А.В. ЮРЬЕВА, А.А. ВОРОЖБИТОВА ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 80 ББК 81+83.7 Ю 85 Рецензенты: д-р пед. наук, проф. <...> Лингвориторический идеал как фактор становления профессиональной языковой личности будущего учителя [Электронный ресурс]: монография / А.В. Юрьева, А.А. Ворожбитова. <...> Теоретическая разработанность проблемы формирования речемыслительной культуры учителя в аспекте лингвориторического идеала. <...> Лингвориторический идеал как проектная основа становления профессиональной языковой личности будущего учителя. <...> Эпоха демократизации и гласности в России актуализировала потребность в риторике, аккумулировавшей в течение веков теорию и технологию эффективной и этически ответственной мыслеречевой деятельности. <...> Если во всем мире так называемый «риторический Ренессанс», пристальный интерес к классическому риторическому наследию и формирование неориторики, или общей риторики, относится к 50-м гг. <...> При этом мы руководствовались следующей гипотезой: выбор ЛР-идеала в качестве проектной основы образовательного процесса в педагогическом вузе (аспект речемыслительной культуры) обеспечит формирование готовности будущего учителя к речевому самосовершенствованию, что позволит повысить эффективность процесса его становления как профессиональной языковой личности. <...> . Исследовательская концепция базируется на трудах по теории и практике педагогического проектирования (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, С.В. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюнников и др.); на исследованиях по антропоцентрической лингвистике (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов и др.), риторике и лингвориторике (С.А. Аверинцев, Н.А. Безменова, А.А. Волков, М.Л. Гаспаров, М.Р. Львов, А.К. Михальская и др.) <...> Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в категориальный аппарат теории профессионального <...>
Лингвориторический_идеал_как_фактор_становления_профессиональной_языковой_личности_будущего_учителя_(1).pdf
УДК 80
ББК 81+83.7
Ю 85
Авторы:
канд. пед. наук, доцент Саровского физико-технического института
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
А.В. Юрьева;
д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. Сочинского государственного университета
А.А. Ворожбитова
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. Ю.С. Тюнников;
д-р пед. наук, проф. Э.Г. Малиночка
Ю 85
Юрьева А.В.
Лингвориторический идеал как фактор становления профессиональной
языковой личности будущего учителя : монография / А.В. Юрьева, А.А. Ворожбитова.
— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 175 с. — ISBN
978-5-9765-1880-3. — Текст : электронный.
В монографии изложены лингвориторические основы проектирования
инновационного процесса подготовки студентов педагогических вузов в области
речемыслительной культуры и результаты апробации разработанной
модели.
Адресуется специалистам – педагогам, лингвистам, психологам, методистам;
студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных дисциплин.
УДК 80
ББК 81+83.7
Научное издание
Юрьева Анна Валентиновна
Ворожбитова Александра Анатольевна
Лингвориторический идеал как фактор становления
профессиональной языковой личности будущего учителя
Монография
В авторской редакции
Подписано к выпуску 22.01.2024.
Уч.-изд. л. 10,43.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, офис 324.
Тел.: (495) 334-82-65; (495) 336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
ISBN 978-5-9765-1880-3
© Юрьева А.В., Ворожбитова А.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ......................................................................................................4
ГЛАВА 1. ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОСНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ... 9
1.1. Лингвориторический идеал как педагогическая категория, его
сущностные признаки и функции. ...............................................................9
1.2. Теоретическая разработанность проблемы формирования
речемыслительной культуры учителя в аспекте лингвориторического
идеала. ...........................................................................................................23
1.3. Лингвориторический идеал как проектная основа становления
профессиональной языковой личности будущего учителя. ....................40
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕЧЕВОМУ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА ОСНОВЕ
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА. .....................................................54
2.1. Моделирование процесса формирования готовности студентов к
речевому самосовершенствованию на основе лингвориторического
идеала. ...........................................................................................................54
. ...........................................................................................................................68
2.2. Разработка содержания процесса формирования готовности
студентов к речевому самосовершенствованию и особенности его
реализации. ...................................................................................................69
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы. ...................88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ...........................................................................................111
БИБЛИОГРАФИЯ. .......................................................................................116
Приложения . .................................................................................................131
Стр.3