Мышление в профессиональном и жизненном опыте / Е.В. Конева; ЯрГУ. <...> Представлена концепция пространства ситуаций проблемности как компонента опыта и предложены пути ее практического использования. <...> Основные положения теории мышления в профессиональной деятельности. <...> Структурные особенности пространства ситуаций проблемности в различных профессиях. <...> Теоретические и практические обобщения в функционировании пространства ситуаций проблемности. <...> Связь теоретических и практических обобщений в функционировании пространства ситуаций проблемности студентов и профессионалов. <...> Большинство исследователей, изучавших когнитивные компоненты профессионального опыта, отмечают роль мыслительных процессов в формировании этих образований. <...> Таким образом, применительно к профессиям субъектобъектного типа исследованы и описаны когнитивные компоненты профессионального опыта в виде специфических ментальных структур, имеющих отношение к мышлению, но не базирующихся на нем как на основном психическом процессе, обслуживающим деятельность. <...> В исследованиях функционирования мышления в социономических профессиях накоплен значительный по объему материал, относящийся к особенностям мышления, в частности, к особенностям проблемных ситуаций, характерных для различных видов деятельности (О.Р. Бусарова, М.М. Кашапов, Е.В. Красная и В.Н. Панферов, А.А. Потапкин и А.Г. Шмелев, О.Н. Ракитская, И.В. Серафимович, О.И. Щербакова, Р. <...> Концентрированным выражением участия мышления в обеспечении профессиональной деятельности являются проблемные ситуации или близкие к ним по психологическому содержанию ситуации проблемности. <...> Пространство ситуаций проблемности – это когнитивное образование субъекта, включающее представление о ситуациях проблемности, типичных для его сферы деятельности, их признаках, некоторых их свойствах и примерных направлениях их разрешения. <...> Пространство ситуаций проблемности – феномен не только профессиональной <...>
Мышление_в_профессиональном_и_жизненном_опыте.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Российское психологическое общество
Ярославское региональное отделение
Е.В. КОНЕВА
МЫШЛЕНИЕ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
И ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ
Ярославль 2011
Стр.1
УДК 159.92
ББК Ю935.131
К64
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Н.Л. Иванова;
доктор политических наук, декан факультета повышения
квалификации и переподготовки кадров ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
О.А. Коряковцева
К64
Конева Е.В. Мышление в профессиональном и жизненном
опыте / Е.В. Конева; ЯрГУ. – Ярославль,
2011. – 384 с.
ISBN 978-5-8397-0808-2
В монографии проанализированы коммуникативные ситуации
проблемности в профессиональной деятельности и в процессе
внепрофессионального общения. Представлена концепция
пространства ситуаций проблемности как компонента опыта и
предложены пути ее практического использования.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей
вузов, студентов, аспирантов, практических психологов.
Рис. 16. Табл. 57. Библиогр.: 509 назв.
УДК 159.92
ББК Ю935.131
ISBN 978-5-8397-0808-2
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
В в е д е н и е .......................................................................................................................................5
Глава 1. Профессиональный опыт субъекта как психологический
феномен..........................................................................................................................9
1.1. Понятие профессионального опыта.................................................................9
1.2. Когнитивные составляющие профессионального опыта...........17
1.3. Профессиональные знания и профессиональный опыт.................44
Глава 2. Основные положения теории мышления в
профессиональной деятельности........................................................49
2.1. История изучения практического мышления и современные
представления о данном феномене................................................................49
2.2. Проблемность в практическом мышлении: возникновение,
этапы развития.............................................................................................................62
2.3. Механизмы разрешения ситуаций проблемности...............................76
2.4. Специфика обобщений практического мышления..............................80
Глава 3. Пространство ситуаций проблемности как феномен
мышления и деятельности........................................................................89
3.1. Понятие пространства ситуаций проблемности..............................89
3.2. Структура пространства ситуаций проблемности....................113
3.3. Формирование пространства ситуаций проблемности...........121
Глава 4. Исследование особенностей пространства ситуаций
проблемности, детерминант его формирования
и функционирования..................................................................................127
4.1. Методы исследования............................................................................................127
4.2. Структурные особенности пространства ситуаций
проблемности в различных профессиях...................................................135
4.2.1. Профессиональные особенности содержания ситуаций
проблемности и направленности их решения ..............................136
4.2.2. Оценка профессионалами особенностей, возникающих
в деятельности ситуаций проблемности...........................................149
4.3. Формирование пространства ситуаций проблемности
в процессе обучения в вузе...................................................................................168
4.4. Связь особенностей пространства ситуаций проблемности
с эффективностью и успешностью деятельности.......................197
Глава 5. Теоретические и практические обобщения
в функционировании пространства ситуаций
проблемности.....................................................................................................215
Стр.3
5.1. Связь теоретических и практических обобщений
в функционировании пространства ситуаций проблемности
студентов и профессионалов...........................................................................215
5.2. Формы теоретических обобщений в функционировании
пространства ситуаций проблемности..................................................227
Глава 6. Практическое применение концепции пространства
ситуаций проблемности............................................................................256
6.1. Пространство ситуаций проблемности и межличностное
общение..............................................................................................................................256
6.2. Пространство ситуаций проблемности
и практика обучения..............................................................................................265
6.3. Использование концепта «пространство ситуаций
проблемности» в практике вузовского обучения..............................272
6.4. Применение концепции пространства ситуаций проблемности
в практике судебно-психологической экспертизы.........................279
З а к люч е н и е .......................................................................................................................286
Список литературы..............................................................................................................290
Приложения.................................................................................................................................329
Приложение 1. Опросники для получения ситуаций проблемности у
разных категорий испытуемых ....................................................... 329
Приложение 2. Ситуации проблемности, полученные от школьных
психологов-практиков....................................................................... 331
Приложение 3. Ситуации, оцененные как наиболее вероятные
школьными психологами-практиками............................................. 335
Приложение 4. Ситуации проблемности, полученные
от следователей............................................................................... 336
Приложение 5. Ситуации, оцененные как наиболее вероятные
следователями................................................................................... 340
Приложение 6. Ситуации проблемности, полученные от испытуемыхврачей.................................................................................................
341
Приложение 7. Ситуации проблемности, полученные от испытуемыхучителей
............................................................................................ 343
Приложение 8. Ситуации проблемности, полученные от испытуемыхпреподавателей.................................................................................
346
Приложение 9. Семантические пространства ситуаций
проблемности.................................................................................... 350
Приложение 10. Оптимизация общения детей и подростков с особыми
образовательными потребностями со сверстниками и взрослыми:
Практическое пособие...................................................................... 360
4
Ко н е в а Е.В.
Стр.4
Введение
Категория «опыт» не является в строгом смысле слова
психологической. Поэтому в научной психологической литературе
используются словосочетания, отражающие ту часть
многообразной реальности, которая интересует исследователей:
индивидуальный опыт [69, 388], жизненный опыт [199],
личностный опыт [26, 238], личный опыт [458], субъективный
опыт [465], мнемический опыт [238], практический опыт
[210].
В числе видов человеческого опыта наибольшую научную
актуальность имеет опыт профессиональный. При этом в
изучении опыта в современной психологической науке преобладает
тенденция исследования феноменов, связанных в
большей степени с жизненным, а не с профессиональным
опытом. При наличии общих закономерностей функционирования
жизненного и профессионального опыта существует
специфика, характеризующая именно профессиональный
опыт, в исследованиях которого имеется множество практически
не затронутых аспектов.
Одна из крупных научных проблем, связанных с изучением
профессионального опыта, – его презентация в психике
субъекта профессиональной деятельности. Продуктивным
подходом к решению этой проблемы является исследование
когнитивных образований профессионального опыта.
Большинство исследователей, изучавших когнитивные
компоненты профессионального опыта, отмечают роль мыслительных
процессов в формировании этих образований. Однако
внимание исследователей, работающих в сфере субъектМышление
в профессиональном и жизненном опыте
5
Стр.5