Лица современной литературы Алиса ГАНИЕВА СЕРЫМ ПО СЕРОМУ Роман Сенчин Роман Сенчин, тувинский мигрант, сибирский рокму зыкант, ленинградский строитель, московский дворник, минусинский рабочий театра, карельский пограничник и, в первую очередь, знаковый писатель поколения «тридцати летних», успел примерить к себе главные литературные ярлыки уходящего десятилетия: и «новый реализм», и «но вую искренность», и «новую исповедальность» (и даже в «новые почвенники» его уже записывали). <...> Сенчинские опыты дотошной худо 230 жественной передачи бытовой повседневности со всеми ее постсоветскими чернушными мелочами не только ока зались кстати, но и во многом предвосхитили собой на ступление новой нонфикшнмоды и появление нового поколения прозаиков 1970—1980х годов рождения, так или иначе ориентированных на социальность, реализм и «грубую сермяжную правду» жизни. <...> Удачливость Сенчина имела и все полагающиеся внеш ние атрибуты: премии (1997 — еженедельника «Литера турная Россия», 2001 — фонда «Знамя», 2002 — «Эврика», далее — шортлисты премий Юрия Казакова, «Ясная По ляна», «Русский Букер»), книги (первый сборник расска зов «Афинские ночи» вышел в 2000 году, был раскуплен и превратился в издательский раритет), поездки на между народные книжные ярмарки, отзывы в прессе и критике. <...> Но Сенчин, в отличие от ряда младших коллег, пренебрег законами информационного общества. <...> Сенчин удивительно похож (разумеется, лишь поверхно стно) на своих автогероев. <...> Он угрюм, интравертен, одним словом — «парень с кислым лицом», как Сенчина охарак теризовал его же герой Денис Чащин в романе «Лед под ногами». <...> Так что любые попытки завербовать его прозу в проектнокоммерческий батальон (Г. Циплаков когдато пытался сравнить сюжетные фактуры сенчинского расска за «Чужой» и качественного латиноамериканского сериа ла) при всех совпадениях — несостоятельны. <...> Главная и постоянная тема Романа Сенчина — заедание <...>