ISBN 978-5-89349-437-2 Цель учебника — обучить студентов-иностранцев языку инженерной специальности, помочь им овла-деть необходимым минимумом семантико-синтаксических конструкций, выработать у студентов умения и навыки чтения научных текстов, умения понять и записать учебную лекцию. <...> Первая часть — вводно-предметный курс — включает в себя материал, соотносящийся по содержанию с материалом 4-х предметов НСР — черчения, математики, химии и физи-ки, как предваряющий начало занятий по предметам, так и закрепляющий первичные знания. <...> Последняя содержит аудитивный материал и материал по письму к урокам. <...> Первая часть — вводно-предметный курс (ВПК), состоящий из 19 уроков и включающий в себя материал, содержательно соотносимый с материалом первых занятий по четыр¸м дисциплинам, изучаемым на подготовительном факультете: математике, физике, химии, черчению. <...> Вторая (основная) часть учебника (Основной курс — ОК) построена на принципиально иной методической основе. <...> В тексте введ¸нные ранее семантико-синтаксические единицы (или грамматические конструкции) употребляются в типичном контексте. <...> Аудиоматериалы по их методической организации можно разделить на три вида: 1) аудитивные материалы и задания на выработку навыков письма к Вводно-предметному курсу; 2) аудитивные материалы к 1—3 урокам Основного курса, закрепляющие вводимые лексические и грамматические единицы. <...> Аудиоматериалы и задания на выработку навыков записи со слуха также завершают урок, концентрируя в себе весь введ¸нный материал; 3) уроки 4—11 Основного курса также включают в себя аудитивные материалы, но, кроме того, завершаются специальными аудиоуроками А и В, основным содержанием которых являются лекция и комплекс заданий, выполняемых до и после прослушивания лекции. <...> В конце Основного курса имеется список семантико-синтаксических единиц (грамматических конструкций), представленных в учебнике, с указанием номера урока, где они подробно анализируются <...> 
								
							
							
								
								
									
										Русский_язык_будущему_инженеру_(1).pdf
										
                                            
                                            		
								                        
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
1 
Å.Â. Дубинская, Ò.Ê. Îðëîâà, 
Ë.Ñ. Ðàñêèíà, 
Л.П. Саенко, Ю.Н. Подкопаева
РУССКИЙ ЯЗЫК
БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
Учебник
по научному стилю речи
для иностранных граждан
(довузовский этап)
5-е издание, стереотипное 
Москва
Издательство «ФЛИНТА» 
2013 
РУССКИЙ ЯЗЫК БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
Рекомендован Координационным
с
ов н
а
и
н
о
с
т
р
то х
е ы 
м а д жо дву аз нов Ми 
н
ск
гр
н
р
о ой б п ао зд ог вот ао ивк яи РФ 
н
— 
П
р
е
д
и
с
л
о
в
и
е
— 
К иа для преподв т л
н г 
аае я
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
УДК 372.8:811.161.1(072) 
ББК 81.2 Ðóñ-96 
Ä79 
2 
Р е ц е н з е н т û: 
êàíä. ïåä. íàóê, ïðîô. Í.È. Соболева 
êàíä. ïåä. íàóê, äîö. È.Á. Авдеева 
Н а у ч н ы е к о н с у л ь т а н т û: 
Л.Е. Жовниренко (
), 
Í.À. Ильенко ( 
À.À. Медведев ( 
Ю.Н. Подкопаева (
), 
) 
Х у д о ж е с т в е н н о е о ф о р м л е н и å: 
Л.Е. Жовниренко,
А.Л. Иванова-Аннинская,
А.Ю. Лихачев
Дубинская Å.Â., Орлова Ò.Ê., Раскина Ë.Ñ., Саенко Ë.Ï., Подкопаева Þ.Í. 
Русский язык как иностранный. Русский язык будущему инженеру [Электронный
ресурс]: учебник по науч-ному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап).
Книга для преподавателя / Å.Â. Дубинская. — 5-å èçä., стер. — Ì.: ÔЛИНТА, 2013. — 
175 ñ.: èë. 
ISBN 978-5-89349-437-2 
Цель учебника — обучить студентов-иностранцев языку инженерной специальности, помочь им овла-деть
необходимым минимумом семантико-синтаксических конструкций, выработать у студентов умения и навыки
чтения научных текстов, умения понять и записать учебную лекцию.
Учебник делится на две части. Первая часть — вводно-предметный курс — включает в себя материал,
соотносящийся по содержанию с материалом 4-х предметов НСР — черчения, математики, химии и физи-ки,
как предваряющий начало занятий по предметам, так и закрепляющий первичные знания. Во второй
(основной) части учебника логико-семантические категории вводятся с помощью грамматического комментария,
отрабатываются в серии грамматических упражнений и в учебно-научных текстах. Основная часть
содержит 11 уроков. Начиная с 4-го, каждый урок учебника завершается двумя лекциями.
Учебник состоит из «Книги для студента» и «Книги для преподавателя». Последняя содержит
аудитивный материал и материал по письму к урокам.
В «Книгу для студента» включен словарь с переводом лексики, встречающейся в данном учебнике, на
английский, французский, испанский, арабский, китайский, вьетнамский языки, а также фарси.
), 
ISBN 978-5-89349-437-2 
РУССКИЙ ЯЗЫК БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
© Издательство «ÔЛИНТА», 2013 
© Коллектив àâòîðîâ, 2013 
че ма я к 
е и им з 
р
ч т 
е ик
н
и а 
е
а
матхифи
— 
П
р
е
д
и
с
л
о
в
и
е
— 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
С о д е р ж а н и е 
165 
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................................................................................... 3 
ВВОДНО-ПРЕДМЕТНЫЙ КУРС
Ч е р ч е н и е 
Урок 1 ...................................................................................................................................... 8 
Урок 2 ...................................................................................................................................... 9 
М а т е м а т и к а 
................................................................................................ 11 
Урок 1 ...................................................................................................................................... 11 
Урок 2 ...................................................................................................................................... 12 
Урок 3 ...................................................................................................................................... 14 
........................................................................................................... 17 
Урок 4 ...................................................................................................................................... 17 
............................................................................................... 19 
Урок 5 ...................................................................................................................................... 19 
Урок 6 ...................................................................................................................................... 21 
.......................................................................................................... 23 
Урок 7 ...................................................................................................................................... 23 
.......................................................................................................................... 25 
Урок 8 ...................................................................................................................................... 25 
Х и м и я 
........................................................................................................ 27 
Урок 1 ...................................................................................................................................... 27 
Урок 2 ...................................................................................................................................... 29 
........................................................................................... 31 
Урок 3 ...................................................................................................................................... 31 
.......................................... 32 
Урок 4 ......................................................................................................................................... 32 
РУССКИЙ ЯЗЫК БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
Т
е
м
а
1 
. 
Н
а
т
ур
а
л
ь
н
ы
е
ч
и
с
ла
. 
Д
е
й
с
т
в
ия
Т
е
м
а
2 
. 
Ц
е
лы
е
ч
и
с
ла
. 
Д
е
й
с
т
в
и
я
Т
е
ма
3. 
Ра
ц
и
он
а
л
ь
ны
е
ч
и
сл
а
. 
Св
о
й
с
тв
а
Т
е
м
а 4 
. Р 
а
ц
ио
н
а
л
ь
н
ы
е ч 
ис
ла
Т
е
м
а 5 
. С 
т
еп
ен
и
Т
е
м
а
1 
. 
В
е
ще
с
т
ва
и
и
х
с
во
й
ст
ва
Т
е
м
а
2 
. 
Ф
и
зи
че
ск
и
е
и
х
и
м
ич
е
с
ки
е
я
вл
е
н
ия
Т
е
м
а
3 
. 
А
т
ом
ы
и
м
о
ле
к
ул
ы
. 
Ато
м
но
-ì 
о
ле
к
ул
я
рн
о
е
ст
р
о
е
н
ие
в
е
щ
е
с
т
ва
— 
С
о
д
е
р
ж
а
н
и
е
— 
								                        
									                        Стр.172
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
166 
......................................................... 33 
Урок 5 ......................................................................................................................................... 33 
Ф и з и к а 
................................................................................................................ 36 
Урок 1 ...................................................................................................................................... 36 
.......................................................................................................................... 37 
Урок 2 ...................................................................................................................................... 37 
............................................................................................................... 39 
Урок 3 ...................................................................................................................................... 39 
.......................................................................................................... 42 
Урок 4 ...................................................................................................................................... 42 
ОСНОВНОЙ КУРС
Урок 1. Определение (квалификация и дефиниция) научного понятия .......................................... 44 
Урок 2. Характеристика предмета (ÿâëåíèÿ, ïðîöåññà) и действия .................................................. 49 
Урок 3. Качественная и количественная характеристика предмета (ÿâëåíèÿ, ïðîöåññà) ................ 56 
Урок 4. Характеристика действия .................................................................................................. 66 
Урок 5. Классификация, соотношение целого и его компонентов. Наличие (отсутствие,
существование) ïðåäìåòà, явления ........................................................................................ 80 
Урок 6. Возникновение/уничтожение ïðåäìåòà. Изменение состояния, качества ........................... 90 
Урок 7. Отношения между субъектом и предикатом действия ......................................................... 104 
Урок 8. Характеристика предмета (явления, процесса) через действие (состояние,
положение) ............................................................................................................................... 117 
Урок 9. Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие предметов (ÿâëåíèé) ........................ 128 
Урок 10. Характеристика действия ....................................................................................................... 140 
Урок 11. Тренировочные лекции .......................................................................................................... 153 
Т
е
ма
4. 
Х
и
ми
ч
е
ск
и
е
ф
о
р
му
л
ы
. 
П
р
о
ст
ы
е
и
сло
ж
н
ые
ве
щ
е
с
тв
а
Т
е
м
а
1 
. 
Фи
з
ич
е
с
ки
е
в
е
ли
ч
и
ны
Т
ем
а
2 
. 
Р
еш
ен
и
е
з
а
д
а
ч
Т
е
м
а 3 
. Д 
в
и
ж
е
н
и
е и п 
Т
е
м
а
4. 
М
е
ха
ок
ой
н
и
ч
е
с
к
ое
д
в
и
ж
е
н
и
е
								                        
									                        Стр.173