Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи. Рабочая тетрадь. (220,00 руб.)

0   0
АвторыБронзова Людмила Ивановна
ИздательствоИнститут законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
Страниц84
ID242755
АннотацияРабочая тетрадь по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов вуза предназначена для использования на практических занятиях и самостоятельного изучения предмета. Решения и заметки по теме выполняются непосредственно в рабочей тетради, что, кроме всего прочего, экономит время студента. Тематика рабочей тетради соответствует рабочей программе дисциплины. Составитель кандидат филологических наук Бронзова Л.И.
Кому рекомендованостудентам вузов и колледжей
Русский язык и культура речи. Рабочая тетрадь. / Л.И. Бронзова .— Тула : Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, 2014 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242755 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка ………… 31 ТЕМА № 5. <...> Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. <...> Вместе с тем, важную роль для дисциплин культурологического цикла играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. <...> Перечисленные качества речи целесообразно выделить в эстетический компонент культуры речи. <...> Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. <...> Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека. <...> Итак, «культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», – так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев (Ширяев Е.Н. <...> 15). o "Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве" (там же, с. <...> 15); o "Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи" (там же, с. <...> Культура речи как обновляющаяся область научно - практических исследований Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-е гг. <...> Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой 5 культуры общества в целом. <...> Стали появляться научные труды, содержавшие анализ речевой практики общества и его отдельных социальных сред, а также работы, в которых предлагались методы повышения грамотности и развития речевой культуры <...>
Русский_язык_и_культура_речи._Рабочая_тетрадь..pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕМА № 1. Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека……………………………. ТЕМА № 2. Язык, речь, общение………………………………….. ТЕМА № 3. Языковая норма как центральное понятие культуры речи...……………………………………………………………….. 3 12 23 ТЕМA № 4. Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка ………… 31 ТЕМА № 5. Научный стиль. Письменные жанры научного стиля ТЕМА № 6. Официально-деловой стиль………………………….. ТЕМА № 7. Деловое общение…………………………………….. ТЕМА № 8. Публицистический стиль……………………………. ТЕМА № 9. Основы ораторского искусства……………………… 71 39 48 58 63 ТЕМА 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ И КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА Культура речи как учебная дисциплина Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей. Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. Важнейшими задачами дисциплины являются: - Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка. - Формирование коммуникативной компетенции специалиста. - Обучение профессиональному общению в области избранной специальности. -Развитие навыков поиска и оценки информации. - Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.). - Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь 3
Стр.1
которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности. Достижение этой цели в полном объеме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс. К настоящему времени в науке установлено, что культура речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического. Вместе с тем, важную роль для дисциплин культурологического цикла играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. Перечисленные качества речи целесообразно выделить в эстетический компонент культуры речи. Исходя из вышесказанного, культура речи состоит из четырех компонентов: нормативного, коммуникативного, этического и эстетического. 4
Стр.2