Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №5 2009

Искусство и метафизика смерти. Лев Толстой и Марин Хайдеггер (66,00 руб.)

0   0
АвторыХАЙНАДИ З.
Страниц29
ID239009
Аннотация.
Искусство и метафизика смерти. Лев Толстой и Марин Хайдеггер / З. ХАЙНАДИ // Вопросы литературы .— 2009 .— №5 .— URL: https://rucont.ru/efd/239009 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Золтан ХАЙНАДИ ИСКУССТВО И МЕТАФИЗИКА СМЕРТИ Лев Толстой и Мартин Хайдеггер: философскопоэтический опыт сравнительного изучения Филология факта есть философия. <...> Философ и сам го ворит об этом в подстрочном примечании одной из своих работ: в «Смерти Ивана Ильича» Толстой изобразил явле ние потрясения «человек умирает». <...> «Когда в последующем столетии философпрофессионал начал изу 304 чать явление смерти, то исходным пунктом он взял исто рию смерти Ивана Ильича Толстого»1 . <...> Кауфман высказы вается еще решительнее: «Мартин Хайдеггер — приверже нец толстовства, а написанный им раздел о смерти — это невольно написанный комментарий к “Смерти Ивана Иль ича”»2 . <...> И Толстой, и Хайдеггер дают мастерский анализ от носящегося к смерти отчужденного бытия, с той лишь раз ницей, что являющееся у русского писателя филологией, у немецкого мыслителя становится философией. <...> Шеллинг прав, утверждая: «лишите искусство объективности, и оно перестанет быть тем, что оно есть, и превратится в филосо фию; придайте философии объективность, и она переста нет быть философией и превратится в искусство»3 . <...> Созданные Толстым и Хайдеггером концепции жизни и смерти в ре шающей степени различаются тем, что в центре мысли Тол стого, даже тогда, когда он пишет о смерти, всегда находит ся жизнь: «Все мысли о смерти нужны только для жизни»4 . <...> Хайдеггер же, наоборот, приближается к жизни со стороны смерти, ставя акцент на онтологическом одино честве человека, на его «выброшенности в бытие». <...> Смотря в глаза смерти, переоценивая свое существование, человек открывает возможность перехода от неподлинного бытия к подлинному. <...> В ходе противостояния смерти, когда человек измеряет бытие с го ризонта смерти (небытия), исчезает вся банальная повсе дневность и вскрываются самые глубокие основы бытия. <...> Философия вскры вает истину шаг за шагом, путем умозаключений и выводов, а искусство — улавливает ее <...>