Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898
ISSN 1680-1709
ББК 95.4
Ч-823
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА
2010. № 3(67). Т. 2
Серия «Гуманитарные и педагогические науки»
Учредитель
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
(решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6).
Главный редактор Г. Н. Григорьев
Заместитель главного редактора А. А. Шуканов
Ответственный секретарь И. А. Федянина
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., Андреев В. И., Анисимов Г. А., Арсентьев Н. М., Баранова Э. А., Беловолов В. А., Бондырева
С. К., Волков Г. Н., Габдреев Р. В., Григорьев В. С., Данилов И. П., Драндров Г. Л., ДулатАлеев
В. Р., Зайнуллин М. В., Карпов И. П., Козлов О. А., Кондратьев М. Г., Кузнецова Л. В., Кузьмина
Г. П., Лавина Т. А., Максимов В. Г., Медведев Л. Г., Медведева И. А., Метин П. Н., Миннегулов
Х. Ю., Немыкина И. Н., Павлов И. В., Петренко Н. И., Петрова Т. Н., Резник Ю. М., Рязанцева И. М.,
Салагаев А. Л., Сальников В. А., Сергеев Л. П., Тенюкова Г. Г., Ульенкова У. В., Федоров В. М.
Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Тел.: (8352) 62-08-71
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
© ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2010
Стр.1
ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.5.016:811.512.111
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ
ЧУВАШСКОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО ТЕКСТА
PROBLEMS OF TEACHING SIXTH-FORMERS
OF RUSSIAN-SPEAKING SCHOOL CHUVASH MONOLOGUE
ON THE BASIS OF A TRAINING TEXT
Г. В. Абрамова
G. V. Abramova
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Рассматриваются проблемы обучения учащихся русскоязычной школы монологической
речи на чувашском языке на основе учебного текста. Выявляются отдельные причины неудовлетворительного
состояния преподавания чувашского языка в современной городской школе.
Abstract. The article under review deals with teaching Russian students Chuvash monologue on
the basis of a training text. The author indicates some reasons for non-satisfactory situation with teaching
the Chuvash language in a contemporary city school.
Ключевые слова: чувашский язык, методика обучения монологической речи, текст.
Keywords: the Chuvash language, methods of teaching monologue, text.
Актуальность исследуемой проблемы. Действующие программы по чувашскому
языку для русскоязычных школ [1], [2], [3] основной целью предмета определяют
умение учащихся общаться на чувашском языке. Определяющим моментом в успешной
реализации поставленной задачи является формирование навыков речевой коммуникации.
В свою очередь, коммуникативные навыки формируются и на основе монологической
речи.
3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67). Т. 2
В данной работе мы рассматриваем вопросы обучения чувашской устной монологической
речи учащихся 6 класса русскоязычной школы на основе учебного текста. Как
показывает практика, многие шестиклассники допускают в чувашской речи лексические,
фонетические, грамматические и интонационные ошибки. Они не располагают умениями
и навыками, необходимыми для построения монологических высказываний и испытывают
серьезные трудности в усвоении содержания прочитанных текстов.
С целью выявления причины типичных ошибок, допускаемых учащимися 6 классов,
нами проводилось специальное исследование.
Материал и методика исследований. В исследовании использовался комплекс
методов, включающий анализ программы и учебника по чувашскому языку для 6 класса
русскоязычной школы, анкетирование учителей и учащихся, индивидуальные беседы
с учителями и учащимися, наблюдение за речемыслительной деятельностью учащихся
и работой учителей на уроках чувашского языка, констатирующий эксперимент, анализ
письменных и устных работ учащихся, обработка экспериментальных данных.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ действующей программы по
чувашскому языку для 6 класса русских школ позволяет констатировать: в ней есть положительные
моменты, заслуживающие внимания и учета. Достаточно полно указана
тематика общения, определен объем лексического и грамматического материала, направленного
на развитие коммуникативных навыков.
К недостаткам программы относятся следующие: 1) в обучении монологической
речи на основе текста ставятся узкие задачи: уметь понять содержание прочитанного текста,
делить текст на смысловые части, ставить вопросы к прочитанному и отвечать на
них, кратко передавать содержание прочитанного текста; 2) не предусмотрено развитие
умения коллективно составлять план и воспроизводить содержание прочитанного, пересказывать
текст по вопросам, по готовому плану, без плана, по ключевым словам, умения
пересказывать текст с изменением формы глаголов; 3) предъявляются завышенные требования
к объему монологических высказываний (12–14 предложений вместо реально
оправданных 9–12).
При изучении учебника чувашского языка для 6 класса (авторы И. А. Андреев и
Р. И. Гурьева) были выявлены как его достоинства, так и недостатки. Учебник содержит
чувашско-русский словарь, а также постраничные сноски, что значительно облегчает организацию
работы с текстом. Содержание текстов в основном отражает близкие для учащихся
сферы жизни, соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Однако
при отборе текстов авторы не придерживались принципа соответствия содержания
текста уровню языковой подготовки учащихся. Анализ грамматического материала, содержащегося
в текстах, показал, что тексты учебника содержат ряд незнакомых для детей
грамматических явлений. Это, естественно, препятствует успешному становлению речевых
навыков. Например, текст урока 40 содержит три новых для учащихся грамматических
явления, текст урока 46 – 4, текст урока 54 – 4. Многие тексты перегружены незнакомой
лексикой. Например, текст урока 73 содержит 35 незнакомых лексических единиц
(кирек кам, çыран, сăрт, уйăр, кěпер хыв, проспект енчен, пěлěтелле кармаш, çěклен,
ирěксěрех, Атăл еннелле туртăн, харăсах, чиркÿ, курăнса кай, кěлле çÿре, хушăран, киленме
чăрмантар, пачах урăхла, канлěх, туйăм çурат, тÿрех, аса кил, сарăлса вырт, хунар,
йăлтăртат, каç (глагол), парăн, тăвалла, тинкер, лутра сăрт, йывăçсем çийěн,
çуртсен тăррисем, чěрěк ěмěр, тăлăххăн, хурланса пăх, аркат, çěкле), текст урока 85 – 29
4
Стр.3