А.Д. Васильев ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ: ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ Учебное пособие •ФЛИНТА• А.Д. Васильев ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ: ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия по направлению Педагогическое образование Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 80(075.8) ББК 80-923 В19 Реценз ент ы: д-р филол. наук, проф. <...> А.С. Пушкин ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Филологический анализ текста» занимает исключительно важное место в подготовке словесников-русистов, способствуя комплексному применению и развитию знаний, полученных ранее при изучении лингвистических и литературоведческих курсов. <...> Тем не менее, познание интертекстуальности в различных её воплощениях чрезвычайно интересно, а его результаты могут представлять немалую ценность для учебного курса «Филологический анализ текста». <...> Они, по принятой нами основной классификации, могут быть подразделены на прецедентные тексты, прецедентные высказывания, прецедентные ситуации и прецедентные имена (см. далее подробно [Гудков 2004: 23—24]). <...> Одно и то же художественное произведение, один и тот же образ различно действует на разных людей и на одно лицо в разное время, точно так, как одно и то же слово каждым понимается иначе; здесь относительная неподвижность образа при изменчивости содержания» [Потебня 1976б: 176]. <...> Искусство есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную, так нельзя ее сообщить и в произведении искусства; поэтому содержание этого последнего (когда оно окончено) развивается уже не в художнике, а в понимающих» [Потебня 1976б: 180—181]. <...> «На страницах художественного текста мы постоянно встречаемся. с такими словами и оборотами, с такими языковыми формами и категориями, которые нашему современному обыденному общению (или уже <...>
Интертекстуальность_прецедентные_феномены_(1).pdf
А.Д. Васильев
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ:
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования Министерства
образования и науки Российской Федерации в качестве
учебного пособия по направлению Педагогическое образование
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
1
Стр.1
УДК 80(075.8)
ББК 80-923
В19
Реценз ент ы:
д-р филол. наук, проф. Н.С. Болотнова;
д-р филол. наук, проф. А.А. Чувакин
Васильев А.Д.
В19
Интертекстуальность : прецедентные феномены [Электронный
ресурс]: учеб. пособие / А.Д. Васильев. — М. : ФЛИНТА,
2013. — 342 с.
ISBN 978-5-9765-1591-8
На обширном и жанрово-стилистически разнообразном материале
рассматриваются различные формы и способы воплощения
интертекстуальности посредством прецедентных феноменов. Предлагаемые
задания позволяют студентам применить теоретические
сведения в практике самостоятельного филологического анализа.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических
фа культетов вузов.
УДК 80(075.8)
ББК 80-923
ISBN 978-5-9765-1591-8
2
© Васильев А.Д., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...................................................................................................................3
Введение ...................................................................................................................5
Проблемы адекватного понимания текста ...................................................8
Многообразие прецедентных феноменов ...................................................26
Аспекты интертекстуальности .......................................................................35
Причины и функции квазицитации .............................................................82
Антропонимы в художественном тексте. Функции
прецедентных имён ..........................................................................................112
Феномены интер- и интратекстуальности в русскоязычной
прозе В.В. Набокова .........................................................................................134
Аполитичность «искателя словесных приключений»
и его тексты ..................................................................................................138
В.В. Набоков как этнопсихолог ............................................................148
Русский язык, его специфика и возможности в суждениях
и оценках В.В. Набокова и его персонажей .....................................165
Возможности интерпретации прецедентного микротекста ...............175
Заключение .................................................................................................................185
Приложение ................................................................................................................189
Задание 1 ........................................ 189
Задание 2 ........................................ 192
Задание 3 ........................................ 196
Задание 4 ........................................ 204
Задание 5 ........................................ 210
Задание 6 ........................................ 211
Задание 7 ........................................ 213
Задание 8 ........................................ 214
Задание 9 ........................................ 219
Задание 10 ...................................... 221
Задание 11 ...................................... 221
Задание 12 ...................................... 223
Задание 13 ...................................... 225
Задание 14 ...................................... 226
Задание 15 ...................................... 228
Задание 16 ...................................... 230
Задание 17 ....................................... 232
Задание 18 ...................................... 235
Задание 19 ...................................... 264
Задание 20 ...................................... 273
Задание 21 ....................................... 279
Задание 22 ....................................... 281
Задание 23 ...................................... 286
Задание 24 ...................................... 287
Задание 25 ...................................... 292
Задание 26 ....................................... 298
Задание 27 ...................................... 304
Задание 28 ...................................... 305
Задание 29 ...................................... 308
Задание 30 ...................................... 321
Задание 31 ...................................... 322
Библиография ............................................................................................................324
341
Стр.341