295 Эволюция лирической героини и авторский монолог . <...> .880 «Защита Лужина» – проблема существования во внеигровом пространстве . <...> 901 Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова «Лолита». <...> Его «Антоновские яблоки» (1900) – камертон к прозе зрелого Бунина. <...> Традиции русской классической литературы в прозе И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература ХХ в. <...> » Так закладывалась одна из важнейших составляющих прозы Бунина – ее глубокий лиризм, когда на первый план выходит не эпическое начало, а единый лирический монолог с устойчивыми образами-символами. <...> Бунина «Деревня» в аспекте жанровой специфики // И.А. Бунин и русская литература ХХ века. <...> подчеркнул иррациональность, непредугадываемость поведения русского человека, абсурдность его поступков, его пренебрежение удобствами и благами жизни – 16 И.А. Бунин и русская литература ХХ века. <...> Если она страстно любила театр, то Арсеньев его ненавидел. <...> Герои познакомились на лекции Андрея Белого, они вместе посещают Художественный театр, концерты Шаляпина – приметы культурной жизни московской элиты. <...> ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871–1919) В русской литературе начала ХХ в. <...> Леонид Андреев родился и вырос в Орле. <...> Желая испытать судьбу-рок, лег одна76 Леонид Андреев в воспоминаниях Анны Ивановны Андреевой // Русская литература. <...> 93 «Красный смех» Безумие виделось Андрееву и в глобальном масштабе социальной жизни человечества. <...> Рассказ «Красный смех» (1904) первоначально назывался «Война» и свидетельствовал о важности для писателя больших, подсказанных современностью, общественных тем. <...> Сама метафора красный смех впервые появляется в четвертом отрывке как реакция героя-рассказчика на слова вышедшего из-за проволочного ограждения солдата и подкрепляется бессмысленным и неудержимым смехом теряющих рассудок людей. <...> Смех Леонида Андреева // Творчество Леонида Андреева: Материалы и исследования. <...> Библейские мотивы Как и литература этого периода в целом, творчество <...>
История_русской_литературы_ХХ_века._Первая_половина._В_2_кн._Кн._2._Personalia.pdf
ИСТОРИЯ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ХХ ВЕКА
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА
В двух книгах
Книга 2
PERSONALIA
под общей редакцией профессора Л.П. Егоровой
3-е издание, переработанное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 821.161.1.0(075)
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
И90
Рецензенты:
академик РАО, д-р филол. наук, проф. Ю.Г. Круглов;
д-р филол. наук, проф. В.А. Лазарев;
кафедра русской и зарубежной литературы
Тамбовского государственного университета
И90
История русской литературы ХХ века. Первая половина [Электронный
ресурс]: учебник: в 2 кн. – Кн. 2: Personalia / Л.П. Егорова, А.А. Фокин,
И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. – 3-е изд., перераб. –
М. : ФЛИНТА, 2019. – 935 с.
ISBN 978-5-9765-1835-3
В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы
первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с
выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература
первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.;
глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок,
А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак,
М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание
отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения
учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем.
Для студентов-филологов, магистров, аспирантов.
УДК 821.161.1.0(075)
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
ISBN 978-5-9765-1835-3
© Коллектив авторов, 2004
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ РЕДАКТОРА............................................................................................................................7
Глава 1. ИВАН БУНИН (1870–1953) ...........................................................................................9
Ранняя проза..............................................................................................................................10
Бунин и Горький .......................................................................................................................13
«Деревня». Новый тип повествования ...................................................................................15
Национальная самокритика .....................................................................................................21
Оппозиция жизнь/смерть. Ветхозаветные мотивы ...............................................................23
Восток в творчестве Бунина. «Братья» ..................................................................................26
«Господин из Сан-Франциско» ...............................................................................................35
«Сны Чанга»..............................................................................................................................38
«Жизнь Арсеньева». Специфика жанра .................................................................................41
Черты автобиографизма. Поэзия детства и юности ..............................................................46
Завершение национальной самокритики ...............................................................................52
Бунинская концепция любви...................................................................................................55
Цикл «Темные аллеи». «Чистый понедельник» ....................................................................63
«Чистый понедельник». Новое в художественном постижении русского национального
характера ...................................................................................................................................64
Бунин-поэт ................................................................................................................................69
Последние годы ........................................................................................................................78
Литература ................................................................................................................................80
Глава 2. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871–1919) ...............................................................................81
Раннее творчество ....................................................................................................................83
Переоценка ценностей .............................................................................................................89
«Красный смех» ........................................................................................................................94
Библейские мотивы ..................................................................................................................97
Эволюция Л. Андреева-драматурга. «Жизнь Человека» ....................................................115
«Рассказ о семи повешенных». Экзистенциальные мотивы ..............................................130
«Дневник Сатаны»..................................................................................................................140
Экспрессионизм Л. Андреева................................................................................................142
Поздняя публицистика ...........................................................................................................148
Литература ..............................................................................................................................154
Глава 3. МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868–1936)............................................................................155
Горький в исследованиях последних лет .............................................................................155
Первый период творчества ....................................................................................................160
«На дне». Дискуссии вокруг образа Луки............................................................................173
Роль Луки в развитии сюжета. Лука и Сатин ......................................................................178
«Мать». История создания, роль экспозиции ......................................................................186
Человек и окружающий мир в произведениях Горького 1910-х гг. ..................................197
Горький и революция. «Несвоевременные мысли» ............................................................202
«Рассказы 1922–1924 гг.» ......................................................................................................207
«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению ..............................................................211
«Жизнь Клима Самгина» .......................................................................................................220
Литература ..............................................................................................................................226
Глава 4. АЛЕКСАНДР БЛОК (1880–1921)..............................................................................227
Начало пути. Освоение традиций .........................................................................................227
Лирика .....................................................................................................................................231
«Аnte lusem» (1898–1900) ......................................................................................................233
«Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) ...........................................................................235
«Распутья» (1902–1904) .........................................................................................................238
3
Стр.3
«Пузыри земли» (1904–1905) ................................................................................................239
«Город» (1904–1908) ..............................................................................................................240
Стихия страсти: «Снежная маска» (1907) и «Кармен» (1914) ...........................................250
«Итальянские стихи» .............................................................................................................254
«Страшный мир» (1909–1916)...............................................................................................256
Стихи о России .......................................................................................................................261
Пути интерпретации поэтического текста ...........................................................................270
«Соловьиный сад» ..................................................................................................................277
Поэма «Двенадцать». Открытость финала...........................................................................280
«Скифы». Изображение инонационального мира...............................................................288
Блок – великий поэт ХХ века ................................................................................................292
Литература ..............................................................................................................................293
Глава 5. АННА АХМАТОВА (1889–1966) .............................................................................295
Первый этап творчества.........................................................................................................295
Эволюция лирической героини и авторский монолог ........................................................302
Родина в художественной концепции Ахматовой ..............................................................309
«Лирический дневник»: своеобразие жанра и сюжета .......................................................320
Ахматова и акмеизм ...............................................................................................................327
«Эпоха молчания и уединения» (1925–1935) ......................................................................331
Начало второго этапа творчества. «Реквием» .....................................................................334
Творчество 1940-х годов. Под гнетом ждановщины ..........................................................340
Поздняя лирика .......................................................................................................................344
«Поэма без героя» (1940–1962) .............................................................................................350
Последние годы ......................................................................................................................357
Литература ..............................................................................................................................362
Глава 6. Владимир Маяковский (1893–1930)..........................................................................363
Маяковский в дискуссиях разных лет ..................................................................................363
Маяковский и футуристы.......................................................................................................375
Раннее творчество. Образ лирического героя .....................................................................378
Жанровое и стилевое своеобразие ........................................................................................385
Художественное новаторство ................................................................................................388
Рифма и словарь Маяковского...............................................................................................391
«Облако в штанах» .................................................................................................................394
Маяковский после Октября ...................................................................................................402
Сатира Маяковского ...............................................................................................................411
Литература ..............................................................................................................................415
Глава 7. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895–1925).................................................................................417
Начало пути. Поиски творческого самоопределения ........................................................417
Лирический герой Есенина. Поэтизация общечеловеческого ...........................................424
Есенин и революция ...............................................................................................................429
«Москва кабацкая» .................................................................................................................434
«Любовь хулигана» ................................................................................................................438
Образ России ...........................................................................................................................442
«Пугачев» ................................................................................................................................445
«Анна Снегина» ......................................................................................................................449
«Персидские мотивы» ............................................................................................................453
«Черный человек» ..................................................................................................................457
Смерть поэта ...........................................................................................................................460
Судьба наследия Сергея Есенина .........................................................................................463
Литература ..............................................................................................................................467
4
Стр.4
Глава 8. МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) .........................................................................468
Путь поэта ...............................................................................................................................468
Лирика. Основные мифологемы ...........................................................................................478
Своеобразие предметного мира ............................................................................................484
«Огненная» символика...........................................................................................................492
Дендро- и орнитосимволика в цикле «Деревья» .................................................................499
Миф о поэте ............................................................................................................................509
Диптих «Поэма горы» и «Поэма конца» .............................................................................517
Лирическая сатира. «Крысолов» ..........................................................................................528
Последние годы ......................................................................................................................537
Литература ..............................................................................................................................538
Глава 9. БОРИС ПАСТЕРНАК (1890–1960) ...........................................................................540
Начало пути.............................................................................................................................540
Первое стихотворение как фундамент эстетики поэта .......................................................542
«Близнец в тучах»...................................................................................................................547
Пастернак и футуризм............................................................................................................554
«Сестра моя – жизнь»: в поисках сакрального ....................................................................558
«Темы и вариации»: постижение классики..........................................................................566
Стихия свободной стихии ......................................................................................................570
Поэтическая историософия Пастернака на рубеже 1920–1930-х гг. «Спекторский»......572
Цикл «Переделкино»..............................................................................................................576
Роман «Доктор Живаго»: оправдание новаторства ............................................................579
Жанровая специфика романа «Доктор Живаго» .................................................................582
Исторический фон в романе ..................................................................................................584
Автор и герой в романе «Доктор Живаго» ..........................................................................588
Лирическое и эпическое в романе ........................................................................................594
Последние годы жизни. «Когда разгуляется» .....................................................................597
Литература ..............................................................................................................................604
Глава 10. МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905–1984) .....................................................................606
«Донские рассказы» ...............................................................................................................606
«Тихий Дон». Историческая основа романа ........................................................................619
Оценка Гражданской войны с общечеловеческих позиций ...............................................624
Григорий Мелехов как трагический характер .....................................................................629
Особенности жанра и поэтики ..............................................................................................634
Проблема авторства «Тихого Дона»....................................................................................638
«Поднятая целина» .................................................................................................................643
К интерпретации образа Щукаря ..........................................................................................650
Великая Отечественная в прозе Шолохова..........................................................................652
Композиция и жанр рассказа «Судьба человека» ...............................................................656
Литература ..............................................................................................................................660
Глава 11. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899–1951)........................................................................662
Ранняя проза (1918–1926) ......................................................................................................663
От технической фантастики – к социальным аспектам ......................................................666
Сатира. «Город Градов».........................................................................................................667
«Чевенгур». Историко-географические реалии романа .....................................................672
Своеобразие композиции и жанра ........................................................................................674
Александр Дванов – alter ego автора? ..................................................................................681
Русская революция в романе .................................................................................................684
«Котлован» ..............................................................................................................................690
«Впрок» как комментарий к «Котловану» ...........................................................................702
5
Стр.5
«Ювенильное море» . ..............................................................................................................708
Поездка в Среднюю Азию. «Такыр» . ...................................................................................711
Повесть-мистерия «Джан». ....................................................................................................712
Платоновская драматургия . ...................................................................................................719
Творчество второй половины 1930–1940-х годов................................................................720
Рассказы о войне. «Возвращение» . .......................................................................................724
Литература . .............................................................................................................................730
Глава 12. МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891–1940) .......................................................................731
Начало пути. ............................................................................................................................731
Сатира Булгакова. ...................................................................................................................732
«Белая гвардия». Автобиографичность романа...................................................................737
Структура романа в свете мифопоэтики . .............................................................................747
Театр М. Булгакова . ...............................................................................................................755
«Бег». Специфика художественного пространства. Образ Хлудова .................................762
«Мастер и Маргарита». Философские основы романа .......................................................767
Правда-истина как универсальный закон . ...........................................................................776
Мастер и Маргарита: путь добра и путь любви ..................................................................788
Специфика жанра и сюжетно-композиционная модель романа........................................792
Итоги Мастера . .......................................................................................................................799
Литература . .............................................................................................................................801
Глава 13. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ (1899–1994) . ............................................................................802
Раннее творчество . .................................................................................................................803
«Дорога на Океан». Философская и социальная проблематика ........................................815
Особенности сюжета и мастерство психологического анализа.........................................825
Художественное воплощение инонационального характера .............................................826
Драматизм судьбы художника . .............................................................................................838
Пафос сопротивления врагу. «Взятие Великошумска» ......................................................840
«Русский лес». .........................................................................................................................844
Итоговый роман «Пирамида» . ..............................................................................................854
Литература . .............................................................................................................................866
Глава 14. ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1899–1977) ....................................................................867
Путь писателя . ...........................................................................................................................867
«Машенька» – компендий набоковского романа . ..................................................................872
«Король, дама, валет» – создание игровой реальности . ........................................................880
«Защита Лужина» – проблема существования во внеигровом пространстве .....................890
«Соглядатай» – торжество вымысла и победа над роком . ....................................................895
Жизнь как текст: роман «Дар» как энциклопедия метапрозы В.В. Набокова.....................901
Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова
«Лолита». ....................................................................................................................................909
Синэстезия как особенность стиля В.В. Набокова. ................................................................919
Некоторые итоги. .......................................................................................................................930
Литература . .............................................................................................................................933
Стр.6