Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в языкознание (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКамчатнов А. М.
АвторыНиколина Н. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц232
ID244299
АннотацияПособие написано в соответствии с программой по курсу «Ведение в языкознание». Рассматривается внутренняя и социальная структура языка, даются основные сведения о лингвистической типологии и языковом родстве. Особое внимание уделено философии языка.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература»
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов и педагогических вузов.
ISBN978-5-89349-149-4
УДК81(075.8)
ББК81я73
Камчатнов, А.М. Введение в языкознание : учеб. пособие / Н.А. Николина; А.М. Камчатнов .— 14-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 232 с. — ISBN 978-5-89349-149-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/244299 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Движениями языка, нижней челюсти и губ меняется объем и конфигурация этого резонатора, благодаря чему и создается все богатство звуков человеческой речи. <...> На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи. <...> Артикуляционная классификация звуков речи Гласные и согласные звуки. <...> По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные межзубные, переднеязычные зубные, переднеязычные гингивальные (лат. gingiva — ‘десна’), переднеязычные альвеолярные (альвеолами называют бугорок над верхними зубами), переднеязычные небные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные, заднеязычные глубокие, увулярные, надгортанные, гортанные. <...> Каждый звук речи должен быть охарактеризован по этим двум признакам — месту и способу образования. <...> Фрикативные звуки: англ. [w] — губно-губной, русск. [ф] — губно-зубной, англ. [р] — переднеязычный межзубный, русск. [с] — пе-реднеязычный зубной, русск. [ш] — переднеязычный передненебный, русск. [j] — среднеязычный средненебный, укр. [g’] — полумягкий звонкий заднеязычный средненебный (напр. в слове геть!), южно-русск. [g] — твердый звонкий заднеязычный задненебный, узбек. [х,] — заднеязычный глубокий (напр. в слове хана ‘дом’), арабск. [z] — надгортанный, чешск. [h] — звонкое гортанное придыхание, напр. в слове hrad, или англ. глухое гортанное придыхание, напр. в слове house ‘дом’. <...> 8 Г л а в а 1 Смычные взрывные звуки: русск. [п] — губно-губной, русск. [д] — переднеязычный зубной, нем. [d] — переднеязычный гингивальный, англ. [d] — переднеязычный альвеолярный, бенгали [d] — переднеязычный передненебный, русск. [г] — заднеязычный задненебный, казах. [к,] — заднеязычный глубокий (напр. в слове к,ыз ‘девушка’, нем. [h] — гортанный кнаклаук перед начальными гласными. <...> Смычные носовые звуки: русск. [н] — переднеязычный зубной, нем. [n] — переднеязычный гингивальный, англ. [n] переднеязычный <...>
Введение_в_языкознание_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.227
Стр.228
Стр.229
Введение_в_языкознание_.pdf
Введение 1 А.М. Камчатнов Н.А. Николина Введение в языкознание Учебное пособие 14-е издание, стереотипное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература» Москва Издательство «ÔЛИНТА» 2021
Стр.1
2 Введение УДК 800/80(075.8) ББК 81я73 Ê18 Ê18 Камчатнов А.М. Введение в языкознание [Электронный ресурс] : учеб. ISBN 978-5-89349-149-4 Пособие написано в соответствии с программой по курсу «Введение в языкознание». Рассматривается внутренняя и социальная структура языка, даются основные сведения о лингвистической типологии и языковом родстве. Особое внимание уделено философии языка. Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов и педагогических вузов. УДК 800/80(075.8) ББК 81я73 пособие / А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. — 14-е изд., стер. — Ìоñêâà : ÔЛИНТА, 2021. — 232 ñ. ISBN 978-5-89349-149-4 © Издательство «ÔЛИНТА», 1999
Стр.2
Оглавление 227 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................................... 3 Г л а в а 1 ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ § 1. Три стороны звуков речи .......................................................................... 5 § 2. Акустические свойства звуков речи ....................................................... 5 § 3. Устройство речевого аппарата ................................................................. 5 § 4. Артикуляционная классификация звуков речи .................................. 6 § 5. Ñëîã. Óäàðåíèå. Òàêò. Фраза .................................................................... 10 § 6. Комбинаторные изменения в потоке речи ......................................... 14 § 7. Функциональные свойства звуков ðå÷è. Фонология ....................... 17 Г л а в а 2 ЛЕКСИКОЛОГИЯ: ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ § 1. Звук и ñìûñë. Проблема смысла ........................................................... 29 § 2. Онтологическая теория смысла и ее основания .............................. 36 § 3. Логическая структура предмета .............................................................. 45 § 4. Сущность и ÿâëåíèå, сущность и энергия ......................................... 53 § 5. Именование. Логическая структура слова .......................................... 56 § 6. Системные отношения в лексике ......................................................... 67 § 7. Основные понятия фразеологии ............................................................. 81 § 8. Лексикография. Основные типы словарей .......................................... 85 Г л а в а 3 МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ § 1. Понятие о ìîðôåìå. Признаки морфемы ......................................... 93 § 2. Типология морфем ...................................................................................... 95 § 3. Онтологическая интерпретация понятия морфемы ........................ 99
Стр.227
228 Оглавление § 4. Исторические процессы в морфемной структуре слова ................. 102 § 5. Производное слово как основная единица словообразования ..... 104 § 6. Способы словообразования ...................................................................... 106 § 7. Понятие словообразовательного типа .................................................. 108 Г л а в а 4 ГРАММАТИКА I. ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ ................................................ 110 § 1. Предмет грамматики ......................................................... 110 § 2. Грамматическое значение. Признаки грамматического значения ................................................................................................... 111 § 3. Способы выражения грамматических значений ................................ 113 § 4. Грамматическая форма и грамматическая категория ..................... 118 § 5. Части речи ...................................................................................................... 127 § 6. Местоимение как особый грамматический класс слов ................... 134 II. СИНТАКСИС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ......................................................... 138 § 7. Типы синтаксической связи слов. Способы выражения синтаксических связей и отношений ............................................. 138 § 8. Словосочетание ............................................................................................. 145 § 9. Общая характеристика предложения. Предикация и предикативность ..................................................................................... 148 § 10. Основные аспекты предложения ............................................................ 154 Г л а в а 5 СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЯЗЫКОВ § 1. Предмет лингвистической типологии .................................................... 158 § 2. Из истории лингвистической типологии .............................................. 159 § 3. Морфологическая типология языков в XX веке ............................... 163 § 4. Синтаксическая и фонологическая типологии языков ................... 165 Г л а в а 6 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЯЗЫКА § 1. Территориальная дифференциация языка ........................................... 169 § 2. Соцально-культурная дифференциация языка ................................... 174
Стр.228
Оглавление 229 Г л а в а 7 ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО § 1. Онтология и история языка ..................................................................... 184 § 2. Историзм и языковое родство ................................................................. 185 § 3. Генеалогическая классификация индоевропейских языков ........... 196 § 4. Генеалогическая классификация других языков мира ..................... 202 § 5. Этимология .................................................................................................... 208 Список сокращений ................................................................................................. 226
Стр.229