ISBN 978-5-85158-895-2 Монография посвящена одной из важнейших малоизученных проблем поэтики народной лирической песни – её композиции, которая рассматривается здесь как целостная система организации внутренней структуры песни, составляющих её элементов, основных разновидностей композиционных форм, приёмов композиции, организующих структуру произведения как единого художественного целого, так и отдельных его частей и фрагментов, а также типов композиции – специфических особенностей взаимосвязей разных композиционных приёмов в рамках песенного текста. <...> Исследователь народной песни стоит в наши дни перед огромным морем современной народной песенности, образовавшимся из слияния полноводных рек, из пробегающих по эпохам ручьёв, ручейков, струек. <...> 24 Зачин типа указания на основную сюжетную ситуацию 29 Общие места. <...> 155 Приём многократного повторения основного сюжетного мотива . <...> Побудительным толчком, заставившим многих, в том числе таких известных фольклористов, как С. Н. Азбелев, Т. М. Акимова, В. П. Аникин, А. А. Горелов, В. Е. Гусев, В. И. Ерёмина, А. И. Земцовский, Н. П. Колпакова, Н. И. Кравцов, Н. И. Криничная, Ю. И. Круглов, С. Г. Лазутин, Е. М. Мелетинский, А. М. Новикова, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, В. И. Чичеров, Ю. И. Юдин и др., обратиться к этим проблемам, стала прежде всего идея подготовки беспрецедентного издания – Свода русского фольклора. <...> Составивший в предельно сжатом виде проект проспекта Свода русского фольклора, А. И. Горелов пояснял: «Замысел Свода русского фольклора, имеющий своей предысторией ещё культурные начинания пушкинской поры, получил отчётливое оформление во второй половине 1930-х годов при прямом и энергичном участии ведущих писателей страны – А. М. Горького и А. Н. Толстого. <...> Так, едва ли не самое большое затруднение как предмет исследования вызвала у фольклористов традиционная необрядовая лирическая песня. <...> 9 ТРАДИЦИОННАЯ НЕОБРЯДОВАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ Несмотря на появление <...>
Особенности_композиции_русских_народных_лирических_песен_монография.pdf
УДК 398.89
ББК 82.3
Печатается по решению Учёного совета
Забайкальского государственного университета
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, д-р культурологии, профессор,
проректор по НИР (гум.-пед. направление),
проректор по дополнительному профобразованию
и международному сотрудничеству ЗабГУ
Рецензенты
Т. М. Зенкова, канд. культурологии,
директор ГУК «Учебно-методический центр культуры
и народного творчества» Забайкальского края;
В. Н. Димитриева, канд. филол. наук, доцент,
доцент каф. литературы ЗабГУ
Левашов, В. С.
Особенности композиции русских народных лирических песен /
В. С. Левашов ; Забайкал. гос. ун-т, 2013. – 198 с.
ISBN 978-5-85158-895-2
Монография посвящена одной из важнейших малоизученных проблем
поэтики народной лирической песни – её композиции, которая рассматривается
здесь как целостная система организации внутренней структуры песни,
составляющих её элементов, основных разновидностей композиционных
форм, приёмов композиции, организующих структуру произведения как
единого художественного целого, так и отдельных его частей и фрагментов,
а также типов композиции – специфических особенностей взаимосвязей разных
композиционных приёмов в рамках песенного текста.
Книга рассчитана на специалистов – фольклористов, работников культуры,
преподавателей и студентов филологических факультетов гуманитарно-педагогических
и классических университетов.
УДК 398.89
ББК 82.3
ISBN 978-5-85158-895-2
© ЗабГУ, 2013
Стр.3
«…Традиционные песни – архаика. Мы <…> подходим к ним сегодня
как современные зодчие к архитектурному ансамблю Кижей, к каменным
сказкам Суздаля, Ярославля, Владимира или как художники к фрескам
Ферапонтова монастыря и иконам Рублёва. Древние русские соборы и монастыри,
деревянные и каменные палаты Киевской и Московской Руси,
древние башни и стены крепостей на пограничных русских рубежах – всё
это – прошлое, вокруг которого закономерно поднялось к нашим дням
множество построек, росписей и других произведений искусства совсем
иных стилей, совсем иных эпох. Сегодня мы строим не так, не так рисуем
и пишем. Но красота нашего прошлого изумляет весь мир. И мы, потомки,
гордимся мастерством наших умельцев-прадедов, которое говорит о громадной
самобытной культуре, о богатой одарённости русского человека.
Гордимся – и, что можем, творчески используем из их опыта в нашей современной
художественной культуре.
Разве не то же – с традиционным песенным искусством? Исследователь
народной песни стоит в наши дни перед огромным морем современной
народной песенности, образовавшимся из слияния полноводных рек,
из пробегающих по эпохам ручьёв, ручейков, струек. Но ведь дело не в том,
чтобы наши жилища планировались по типу московских теремов и чтобы
наша молодёжь пела на вечеринках «Лучинушку» и «Берёзоньку». Никто
не требует такой «реанимации» прошлого в нашем повседневном быту. Но
это прошлое надо уметь ценить, раскрывать его красоту перед читателями
и слушателями».
Колпакова Н. П. Песни и люди.
О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................ 7
Традиционная необрядовая лирическая песня. . . . . . . . . . . . . 10
Элементы композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Зачины и их разновидности ............................ 16
Зачин типа обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Зачин типа параллелизма ........................... 24
Зачин типа указания на основную сюжетную ситуацию 29
Общие места. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Контаминации .................................... 38
Варианты ........................................ 52
Человек – главный объект изображения. Роль
вспомогательных средств как элементов композиции ....... 65
Пейзаж .......................................... 66
Бытовая обстановка ............................... 70
Лирический герой .................................. 71
Концовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Композиционные формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Композиционная форма монолога ....................... 90
Композиционная форма диалога ........................ 94
Композиционная форма объективного повествования ...... 97
Сложные (составные) композиционные формы. . . . . . . . . . . 104
Основные композиционные приёмы .................... 113
Приёмы композиции одночастных песен ................ 117
Приём троичности (троекратного повторения). . . . . . . 117
Приём ступенчатого сужения образов ............... 123
Приём семейной и социальной иерархии. . . . . . . . . . . . . . . 128
Приём выделения ................................. 135
Приём цепочного построения ....................... 139
Приём прямого (непосредственного) выражения
содержания ...................................... 142
Стр.6
Приёмы композиции двучастных песен ................. 146
Приём психологического параллелизма. . . . . . . . . . . . . . . . 146
Приём антитезы ................................. 151
Приёмы композиции многочастных песен ............... 155
Приём многократного повторения основного сюжетного
мотива .......................................... 155
Способы организации минимального количества строк песен 159
Типы композиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Простейшая структура ............................... 170
Линейная (последовательная) связь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Диффузия (взаимопроникновение) ..................... 178
Усложнённая взаимосвязь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Библиографический список ............................ 192
Исследования, учебные и методические пособия ......... 192
Список сокращений (сборники). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Стр.7