МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор П.Б. Акмаров _________________________ «___» _____________ 2014 г. В.К. Трофимов ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА 2014 УДК 1:001(075.8) ББК 87.25я73 Т 76 Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. <...> Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ___ от «___» _________ 2014 г. Рецензенты: Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. <...> ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» Т 76 Трофимов, В.К. Философия, история и методология науки: учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.К. Трофимов. <...> Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей, изучающих дисциплину «История и философия науки»; магистрантов, изучающих дисциплины «История, логика и методология науки», «Логика и методология науки», «Методология науки и научных исследований», «История и философия науки», «Философские вопросы технических знаний», «Философские проблемы науки и техники»; студентов, изучающих курс философии, а также всех заинтересованных читателей. <...> ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. <...> ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. <...> Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания. <...> ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. <...> Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. <...> Компьютеризация науки и ее социальные последствия . <...> ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1.1 Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный <...>
Философия,_история_и_методология_науки.pdf
УДК 1:001(075.8)
ББК 87.25я73
Т 76
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ___ от
«___» _________ 2014 г.
Рецензенты:
Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук,
проф. ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Г.М. Тихонов – д-р философ. наук,
проф. ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»
Т 76
Трофимов, В.К.
Философия, история и методология науки: учебное
пособие для магистрантов и аспирантов / В.К. Трофимов.
– Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 132 с.
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей,
изучающих дисциплину «История и философия
науки»; магистрантов, изучающих дисциплины «История,
логика и методология науки», «Логика и методология науки»,
«Методология науки и научных исследований», «История
и философия науки», «Философские вопросы технических
знаний», «Философские проблемы науки и техники»;
студентов, изучающих курс философии, а также всех заинтересованных
читателей.
УДК 1:001(075.8)
ББК 87.25я73
© Трофимов В.К., 2014
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА,2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Глава 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Три аспекта бытия науки: наука как познавательная
деятельность, как социальный институт, как особая сфера
культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Эволюция подходов к анализу науки. Позитивистская
традиция в философии науки. Концепции О. Конта,
Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда,
М. Полани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ
СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Традиционалистский и техногенный типы
цивилизационного развития и их базисные
ценности. Ценность научной рациональности. . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Особенности научного познания. Наука и философия.
Наука и искусст во. Наука и обыденное познание . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Роль науки в современном образовании
и формировании личности. Функции науки
в жизни общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ
ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.1 Преднаука и наука в собственном смысле слова.
Две стратегии порождения знаний: обобщение
практического опыта и конструирование
теоретических моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.2 Культура античного полиса и становление
первых форм теоретической науки.
Античная наука и математика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.3 Развитие логических норм научного мышления
в период Средневековья. Особенные формы
средневекового знания: алхимия, астрология,
магия. Западная и восточная средневековая наука. . . . . . . . . . 26
3.4 Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Предпосылки возникновения
экспериментального метода и его соединения
с математическим описанием природы.
Философские основания науки Нового времени:
эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р. Декарта . . . . . . . . . . . . . . 29
3.5 Становление и развитие основных идей
классической науки Нового времени. Г. Галилей,
И. Ньютон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3
Стр.3
Философия, история и методология науки
3.6 Становление идей и методов неклассической
науки в середине XIX - начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Глава 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
4.1 Научное знание как сложная развивающаяся система.
Многообразие типов научного знания. Классификация наук.
Естественные, технические, социальные,
гуманитарные науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
4.2 Структура эмпирического знания. Наблюдение,
сравнение, эксперимент. Единство эмпирического
и теоретического знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
4.3 Структура теоретического знания. Уровни и формы
мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон. . . . . . . . . . . . . . 42
4.4 Основания науки и их структура. Идеалы
и нормы исследования. Философские основания науки
и их роль в научном поиске и обосновании
научного знания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
4.5 Научная картина мира. Исторические формы
научной картины мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ . . . . . . . . . . . . 52
5.1 Классификация методов научного познания.
Философские методы познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
5.2 Эмпирические методы научного познания. . . . . . . . . . . . . . . 54
5.3 Теоретические методы научного познания. . . . . . . . . . . . . . . 57
5.4 Общелогические методы познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
5.5 Формы научного познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ
НОВОГО ЗНАНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
6.1 Проблемные ситуации в науке и включение
новых теоретических представлений в культуру . . . . . . . . . . . . 65
6.2 Общие закономерности динамики науки
как процесса порождения нового знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ
И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ
РАЦИОНАЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
7.1 Взаимодействие традиций и новаций в процессе возникновения
нового знания. Научные революции как перестройка оснований
науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
7.2 Проблемы типологии научных революций.
Научные революции как точки бифуркации
в развитии знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
7.3 Глобальные революции и типы научной рациональности.
Историческая смена типов научной рациональности: классическая,
неклассическая, постнеклассическая . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
4
Стр.4
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
8.1 Главные характеристики и особенности современной
постнеклассической науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
8.2 Саморазвивающиеся синергетические
системы и новые стратегии научного поиска.
Роль синергетики в развитии современных
представлений об исторически развивающихся
системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
8.3 Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного
и системного подходов. Глобальный эволюционизм
и современная научная картина мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
8.4 Проблемы биосферы и экологии в современной науке.
Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского
о биосфере, техносфере и ноосфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
8.5 Взаимосвязь социальных и внутринаучных
ценностей как условие современного развития
науки. Новые этические проблемы науки
в конце ХХ - начале ХХI вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
8.6. Роль науки в преодолении современных
глобальных кризисов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Глава 9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ . . . . . . . . . . . . 89
9.1 Определение науки как социального института.
Концепция Р. Мертона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
9.2 Научные сообщества и их исторические типы.
Исследовательские группы, научные традиции,
научные школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
9.3 Историческое развитие способов трансляции
научных знаний (от рукописных изданий
до современного компьютера). Компьютеризация науки
и ее социальные последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
9.4 Функционирование науки и факторы
общественной жизни. Наука и экономика.
Наука и власть. Наука и сфера образования.
Проблема государственного регулирования науки. . . . . . . . . . . 95
КАЛЕНДАРЬ ВАЖНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ ХХ в. . . . . . . . . 98
ГЛОССАРИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
ПЕРСОНАЛИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . 125
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
5
Стр.5