Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Организационное поведение и организационное консультирование: предмет и метод (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМаркова Е. В.
АвторыСаковская О. Н., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц180
ID237925
АннотацияВ учебном пособии представлены базовые понятия теории организационного поведения и организационного консультирования. Организационное поведение рассматривается на трёх уровнях: уровень личности (поведение сотрудника), организационные феномены группового поведения и организация, как субъект, активно функционирующий во внешней среде. В главе, посвященной организационному консультированию, рассматриваются подходы к консультированию руководителей в ситуациях индивидуального управленческого запроса (особое внимание уделено развитию эмоционального интеллекта руководителей), описана технология модерации конфликтов в организации, представлена структура сопровождения нововведений в организациях.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 030301.65 Психология (дисциплина «Организационное поведение и организационное консультирование», блок ДС), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0844-0
УДК316.6
ББК88.5я73
Маркова, Е. В. Организационное поведение и организационное консультирование: предмет и метод : учеб. пособие / О. Н. Саковская; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Е. В. Маркова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 180 с. — ISBN 978-5-8397-0844-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/237925 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Маркова, О. Н. Саковская Организационное поведение и организационное консультирование: предмет и метод Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающхся по направлению Психология Ярославль 2011 1 УДК 316.6 ББК Ю95я73 М 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Организационное поведение рассматривается на трёх уровнях: уровень личности (поведение сотрудника), организационные феномены группового поведения и организация, как субъект, активно функционирующий во внешней среде. <...> В главе, посвящённой организационному консультированию, рассматриваются подходы к консультированию руководителей в ситуациях индивидуального управленческого запроса (особое внимание уделено развитию эмоционального интеллекта руководителей), описана технология модерации конфликтов в организации, представлена структура сопровождения нововведений в организациях. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030301.65 Психология (дисциплина «Организационное поведение и организационное консультирование», блок ДС), очной формы обучения. <...> «Организационное поведение» представляет собой мультидисциплину, поскольку использует принципы и методы, заимствованные у других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента управления персоналом1 Основная задача изучения такой дисциплины, как «Орга. низационное поведение», состоит в необходимости подготовки специалистов, способных участвовать в разработке оригинального подхода к созданию корпоративной культуры и атмосферы «изнутри» самой организации, которая помогла бы удержать не только управленческий персонал, но высококвалифицированный «поддерживающий» штат. <...> «Организационное поведение» – это систематическое изучение поведения людей, а также отношений внутри организации. <...> Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников <...>
Организационное_поведение_и_организационное_консультирование_предмет_и_метод_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Е. В. Маркова, О. Н. Саковская Организационное поведение и организационное консультирование: предмет и метод Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающхся по направлению Психология Ярославль 2011 1
Стр.1
УДК 316.6 ББК Ю95я73 М 27 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензенты: Толочёк В. А. – д-р психол. наук, профессор лаборатории общих способностей ИП РАН; кафедра социальной психологии ИвГУ Маркова, Е. В. Организационное поведение и организационМ 27 ное консультирование: предмет и метод: учеб. пособие / Е. В. Маркова, О. Н. Саковская ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 180 с. ISBN 978-5-8397-0844-0 В учебном пособии представлены базовые понятия теории организационного поведения и организационного консультирования. Организационное поведение рассматривается на трёх уровнях: уровень личности (поведение сотрудника), организационные феномены группового поведения и организация, как субъект, активно функционирующий во внешней среде. В главе, посвящённой организационному консультированию, рассматриваются подходы к консультированию руководителей в ситуациях индивидуального управленческого запроса (особое внимание уделено развитию эмоционального интеллекта руководителей), описана технология модерации конфликтов в организации, представлена структура сопровождения нововведений в организациях. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030301.65 Психология (дисциплина «Организационное поведение и организационное консультирование», блок ДС), очной формы обучения. УДК 316.6 ББК Ю95я73 ISBN 978-5-8397-0844-0 2 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Введение С раннего детства человек имеет дело со многими организациями и становится членом некоторых из них. Организации разного рода – существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на Земле и даже существование человечества. Значение организаций в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним самим и к тому, что обусловливает их поведение. Что же такое современная организация? Какими бывают организации? Что и кто определяет предназначение, цели создания и функционирования, выбор методов и средств достижения целей? Под влиянием каких внутренних и внешних факторов люди в организациях принимают те или иные решения? Как себя вести по отношению к организациям и их представителям, чтобы повлиять на их поведение, получить желаемое или наладить приемлемые отношения? Эти вопросы волнуют каждого человека, в силу необходимости или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями, и представителей интересов многочисленных групп и организаций, также вынужденных или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями. Наши контакты с предметным миром (использование автомобиля или элементарной микроволновки) успешны, если мы обладаем знаниями о нем, то же самое можно сказать и о взаимодействии человека и организации. Какая же область знания дает информацию о реальном функционировании организаций? Среди всех организационных дисциплин (теория организации, менеджмент организации, организационная экономика, социология организаций, организационная психология) особая роль отводится теориям организационного поведения, которые описывают реальное, а не идеальное функционирование 3
Стр.3
организаций и отвечают на многочисленные «почему» и «что делать», возникающие при контактах человека и организации. Структура дисциплины «Организационное поведение» была предложена в 1958 г. Г. Левиттом в его книге «Managerial Psychology». Оглавление этой книги, затем многократно переизданной, фактически воспроизводится в большинстве учебников и пособий по организационному поведению. Логика изложения Г. Левитта носит простой и ясный характер и дана в такой последовательности: • психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в организации; • феномены общения и взаимодействия в парах; • малые группы, насчитывающие до 20 участников; взаимодействие между малыми группами; • группы, в которых могут участвовать до сотни человек; • явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и тысячи человек. Сущность теории организационного поведения состоит в научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное выполнение поставленных задач и функционирование организации в целом с учетом воздействия внешней среды. «Организационное поведение» представляет собой мультидисциплину, поскольку использует принципы и методы, заимствованные у других дисциплин: теории организации, психологии, социальной психологии, менеджмента управления персоналом1 Основная задача изучения такой дисциплины, как «Орга. низационное поведение», состоит в необходимости подготовки специалистов, способных участвовать в разработке оригинального подхода к созданию корпоративной культуры и атмосферы «изнутри» самой организации, которая помогла бы удержать не только управленческий персонал, но высококвалифицированный «поддерживающий» штат. Важно создать и сохранять такую об1 Организационное поведение: практикум / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. 272 с.: ил. 4
Стр.4
Оглавление Введение ............................................................................................3 1. Организационное поведение как наука и практика ...................5 2. Феноменология организационного поведения .........................20 2.1. Личность как субъект организационного поведения ........27 2.2. Группа как субъект организационного поведения ............63 2.3. Психологический анализ организации как субъекта поведения ..............................................................................97 3. Организационное консультирование. ......................................137 3.1 Индивидуальное консультирование руководителей ........137 3.2. Модерация конфликтов в организации ............................149 3.3. Психологическое сопровождение системных задач организации ..........................................160 Заключение ....................................................................................174 179
Стр.179