Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №4 2012

Креативная память как доминанта творческого процесса в романе В. Набокова «Дар» (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗЛОЧЕВСКАЯ А.
Страниц26
ID237636
Аннотация.
Креативная память как доминанта творческого процесса в романе В. Набокова «Дар» / А. ЗЛОЧЕВСКАЯ // Вопросы литературы .— 2012 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/237636 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Век минувший Алла ЗЛОЧЕВСКАЯ КРЕАТИВНАЯ ПАМЯТЬ КАК ДОМИНАНТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОМАНЕ В. НАБОКОВА <...> Острое ощущение животре петной реальности бытия Слова, когда от рифмы вспыхи вает жизнь, присуще творящему сознанию истинного писателя. <...> И Федор ГодуновЧердынцев может из языка «сделать все что угодно — и мошку, и ма монта, и тысячу разных туч». <...> Акт творения — это рождение новой «живой жизни» в воображении художника, а высшая цель искусства — соз дание новой, художественной реальности, не менее дейст вительной, чем мир материальный. <...> Доминантная роль в процессе сотворения новых ми ров принадлежит Мнемозине, ибо в творческом процессе, писал Набоков, «память играет центральную, хотя и бес сознательную роль, и все держится на идеальном слия нии прошлого и настоящего. <...> Вдохновение гения добавля ет третий ингредиент: во внезапной вспышке сходятся не только прошлое и настоящее, но и будущее — ваша книга, Набоков В. В. <...> Единственная возможность преодолеть кризис — сбросить «бремя памяти», выйдя за пределы воспоминаний. <...> за ключалась в том, что категорию памяти он рассматривал в традиционных рамках реалистического искусства, пони мая ее как воспоминание о бывшем на самом деле5 . <...> Но в мире Набокова память неисчерпаема, ибо она креативна. <...> значно7 Понятие креативной памяти в мире Набокова много . <...> 90 задворки примитивного искусства, к каракулям ребенка на заборе или речам безумца на рыночной площади» (Н. <...> Начиная с романа «Дар» «страстная энергия памяти» обрела статус творческой доминанты, а «ключом к воссозданию прошлого оказы вается ключ искусства»8 . <...> Но есть в мире Набокова и иной, тайный, лик Мнемо зины — мистикотрансцендентный. <...> Еще одна ипостась Мнемозины — память культурного сознания писателя — проявляет себя в разветвленной се ти причудливых реминисценций из произведений рус ской литературы XIX—ХХ веков, пронизывая буквально каждую клеточку словесной ткани романа. <...> Так, в стихах <...>