Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

История русской литературы ХХ века. Первая половина. В 2 кн. Кн. 2. Personalia (1500,00 руб.)

0   0
АвторыЕгорова Л. П., Фокин А. А., Иванова И. Н., Егорова Л. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц935
ID244225
АннотацияВ учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930-1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем.
Кому рекомендованоДля студентов-филологов, магистров, аспирантов.
ISBN978-5-9765-1835-3
УДК821.161.1.0(075)
ББК83.3(2Рос=Рус)6
История русской литературы ХХ века. Первая половина. В 2 кн. Кн. 2. Personalia : [учебник] / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова; ред. Л.П. Егорова .— 3-е изд., перераб. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 935 с. — ISBN 978-5-9765-1835-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244225 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

295 Эволюция лирической героини и авторский монолог . <...> .880 «Защита Лужина» – проблема существования во внеигровом пространстве . <...> 901 Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова «Лолита». <...> Его «Антоновские яблоки» (1900) – камертон к прозе зрелого Бунина. <...> Традиции русской классической литературы в прозе И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература ХХ в. <...> » Так закладывалась одна из важнейших составляющих прозы Бунина – ее глубокий лиризм, когда на первый план выходит не эпическое начало, а единый лирический монолог с устойчивыми образами-символами. <...> Бунина «Деревня» в аспекте жанровой специфики // И.А. Бунин и русская литература ХХ века. <...> подчеркнул иррациональность, непредугадываемость поведения русского человека, абсурдность его поступков, его пренебрежение удобствами и благами жизни – 16 И.А. Бунин и русская литература ХХ века. <...> Если она страстно любила театр, то Арсеньев его ненавидел. <...> Герои познакомились на лекции Андрея Белого, они вместе посещают Художественный театр, концерты Шаляпина – приметы культурной жизни московской элиты. <...> ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871–1919) В русской литературе начала ХХ в. <...> Леонид Андреев родился и вырос в Орле. <...> Желая испытать судьбу-рок, лег одна76 Леонид Андреев в воспоминаниях Анны Ивановны Андреевой // Русская литература. <...> 93 «Красный смех» Безумие виделось Андрееву и в глобальном масштабе социальной жизни человечества. <...> Рассказ «Красный смех» (1904) первоначально назывался «Война» и свидетельствовал о важности для писателя больших, подсказанных современностью, общественных тем. <...> Сама метафора красный смех впервые появляется в четвертом отрывке как реакция героя-рассказчика на слова вышедшего из-за проволочного ограждения солдата и подкрепляется бессмысленным и неудержимым смехом теряющих рассудок людей. <...> Смех Леонида Андреева // Творчество Леонида Андреева: Материалы и исследования. <...> Библейские мотивы Как и литература этого периода в целом, творчество <...>
История_русской_литературы_ХХ_века._Первая_половина._В_2_кн._Кн._2._Personalia.pdf
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА В двух книгах Книга 2 PERSONALIA под общей редакцией профессора Л.П. Егоровой 3-е издание, переработанное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019
Стр.1
УДК 821.161.1.0(075) ББК 83.3(2Рос=Рус)6 И90 Рецензенты: академик РАО, д-р филол. наук, проф. Ю.Г. Круглов; д-р филол. наук, проф. В.А. Лазарев; кафедра русской и зарубежной литературы Тамбовского государственного университета И90 История русской литературы ХХ века. Первая половина [Электронный ресурс]: учебник: в 2 кн. – Кн. 2: Personalia / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. – 3-е изд., перераб. – М. : ФЛИНТА, 2019. – 935 с. ISBN 978-5-9765-1835-3 В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины ХХ века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети ХХ века», дан обзор русской литературы 1930–1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем. Для студентов-филологов, магистров, аспирантов. УДК 821.161.1.0(075) ББК 83.3(2Рос=Рус)6 ISBN 978-5-9765-1835-3 © Коллектив авторов, 2004 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ РЕДАКТОРА............................................................................................................................7 Глава 1. ИВАН БУНИН (1870–1953) ...........................................................................................9 Ранняя проза..............................................................................................................................10 Бунин и Горький .......................................................................................................................13 «Деревня». Новый тип повествования ...................................................................................15 Национальная самокритика .....................................................................................................21 Оппозиция жизнь/смерть. Ветхозаветные мотивы ...............................................................23 Восток в творчестве Бунина. «Братья» ..................................................................................26 «Господин из Сан-Франциско» ...............................................................................................35 «Сны Чанга»..............................................................................................................................38 «Жизнь Арсеньева». Специфика жанра .................................................................................41 Черты автобиографизма. Поэзия детства и юности ..............................................................46 Завершение национальной самокритики ...............................................................................52 Бунинская концепция любви...................................................................................................55 Цикл «Темные аллеи». «Чистый понедельник» ....................................................................63 «Чистый понедельник». Новое в художественном постижении русского национального характера ...................................................................................................................................64 Бунин-поэт ................................................................................................................................69 Последние годы ........................................................................................................................78 Литература ................................................................................................................................80 Глава 2. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871–1919) ...............................................................................81 Раннее творчество ....................................................................................................................83 Переоценка ценностей .............................................................................................................89 «Красный смех» ........................................................................................................................94 Библейские мотивы ..................................................................................................................97 Эволюция Л. Андреева-драматурга. «Жизнь Человека» ....................................................115 «Рассказ о семи повешенных». Экзистенциальные мотивы ..............................................130 «Дневник Сатаны»..................................................................................................................140 Экспрессионизм Л. Андреева................................................................................................142 Поздняя публицистика ...........................................................................................................148 Литература ..............................................................................................................................154 Глава 3. МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868–1936)............................................................................155 Горький в исследованиях последних лет .............................................................................155 Первый период творчества ....................................................................................................160 «На дне». Дискуссии вокруг образа Луки............................................................................173 Роль Луки в развитии сюжета. Лука и Сатин ......................................................................178 «Мать». История создания, роль экспозиции ......................................................................186 Человек и окружающий мир в произведениях Горького 1910-х гг. ..................................197 Горький и революция. «Несвоевременные мысли» ............................................................202 «Рассказы 1922–1924 гг.» ......................................................................................................207 «Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению ..............................................................211 «Жизнь Клима Самгина» .......................................................................................................220 Литература ..............................................................................................................................226 Глава 4. АЛЕКСАНДР БЛОК (1880–1921)..............................................................................227 Начало пути. Освоение традиций .........................................................................................227 Лирика .....................................................................................................................................231 «Аnte lusem» (1898–1900) ......................................................................................................233 «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) ...........................................................................235 «Распутья» (1902–1904) .........................................................................................................238 3
Стр.3
«Пузыри земли» (1904–1905) ................................................................................................239 «Город» (1904–1908) ..............................................................................................................240 Стихия страсти: «Снежная маска» (1907) и «Кармен» (1914) ...........................................250 «Итальянские стихи» .............................................................................................................254 «Страшный мир» (1909–1916)...............................................................................................256 Стихи о России .......................................................................................................................261 Пути интерпретации поэтического текста ...........................................................................270 «Соловьиный сад» ..................................................................................................................277 Поэма «Двенадцать». Открытость финала...........................................................................280 «Скифы». Изображение инонационального мира...............................................................288 Блок – великий поэт ХХ века ................................................................................................292 Литература ..............................................................................................................................293 Глава 5. АННА АХМАТОВА (1889–1966) .............................................................................295 Первый этап творчества.........................................................................................................295 Эволюция лирической героини и авторский монолог ........................................................302 Родина в художественной концепции Ахматовой ..............................................................309 «Лирический дневник»: своеобразие жанра и сюжета .......................................................320 Ахматова и акмеизм ...............................................................................................................327 «Эпоха молчания и уединения» (1925–1935) ......................................................................331 Начало второго этапа творчества. «Реквием» .....................................................................334 Творчество 1940-х годов. Под гнетом ждановщины ..........................................................340 Поздняя лирика .......................................................................................................................344 «Поэма без героя» (1940–1962) .............................................................................................350 Последние годы ......................................................................................................................357 Литература ..............................................................................................................................362 Глава 6. Владимир Маяковский (1893–1930)..........................................................................363 Маяковский в дискуссиях разных лет ..................................................................................363 Маяковский и футуристы.......................................................................................................375 Раннее творчество. Образ лирического героя .....................................................................378 Жанровое и стилевое своеобразие ........................................................................................385 Художественное новаторство ................................................................................................388 Рифма и словарь Маяковского...............................................................................................391 «Облако в штанах» .................................................................................................................394 Маяковский после Октября ...................................................................................................402 Сатира Маяковского ...............................................................................................................411 Литература ..............................................................................................................................415 Глава 7. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895–1925).................................................................................417 Начало пути. Поиски творческого самоопределения ........................................................417 Лирический герой Есенина. Поэтизация общечеловеческого ...........................................424 Есенин и революция ...............................................................................................................429 «Москва кабацкая» .................................................................................................................434 «Любовь хулигана» ................................................................................................................438 Образ России ...........................................................................................................................442 «Пугачев» ................................................................................................................................445 «Анна Снегина» ......................................................................................................................449 «Персидские мотивы» ............................................................................................................453 «Черный человек» ..................................................................................................................457 Смерть поэта ...........................................................................................................................460 Судьба наследия Сергея Есенина .........................................................................................463 Литература ..............................................................................................................................467 4
Стр.4
Глава 8. МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) .........................................................................468 Путь поэта ...............................................................................................................................468 Лирика. Основные мифологемы ...........................................................................................478 Своеобразие предметного мира ............................................................................................484 «Огненная» символика...........................................................................................................492 Дендро- и орнитосимволика в цикле «Деревья» .................................................................499 Миф о поэте ............................................................................................................................509 Диптих «Поэма горы» и «Поэма конца» .............................................................................517 Лирическая сатира. «Крысолов» ..........................................................................................528 Последние годы ......................................................................................................................537 Литература ..............................................................................................................................538 Глава 9. БОРИС ПАСТЕРНАК (1890–1960) ...........................................................................540 Начало пути.............................................................................................................................540 Первое стихотворение как фундамент эстетики поэта .......................................................542 «Близнец в тучах»...................................................................................................................547 Пастернак и футуризм............................................................................................................554 «Сестра моя – жизнь»: в поисках сакрального ....................................................................558 «Темы и вариации»: постижение классики..........................................................................566 Стихия свободной стихии ......................................................................................................570 Поэтическая историософия Пастернака на рубеже 1920–1930-х гг. «Спекторский»......572 Цикл «Переделкино»..............................................................................................................576 Роман «Доктор Живаго»: оправдание новаторства ............................................................579 Жанровая специфика романа «Доктор Живаго» .................................................................582 Исторический фон в романе ..................................................................................................584 Автор и герой в романе «Доктор Живаго» ..........................................................................588 Лирическое и эпическое в романе ........................................................................................594 Последние годы жизни. «Когда разгуляется» .....................................................................597 Литература ..............................................................................................................................604 Глава 10. МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905–1984) .....................................................................606 «Донские рассказы» ...............................................................................................................606 «Тихий Дон». Историческая основа романа ........................................................................619 Оценка Гражданской войны с общечеловеческих позиций ...............................................624 Григорий Мелехов как трагический характер .....................................................................629 Особенности жанра и поэтики ..............................................................................................634 Проблема авторства «Тихого Дона»....................................................................................638 «Поднятая целина» .................................................................................................................643 К интерпретации образа Щукаря ..........................................................................................650 Великая Отечественная в прозе Шолохова..........................................................................652 Композиция и жанр рассказа «Судьба человека» ...............................................................656 Литература ..............................................................................................................................660 Глава 11. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899–1951)........................................................................662 Ранняя проза (1918–1926) ......................................................................................................663 От технической фантастики – к социальным аспектам ......................................................666 Сатира. «Город Градов».........................................................................................................667 «Чевенгур». Историко-географические реалии романа .....................................................672 Своеобразие композиции и жанра ........................................................................................674 Александр Дванов – alter ego автора? ..................................................................................681 Русская революция в романе .................................................................................................684 «Котлован» ..............................................................................................................................690 «Впрок» как комментарий к «Котловану» ...........................................................................702 5
Стр.5
«Ювенильное море» . ..............................................................................................................708 Поездка в Среднюю Азию. «Такыр» . ...................................................................................711 Повесть-мистерия «Джан». ....................................................................................................712 Платоновская драматургия . ...................................................................................................719 Творчество второй половины 1930–1940-х годов................................................................720 Рассказы о войне. «Возвращение» . .......................................................................................724 Литература . .............................................................................................................................730 Глава 12. МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891–1940) .......................................................................731 Начало пути. ............................................................................................................................731 Сатира Булгакова. ...................................................................................................................732 «Белая гвардия». Автобиографичность романа...................................................................737 Структура романа в свете мифопоэтики . .............................................................................747 Театр М. Булгакова . ...............................................................................................................755 «Бег». Специфика художественного пространства. Образ Хлудова .................................762 «Мастер и Маргарита». Философские основы романа .......................................................767 Правда-истина как универсальный закон . ...........................................................................776 Мастер и Маргарита: путь добра и путь любви ..................................................................788 Специфика жанра и сюжетно-композиционная модель романа........................................792 Итоги Мастера . .......................................................................................................................799 Литература . .............................................................................................................................801 Глава 13. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ (1899–1994) . ............................................................................802 Раннее творчество . .................................................................................................................803 «Дорога на Океан». Философская и социальная проблематика ........................................815 Особенности сюжета и мастерство психологического анализа.........................................825 Художественное воплощение инонационального характера .............................................826 Драматизм судьбы художника . .............................................................................................838 Пафос сопротивления врагу. «Взятие Великошумска» ......................................................840 «Русский лес». .........................................................................................................................844 Итоговый роман «Пирамида» . ..............................................................................................854 Литература . .............................................................................................................................866 Глава 14. ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1899–1977) ....................................................................867 Путь писателя . ...........................................................................................................................867 «Машенька» – компендий набоковского романа . ..................................................................872 «Король, дама, валет» – создание игровой реальности . ........................................................880 «Защита Лужина» – проблема существования во внеигровом пространстве .....................890 «Соглядатай» – торжество вымысла и победа над роком . ....................................................895 Жизнь как текст: роман «Дар» как энциклопедия метапрозы В.В. Набокова.....................901 Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова «Лолита». ....................................................................................................................................909 Синэстезия как особенность стиля В.В. Набокова. ................................................................919 Некоторые итоги. .......................................................................................................................930 Литература . .............................................................................................................................933
Стр.6