератов .................................................. 223 Раздел 3. Декодирование художественного текста 3.1. Поэтический текст . ......................................................... 228 3.2. Прозаический текст и текст äðàìû. . .............................. 241 темы докладов и рефератов .................................................. 256 Раздел 4. Целостный анализ художественного текста 4.1. Художественный текст как содержательная целостность. . ........................................................................................... 258 УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2) ISBN 978-5-89349-391-7 © Купина í.à., николина í.à., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 4.2. архитектоника художественного òåêñòà.. . ...................... 299 4.3. Конфликт и õàðàêòåð. . ..................................................... 309 4.4. Структура повествования. автор и ÷èòàòåëü. . ................ 337 4.5. Художественное время и ïðîñòðàíñòâî.. . ....................... 348 4.6. Интертекстуальные связи литературного произведения. . ........................................ 359 темы докладов и рефератов ...................................................375 Оглавление Ïðåäèñëîâèå................................................................................................ 5
Стр.2
Раздел 5. Текущий литературный процесс: актуальные аспекты анализа 5.1. Проза .................................................................................. 380 5.2. Ïîýçèÿ. .............................................................................. 389 5.3. Драматургия. ..................................................................... 391 Темы докладов и рефератов .................................................. 393 Предисловие В 2000 г. в учебные планы филологических факультетов была Указатель текстов и текстовых фрагментов, включенных в учебное ïîñîáèå. ........................................................... 395 Указатель текстов для домашнего чтения и àíàëèçà.......................... 402 включена новая дисциплина — «Филологический анализ текста». Действующий в настоящее время Государственный стандарт высшего образования предусматривает как изучение основных понятий теории текста, так и практическое освоение методики анализа текстов разных родов и жанров. Новый учебный курс носит интегрирующий характер: он учитывает достижения и лингвистической, и литературоведческой науки и устанавливает органические межпредметные связи в учебном процессе, реализуя присущую филологии «связующую роль» (Д.С. Лихачев). Основными задачами курса являются: 1) изучение признаков и основных категорий художественного текста; 2) знакомство с основными приемами его декодирования; 3) рассмотрение принципов построения целого текста; 4) знакомство с различными подходами к филологическому анализу художественного текста, с разными приемами его интерпретации; 5) формирование у студентов умений и навыков целостного анализа художественного текста и отдельных его категорий. Дисциплина «Филологический анализ текста» изучается на старших курсах, т.е. на завершающем этапе образования, и синтезирует знания студентов по теории литературы, стилистике, лингвистике текста, поэтике. Материалом для анализа прежде всего должны служить произведения русской художественной литературы, относящиеся к разным родам и жанрам, при этом целесообразно постоянно привлекать тексты, представляющие современный литературный процесс. Это позволит показать динамику форм и выработать критерии объективной эстетической оценки произведения. Курс «Филологический анализ текста» носит прежде всего практический характер, поскольку только выполнение конкретных заданий и обращение сначала к поаспектному, а затем и к комплексному анализу текстов способствует формированию необходимых умений и навыков. Предлагаемое учебное пособие построено как практикум по филологическому анализу художественного текста. Авторы стре5
Стр.3