Виссарион Белинский
Взгляд на русскую литературу 1846 года
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Настоящее
есть результат прошедшего и указание на будущее. Поэтому
говорить о русской литературе 1846 года - значит говорить о современном
состоянии русской литературы вообще, чего нельзя сделать, не коснувшись
того, чем она была, чем должна быть. Но мы не вдадимся ни в какие
исторические подробности, которые завлекли бы нас далеко. Главная цель нашей
статьи - познакомить заранее читателей "Современника" с его взглядом на
русскую литературу, следовательно, с его духом и направлением как журнала.
Программы и объявления в этом отношении ничего не говорят: они только
обещают. И потому программа "Современника", по возможности краткая и не
многословная, ограничилась только обещаниями чисто внешними. Предлагаемая
статья, вместе с статьею самого редактора, напечатанною во втором отделении
этого же нумера, будет второю, _внутреннею_, так сказать, программою
"Современника", в которой читатели могут сами, до известной степени,
поверять обещания исполнением. {429}
Если бы нас спросили, в чем состоит отличительный характер современной
русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном сближении с
жизнию, с действительностию, в большей и большей близости к зрелости и
возмужалости. Само собою разумеется, что подобная характеристика может
относиться только к литературе недавней, молодой и притом возникшей не
самобытно, а вследствие подражательности. Самобытная литература зреет
веками, и эпоха ее зрелости есть в то же время и эпоха числительного
богатства ее замечательных произведений (chef d'oeuvres). Этого нельзя
сказать о русской литературе. Ее история, как и история самой России, не
похожа на историю никакой другой литературы. И потому она представляет собою
зрелище единственное, исключительное, которое тотчас делается странным,
непонятным, почти бессмысленным, как скоро на нее будут смотреть, как на
всякую другую европейскую литературу. Как и все, что ни есть в современной
России живого, прекрасного и разумного, наша литература есть результат
реформы Петра Великого. Правда, он не заботился о литературе и ничего не,
сделал для ее возникновения, но он заботился о просвещении, бросив в
плодовитую землю русского духа семена науки и образования, - и литература,
без его ведома, явилась впоследствии сама собою как необходимый результат
его же деятельности. В том-то, скажем мимоходом, и состояла органическая
жизненность преобразования Петра Великого, что оно породило много и такого,
о чем он, может быть, и не думал, чего он даже и не предчувствовал.
Даровитый и умный Кантемир, вполовину подражатель, вполовину перелагатель на
русские нравы сатир римских поэтов (преимущественно Горация)
и их
подражателя и перелагателя на французские нравы - Буало, Кантемир, с его
силлабическим размером, с его языком, полукнижным, полународным, который, по
самой этой смеси, был языком образованного общества того времени, Кантемир и
вслед за ним Тредьяковский, с его бесплодною ученостию, с его бездарным
трудолюбием, с его схоластическим педантизмом, с его неудачными попытками
усвоить русскому стихотворству правильные тонические размеры и древние
гекзаметры, с его варварскими виршами и варварским двоекратным переложением
Роллена, - Кантемир и Тредьяковский были,
так сказать,
прологом,
предисловием к русской литературе. От смерти первого прошло с небольшим сто
два года (он умер 31 марта 1744 года); от смерти второго прошло только с
небольшим семьдесят семь лет (он умер 6 августа 1769 года). Тредьяковский
был еще в цвете своей славы и еще только шесть лет величал себя "профессором
элоквенции и хитростей пиитических"; еще молодой, но больной, слабый и уже
близкий к смерти, Кантемир был жив {Кантемиру тогда было 31 год, а
Тредьяковскому - 36 лет.}, когда в 1739 году двадцативосьмилетний Ломоносов
- Петр Великий русской литературы - прислал из немецкой земли свою
знаменитую "Оду на взятие Хотина", с которой, по всей справедливости, должно
считать начало русской литературы. Все, что сделано было Кантемиром,
осталось без следа и влияния в книжном мире; все, что было сделано
Стр.1