Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психология творческого процесса в конфликте (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКашапов М. М.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц292
ID237918
АннотацияВ монографии рассмотрены теоретические и практические проблемы психологии творческого процесса в конфликте. Проведен анализ современных научных подходов к пониманию творческого профессионального мышления. На основе системогенетического подхода в исследовании творческого процесса в конфликте выявлена единица творческого профессионального мышления. Описана динамика структурно-функциональных характеристик личности в процессе профессионализации. Обоснованы уровни, критерии и показатели сформированности творческого профессионального мышления.
Кому рекомендованоМонография адресована студентам, практическим психологам, конфликтологам, педагогическим и руководящим работникам сферы образования, специалистам и руководителям организаций и всем интересующимся современными проблемами психологии.
ISBN978-5-8397-0820-4
УДК159.95
ББК88
Кашапов, М. М. Психология творческого процесса в конфликте : монография / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; М. М. Кашапов .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 292 с. — Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-8397-0820-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/237918 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология творческого процесса в конфликте: монография / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. <...> На основе системогенетического подхода в исследовании творческого процесса в конфликте выявлена единица творческого профессионального мышления. <...> Проблема творческого разрешения конфликтов актуальна, поскольку разногласия, неприязнь между людьми – явление не столь уж редкое. <...> Как поведет себя человек в той или иной конфликтной ситуации, во многом зависит от того, какой эта ситуация ему видится, как он «определяет» себя и своего оппонента в ходе конфликтного взаимодействия. <...> Человек тогда сможет реализовать свой индивидуальный опыт, когда он представляет решаемую конфликтную ситуацию как творческую задачу. <...> Как это сделать в экстремальных условиях конфликтного взаимодействия, когда ни у одной стороны нет монополии на истину? <...> Наивно полагать, что оппонент быстро согласится с противоположной точкой зрения, поэтому важно владеть методикой распознавания, проникновения и воздействия как основой творческого разрешения конфликтов. <...> Введение в психологический оборот таких понятий, как «конфликтная проблемность», «ситуативный и надси5 туативный уровень обнаружения конфликтной проблемности», «профессиональная проблемная ситуация», «ситуативный и надситуативный тип профессионального мышления», существенно обогащают и развивают теорию и практику современной психологии. <...> Психологическая основа обучения творческому мышлению как средство повышения конфликтной компетентности профессионала включает в себя, во-первых, знание психологической природы творческого мышления профессионала; во-вторых, выделение надситуативного мышления как ведущего качества в структуре творческого мышления профессионала; в-третьих, рассмотрение надситуативного мышления в контексте повышения конфликтной компетентности профессионала. <...> Для повышения конфликтной компетентности необходимо научиться подниматься над уровнем <...>
Психология_творческого_процесса_в_конфликте_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кашапов М. М. Психология творческого процесса в конфликте Ярославль 2011 1
Стр.1
УДК 159.947 ББК Ю 945 К 31 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензент: В. Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор, академик РАО; кафедра общей и социальной психологии Ярославского государственного университета им. К. Д. Ушинского Кашапов М. М. Психология творческого процесса в конфликте: монография / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 296 с. ISBN 978-5-8397-0820-4 В монографии рассмотрены теоретические и практические проблемы психологии творческого процесса в конфликте. Проведен анализ современных научных подходов к пониманию творческого профессионального мышления. На основе системогенетического подхода в исследовании творческого процесса в конфликте выявлена единица творческого профессионального мышления. Описана динамика структурно-функциональных характеристик личности в процессе профессионализации. Обоснованы уровни, критерии и показатели сформированности творческого профессионального мышления. Монография адресована студентам, практическим психологам, конфликтологам, педагогическим и руководящим работникам сферы образования, специалистам и руководителям организаций и всем интересующимся современными проблемами психологии. УДК 159.947 ББК Ю 945 ISBN 978-5-8397-0820-4 2 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011
Стр.2
Введение Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня. Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы. Конфликтология – особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия (Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 34). Традиционным предметом психологического изучения конфликтов являются конфликтные явления внутриличностного и межличностного уровня, в последние годы усиливается внимание к проблемам конфликтов межгруппового взаимодействия в социокультурном контексте. Интерес к теоретическому и практическому исследованию конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами. Диспропорция между потребностями практики и надеждами, возлагаемыми на помощь психологии, с одной стороны, и недостаточным теоретическим осмыслением психологией проблем конфликтов, с другой, затрудняет эффективное использование потенциала современной психологии в решении практических 3
Стр.3
задач управления конфликтами, особенно с учетом социокультурного контекста. Проблема творческого разрешения конфликтов актуальна, поскольку разногласия, неприязнь между людьми – явление не столь уж редкое. И если избежать противоречий не удается, то очень важно найти конструктивное решение в сложившейся ситуации, пока она не переросла в конфликт, разрешаемый, как правило, деструктивно. Как поведет себя человек в той или иной конфликтной ситуации, во многом зависит от того, какой эта ситуация ему видится, как он «определяет» себя и своего оппонента в ходе конфликтного взаимодействия. Человек тогда сможет реализовать свой индивидуальный опыт, когда он представляет решаемую конфликтную ситуацию как творческую задачу. Особенность творческих задач заключается в необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждения. Активное сражение, по сути дела, способствует эффективному решению; поддержка оппонента стимулирует улучшение отношений и усиливает вероятность достижения согласия. Работает именно комбинация поддержки и наступления; разделение их недейственно. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Жизнь общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Структура общества представляет собой неиссякаемый источник конфликтов, и чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Задача любого общества состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для пози4
Стр.4
тивного разрешения возникших проблем. Неслучайно поэтому работа с конфликтами является основным социальным заказом для практического психолога. Теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликт является функцией ситуации, т. е. напрямую зависит от участников конфликта, их прежнего опыта взаимодействия, от их статусного положения по отношению друг к другу. В связи с этим возрастает роль психолога, который может помочь совершенствовать способность аргументированно и убедительно отстаивать свою позицию в различных конфликтных ситуациях. Убедительность возникает тогда, когда сказанное вызывает конструктивный резонанс в душе оппонента. Искусство разрешения конфликтов – это искусство проникновения в мир других людей с целью позитивного воздействия на него. Как это сделать в экстремальных условиях конфликтного взаимодействия, когда ни у одной стороны нет монополии на истину? Наивно полагать, что оппонент быстро согласится с противоположной точкой зрения, поэтому важно владеть методикой распознавания, проникновения и воздействия как основой творческого разрешения конфликтов. По мнению многих практических работников, творческое мышление проявляется разве лишь в предложении пойти на компромисс. Одной из задач данной книги является обоснование положения о том, что творческий подход возможен в любом способе разрешения конфликтной ситуации (агрессия, уход, компромисс, сотрудничество). Если человек умеет «сердиться не сердясь», обернуть поражение в победу, то он владеет в полной мере качествами, необходимыми для актуализации творческого потенциала. Представленный в монографии концептуальный аппарат характеризуется психологической выверенностью, логической стройностью и четко выраженной профессиональной ориентированностью. Введение в психологический оборот таких понятий, как «конфликтная проблемность», «ситуативный и надси5
Стр.5
туативный уровень обнаружения конфликтной проблемности», «профессиональная проблемная ситуация», «ситуативный и надситуативный тип профессионального мышления», существенно обогащают и развивают теорию и практику современной психологии. Психологическая основа обучения творческому мышлению как средство повышения конфликтной компетентности профессионала включает в себя, во-первых, знание психологической природы творческого мышления профессионала; во-вторых, выделение надситуативного мышления как ведущего качества в структуре творческого мышления профессионала; в-третьих, рассмотрение надситуативного мышления в контексте повышения конфликтной компетентности профессионала. Для повышения конфликтной компетентности необходимо научиться подниматься над уровнем сиюминутных требований ситуации, обнаруживать надситуативную проблемность, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Надситуативно мыслящие профессионалы, анализируя конфликтную ситуацию, начинают осознавать и актуализировать собственные ресурсы, что способствует реализации творческого способа разрешения проблемности. Именно обнаружение надситуативной проблемности служит основой творческого мышления и характеризуется набором ключевых качеств личности, необходимых для преобразования себя как субъекта деятельности. 6
Стр.6
Содержание Введение ............................................................................................3 Глава I. Краткая характеристика творческого процесса в разрешении конфликтных ситуаций .............................7 Глава II. Характеристика и диагностика единицы творческого профессионального мышления ................34 Глава III. Психологическая характеристика творческого профессионального мышления .......................................49 Глава IV. Динамические характеристики творческого профессионального мышления........................................85 Глава V. Творческий процесс в контексте профессионального самоопределения и обучения .........................................109 Глава VI. Метакогнитивный подход к пониманию структурно-функциональных характеристик конфликтной компетентности личности .....................143 Глава VII. Образный компонент профессионального мышления: функции, типы, свойства, параметры и принципы функционирования ...................................160 Глава VIII. Абнотивность педагога как средство формирования креативности ........................................180 Глава IX. Обучение творческому мышлению как средство повышения конфликтной компетентности профессионала ....................................199 Глава X. Вопрос как средство активизации мыслительной деятельности ......................................................................236 Глава XI. Творческий процесс как основа управления конфликтом .......................................................................262 291
Стр.291

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.