Л.Г.Кайда ИНТЕРМЕДИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОМПОЗИЦИИ Монография Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 81’38 ББК 81-5 К15 Кайда Л. Г. К15 Интермедиальное пространство композиции [Электронный ресурс]: монография / Л. Г. Кайда. <...> ISBN 978-5-9765-1669-4 Эта монография продолжает на принципиально новом уровне – интермедиального пространства композиции – углубленное теоретическое исследование выдвинутой автором в предыдущих работах стилистической концепции композиции и выросшего из нее направления композиционной поэтики текста. <...> Впервые с помощью методики декодирования феномена интермедиальности, в частности, музыкального подтекста, выявлены приемы трансформации и анализа как художественного, так и нехудожественного (документального) текста, которые смещают взаимоотношения «читательавтор» в более действенную коммуникативную сферу и придают живую динамику творческому прочтению произведения. <...> Категория авторского «я», выраженная универсальными приемами эссеизации, скрытой риторики, усиленная интенциональностью и диалогизацией, сопряжена с категорией творческого «я» читателя, активизируя стилистический механизм их взаимодействия. <...> Лингвофилософская концецпия интермедиальности в аспекте композиционной поэтики текста формирует эстетическую модель сотворчества «читатель – автор». <...> Элективный авторский курс лекций «стилистика и композиционная поэтика текста» в профильном обучении журналиста . <...> 171 3 ОТ АВТОРА Эта книга – развитие теории композиционной поэтики текста, предложенной научному сообществу несколько лет назад как первое системное исследование истоков формирования лингвистической эффективности любого текста на уровне композиции *. <...> В самом общем смысле композиционная поэтика - наука о том, как быть с текстом на «ты», а с его автором – в совместном творческом поиске. <...> Ведущая категория композиционной поэтики текста – читатель и авторский подтекст. <...> А это значит, что читатель (и совсем не обязательно <...>
Интермедиальное_пространство_композиции.pdf
Л.Г.Кайда
ИНТЕРМЕДИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
КОМПОЗИЦИИ
Монография
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 81’38
ББК 81-5
К15
Кайда Л. Г.
К15
Интермедиальное пространство композиции [Электронный ресурс]:
монография / Л. Г. Кайда. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 184 с.
ISBN 978-5-9765-1669-4
Эта монография продолжает на принципиально новом уровне –
интермедиального пространства композиции – углубленное теоретическое
исследование выдвинутой автором в предыдущих работах стилистической
концепции композиции и выросшего из нее направления композиционной
поэтики текста. Впервые с помощью методики декодирования феномена
интермедиальности, в частности, музыкального подтекста, выявлены приемы
трансформации и анализа как художественного, так и нехудожественного
(документального) текста, которые смещают взаимоотношения «читательавтор»
в более действенную коммуникативную сферу и придают живую
динамику творческому прочтению произведения. Категория авторского «я»,
выраженная универсальными приемами эссеизации, скрытой риторики, усиленная
интенциональностью и диалогизацией, сопряжена с категорией творческого
«я» читателя, активизируя стилистический механизм их взаимодействия.
Лингвофилософская концецпия интермедиальности в аспекте композиционной
поэтики текста формирует эстетическую модель сотворчества «читатель –
автор». Монография является оригинальным вкладом в разработку стратегии
творческого обучения в современном гуманитарном образовании.
Для преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов
университетов, факультетов журналистики, а также для филологов широкого
профиля и заинтересованных любителей чтения.
УДК 81’38
ББК 81-5
ISBN 978-5-9765-1669-4
© Кайда Л. Г., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА................................................................................................................4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Читатель – автор: диалог на все времена..........................5
Мегаресурсы композиционной поэтики................................................................6
Смена царствующей парадигмы...........................................................................25
Лингвофилософия как интегратор новых методик ............................................30
Коммуникативные модели сотворчества ............................................................39
ВТОРАЯ ГЛАВА. Вчитываясь в звуки музыки..................................................44
Музыкальный подтекст драматического сюжета...............................................45
Текстовые регистры бетховенской сонаты .........................................................56
«Словомузыка» для читателя гурмана.................................................................69
Натюрморт под фортепианный камнепад ...........................................................77
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Композиция как синтез смыслов .........................................86
Комбинаторные приращения подтекста..............................................................87
Что за многоточием?..............................................................................................92
Как звучит тоска….................................................................................................99
Диалогические обертоны экспрессивной композиции....................................101
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Интерпретационные узлы коммуникации..............114
Точка отсчета - эссеизация..................................................................................115
Театрализованное представление для читателя ...............................................127
Интермедиальность в социокультурном диалоге.............................................134
Холостой выстрел псевдориторики ...................................................................147
Стилистический штрих - код «опытов» ............................................................153
ПОСЛЕСЛОВИЕ...................................................................................................163
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................165
1. Тексты из газеты “EL PAIS” (Испания), ноябрь-декабрь 2011 г. ...............165
2. Элективный авторский курс лекций «стилистика и композиционная
поэтика текста» в профильном обучении журналиста ....................................171
3
Стр.3