Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Мышление в профессиональном и жизненном опыте (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКонева Е. В.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц384
ID237927
АннотацияВ монографии проанализированы коммуникативные ситуации проблемности в профессиональной деятельности и в процессе внепрофессионального общения. Представлена концепция пространства ситуаций проблемности как компонента опыта и предложены пути ее практического использования.
Кому рекомендованоКнига предназначена для научных работников, преподавателей вузов, студентов, аспирантов, практических психологов.
ISBN978-5-8397-0808-2
УДК159.92
ББК88
Конева, Е. В. Мышление в профессиональном и жизненном опыте : монография / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Е. В. Конева .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 384 с. — Рис. 16. Табл. 57. Библиогр.: 509 назв. — ISBN 978-5-8397-0808-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/237927 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мышление в профессиональном и жизненном опыте / Е.В. Конева; ЯрГУ. <...> Представлена концепция пространства ситуаций проблемности как компонента опыта и предложены пути ее практического использования. <...> Основные положения теории мышления в профессиональной деятельности. <...> Структурные особенности пространства ситуаций проблемности в различных профессиях. <...> Теоретические и практические обобщения в функционировании пространства ситуаций проблемности. <...> Связь теоретических и практических обобщений в функционировании пространства ситуаций проблемности студентов и профессионалов. <...> Большинство исследователей, изучавших когнитивные компоненты профессионального опыта, отмечают роль мыслительных процессов в формировании этих образований. <...> Таким образом, применительно к профессиям субъектобъектного типа исследованы и описаны когнитивные компоненты профессионального опыта в виде специфических ментальных структур, имеющих отношение к мышлению, но не базирующихся на нем как на основном психическом процессе, обслуживающим деятельность. <...> В исследованиях функционирования мышления в социономических профессиях накоплен значительный по объему материал, относящийся к особенностям мышления, в частности, к особенностям проблемных ситуаций, характерных для различных видов деятельности (О.Р. Бусарова, М.М. Кашапов, Е.В. Красная и В.Н. Панферов, А.А. Потапкин и А.Г. Шмелев, О.Н. Ракитская, И.В. Серафимович, О.И. Щербакова, Р. <...> Концентрированным выражением участия мышления в обеспечении профессиональной деятельности являются проблемные ситуации или близкие к ним по психологическому содержанию ситуации проблемности. <...> Пространство ситуаций проблемности – это когнитивное образование субъекта, включающее представление о ситуациях проблемности, типичных для его сферы деятельности, их признаках, некоторых их свойствах и примерных направлениях их разрешения. <...> Пространство ситуаций проблемности – феномен не только профессиональной <...>
Мышление_в_профессиональном_и_жизненном_опыте.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Российское психологическое общество Ярославское региональное отделение Е.В. КОНЕВА МЫШЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ Ярославль 2011
Стр.1
УДК 159.92 ББК Ю935.131 К64 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Н.Л. Иванова; доктор политических наук, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ЯГПУ им. К.Д. Ушинского О.А. Коряковцева К64 Конева Е.В. Мышление в профессиональном и жизненном опыте / Е.В. Конева; ЯрГУ. – Ярославль, 2011. – 384 с. ISBN 978-5-8397-0808-2 В монографии проанализированы коммуникативные ситуации проблемности в профессиональной деятельности и в процессе внепрофессионального общения. Представлена концепция пространства ситуаций проблемности как компонента опыта и предложены пути ее практического использования. Книга предназначена для научных работников, преподавателей вузов, студентов, аспирантов, практических психологов. Рис. 16. Табл. 57. Библиогр.: 509 назв. УДК 159.92 ББК Ю935.131 ISBN 978-5-8397-0808-2 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ В в е д е н и е .......................................................................................................................................5 Глава 1. Профессиональный опыт субъекта как психологический феномен..........................................................................................................................9 1.1. Понятие профессионального опыта.................................................................9 1.2. Когнитивные составляющие профессионального опыта...........17 1.3. Профессиональные знания и профессиональный опыт.................44 Глава 2. Основные положения теории мышления в профессиональной деятельности........................................................49 2.1. История изучения практического мышления и современные представления о данном феномене................................................................49 2.2. Проблемность в практическом мышлении: возникновение, этапы развития.............................................................................................................62 2.3. Механизмы разрешения ситуаций проблемности...............................76 2.4. Специфика обобщений практического мышления..............................80 Глава 3. Пространство ситуаций проблемности как феномен мышления и деятельности........................................................................89 3.1. Понятие пространства ситуаций проблемности..............................89 3.2. Структура пространства ситуаций проблемности....................113 3.3. Формирование пространства ситуаций проблемности...........121 Глава 4. Исследование особенностей пространства ситуаций проблемности, детерминант его формирования и функционирования..................................................................................127 4.1. Методы исследования............................................................................................127 4.2. Структурные особенности пространства ситуаций проблемности в различных профессиях...................................................135 4.2.1. Профессиональные особенности содержания ситуаций проблемности и направленности их решения ..............................136 4.2.2. Оценка профессионалами особенностей, возникающих в деятельности ситуаций проблемности...........................................149 4.3. Формирование пространства ситуаций проблемности в процессе обучения в вузе...................................................................................168 4.4. Связь особенностей пространства ситуаций проблемности с эффективностью и успешностью деятельности.......................197 Глава 5. Теоретические и практические обобщения в функционировании пространства ситуаций проблемности.....................................................................................................215
Стр.3
5.1. Связь теоретических и практических обобщений в функционировании пространства ситуаций проблемности студентов и профессионалов...........................................................................215 5.2. Формы теоретических обобщений в функционировании пространства ситуаций проблемности..................................................227 Глава 6. Практическое применение концепции пространства ситуаций проблемности............................................................................256 6.1. Пространство ситуаций проблемности и межличностное общение..............................................................................................................................256 6.2. Пространство ситуаций проблемности и практика обучения..............................................................................................265 6.3. Использование концепта «пространство ситуаций проблемности» в практике вузовского обучения..............................272 6.4. Применение концепции пространства ситуаций проблемности в практике судебно-психологической экспертизы.........................279 З а к люч е н и е .......................................................................................................................286 Список литературы..............................................................................................................290 Приложения.................................................................................................................................329 Приложение 1. Опросники для получения ситуаций проблемности у разных категорий испытуемых ....................................................... 329 Приложение 2. Ситуации проблемности, полученные от школьных психологов-практиков....................................................................... 331 Приложение 3. Ситуации, оцененные как наиболее вероятные школьными психологами-практиками............................................. 335 Приложение 4. Ситуации проблемности, полученные от следователей............................................................................... 336 Приложение 5. Ситуации, оцененные как наиболее вероятные следователями................................................................................... 340 Приложение 6. Ситуации проблемности, полученные от испытуемыхврачей................................................................................................. 341 Приложение 7. Ситуации проблемности, полученные от испытуемыхучителей ............................................................................................ 343 Приложение 8. Ситуации проблемности, полученные от испытуемыхпреподавателей................................................................................. 346 Приложение 9. Семантические пространства ситуаций проблемности.................................................................................... 350 Приложение 10. Оптимизация общения детей и подростков с особыми образовательными потребностями со сверстниками и взрослыми: Практическое пособие...................................................................... 360 4 Ко н е в а Е.В.
Стр.4
Введение Категория «опыт» не является в строгом смысле слова психологической. Поэтому в научной психологической литературе используются словосочетания, отражающие ту часть многообразной реальности, которая интересует исследователей: индивидуальный опыт [69, 388], жизненный опыт [199], личностный опыт [26, 238], личный опыт [458], субъективный опыт [465], мнемический опыт [238], практический опыт [210]. В числе видов человеческого опыта наибольшую научную актуальность имеет опыт профессиональный. При этом в изучении опыта в современной психологической науке преобладает тенденция исследования феноменов, связанных в большей степени с жизненным, а не с профессиональным опытом. При наличии общих закономерностей функционирования жизненного и профессионального опыта существует специфика, характеризующая именно профессиональный опыт, в исследованиях которого имеется множество практически не затронутых аспектов. Одна из крупных научных проблем, связанных с изучением профессионального опыта, – его презентация в психике субъекта профессиональной деятельности. Продуктивным подходом к решению этой проблемы является исследование когнитивных образований профессионального опыта. Большинство исследователей, изучавших когнитивные компоненты профессионального опыта, отмечают роль мыслительных процессов в формировании этих образований. Однако внимание исследователей, работающих в сфере субъектМышление в профессиональном и жизненном опыте 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.