ГРИНЦЕР КОМПАРАТИВИСТИКА И АНТИКОВЕДЕНИЕ В заглавии моей статьи стоит слово «антиковедение»— термин не оченьто эстетичный, но за неимением лучшего эквивалента немецкому Altertumswissenschaft и англий скому Classical Studies приходится довольствоваться им. <...> Сейчас списки таких параллелей насчитывают уже десят ки, если не сотни примеров, но началось все с выражения «нетленная слава», греч. klеos аphthiton, для которого А. <...> ). Я не буду вдаваться в тонкости анализа син таксической конструкции, соотношения с аналогичными гомеровскими формулами — то есть в «причуды» собст венно классической филологии. <...> А в 9й песне «Илиады» греч. klеos аphthiton употребляется Ахиллом в его знаменитом рассуждении о двух судьбах, возможных для него: Жребий двоякий меня ведет к гробовому пределу: Если останусь я здесь, перед градом троянским сражаться, Нет возвращения мне, но слава моя не погибнет. <...> Гнедича) В данном случае очевидным образом речь идет о про тивопоставлении материального благополучия и, так ска зать, духовных ценностей, и «нетленная, посмертная сла ва» ассоциируется как раз с последними. <...> Потому, по мнению скептиков, гомеровское выражение, соотнесен ное со «славой» как главной ценностью героического эпо са, нельзя признать продолжающим древнеиндийскую, а с ней и индоевропейскую традицию. <...> О последней речь можно уверенно вести тогда, когда совпадают, как кажется, три обстоятель 256 ства: формальное тождество, схожий контекст («то же са мое используется схожим образом в схожих обстоятельст вах») и наличие или возможность исторического контакта или наследия. <...> Можно ли говорить о типологической родст венности двух формул или, как это делает ряд ученых, счи тать гомеровское выражение изобретением либо греческой эпической традиции, либо индивидуального автора? <...> Мне кажется, что данный пример оказывается макси мально продуктивным именно в сравнительнотипологи ческой перспективе. <...> Если все же, исходя прежде <...>