Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология образования (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБабак Ю. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237463
АннотацияВ методических указаниях изложены теоретикометодологические основы дисциплины «Социология образования». Издание содержит материалы по истории возникновения и развития, основным теориям и направлениям социологии образования как научной дисциплины, каждый раздел сопровождается списком литературы, приводятся темы рефератов и вопросы к экзамену. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (дисциплина «Социология образования», блок ДС), очной формы обучения.
УДК 316
ББКС 550.55я73
Бабак, Ю. В. Социология образования : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Ю. В. Бабак .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237463 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра социологии Ю. В. Бабак Социология образования Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социология Ярославль 2009 1 УДК 316 ББК С 550.55я73 Б 12 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензент кафедра социологии Ярославского государственного университета им. <...> П. Г. Демидова Б 12 зания Бабак, Ю. В. Социология образования : метод. ука/ Ю. В. Бабак; Яросл. гос. ун-т П. Г. Демидова. <...> Издание содержит материалы по истории возникновения и развития, основным теориям и направлениям социологии образования как научной дисциплины; каждый раздел сопровождается списком литературы; приводятся темы рефератов и вопросы к экзамену. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (дисциплина «Социология образования», блок ДС), очной формы обучения. <...> УДК 316 ББК С 550.55я73 © Ярославский государственный университет им. <...> 2 Учебная дисциплина «Социология образования» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования относится к числу общепрофессиональных дисциплин. <...> Основной ее целью является обеспечение мировоззренческой, научно-теоретической и методологической подготовки студентов, которые могут: – принимать активное участие в процессе содержательного и технологического реформирования образования как социальной системы; – применять системный подход на различных этапах своей образовательной деятельности. <...> Для реализации обозначенных целей дисциплина предполагает решение следующих задач: – обозначить место и раскрыть значение социологического подхода в анализе проблем образования; – предоставить системное изложение материала по истории <...>
Социология_образования__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра социологии Ю. В. Бабак Социология образования Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 316 ББК С 550.55я73 Б 12 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра социологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Б 12 зания Бабак, Ю. В. Социология образования : метод. ука/ Ю. В. Бабак; Яросл. гос. ун-т П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 40 с. В методических указаниях изложены теоретикометодологические основы дисциплины «Социология образования». Издание содержит материалы по истории возникновения и развития, основным теориям и направлениям социологии образования как научной дисциплины; каждый раздел сопровождается списком литературы; приводятся темы рефератов и вопросы к экзамену. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (дисциплина «Социология образования», блок ДС), очной формы обучения. УДК 316 ББК С 550.55я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 им. 2
Стр.2
Учебная дисциплина «Социология образования» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Основной ее целью является обеспечение мировоззренческой, научно-теоретической и методологической подготовки студентов, которые могут: – принимать активное участие в процессе содержательного и технологического реформирования образования как социальной системы; – применять системный подход на различных этапах своей образовательной деятельности. Для реализации обозначенных целей дисциплина предполагает решение следующих задач: – обозначить место и раскрыть значение социологического подхода в анализе проблем образования; – предоставить системное изложение материала по истории возникновения и развития, основным теориям и направлениям социологии образования как научной дисциплины; – раскрыть на основе социологической информации специфику образования как социального института в его исторической и социокультурной динамике; – показать воздействие различных факторов социальной среды на образование как социокультурный феномен; – раскрыть сущность системного подхода к образовательной деятельности, показать роль и значение педагога и руководителя образовательного учреждения в ней; – показать роль и значение сбора социологической информации в педагогическом исследовании, ее качественной теоретической, эмпирической и операционной интерпретации. Методическая сторона реализации дисциплины ориентирована на: – использование входной диагностики в форме системы открытых вопросов, предполагающих осмысление студентами своего опыта и формирование у них установки на понимание прикладных аспектов социологии образования для профессиональной деятельности; 3
Стр.3
– активные формы проведения занятий, в том числе семинарские занятия, ролевые игры. Существенное место в реализации программы курса занимает самостоятельная образовательная работа студентов. Для ее методического обеспечения предлагаются следующие вопросы для самостоятельной работы. Предмет и объект социологии образования. Отличие социологии образования от смежных научных дисциплин. Основные категории социологии образования. Теории французских и английских просветителей и социалистов-утопистов. Концепция социологии образования американских философов. Проблема социологии образования в трудах Э. Дюркгейма, Р. Будона, Т. Парсонса, А. Турена, П. Бурдье и др. Возобновление интереса к социологии образования. Развитие социологии образования в России. Методологические основы социологии образования. Теоретический и эмпирический уровни социологии образования. Анализ противоречий в развитии системы образования. Структура социологии образования. Основные направления исследований в социологии образования. Модель теоретикоконцептуального содержания социологии образования. Закономерности социологии образования. Методы социологии образования. Понятие учения. Учение как общенаучная категория. Концепции учения в психологии и педагогике. Экстенсивная, продуктивная и интенсивная модели образования. Принципы образования. Формы образования. Понятие системы образования. Ступени системы образования. Дошкольное образование как субсистема образования. Функции дошкольного образования. Школьное образование. Концепция общего школьного образования. Структура общеобразовательной школы. Особенности профессионального образования. Типы образовательных учреждений. Среднеспециальное образование, его особенности. Специфика высшего образования. Функции высшего образования. Становление высшего образования в России. Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни. Взаимозависимость образования и общества. Образование и идеология. Стратегия образования. Понятие учебного процесса. Структура учебного процесса. Понятие Государственного Стан4
Стр.4
дарта общего и профессионального образования. Учебный план и учебная программа. Коллектив в сфере образования. Учебный коллектив как социальная группа. Учебно-педагогический коллектив как социальная организация. Субъект, объект и функционирование управления в сфере образования. Органы управления в учебно-педагогическом коллективе. Управление и общественно-политические процессы в сфере образования. Реформа образования в России. Интеграция в мировой образовательный процесс. Структура системы образования в Российской Федерации. Учебные технологии и их проектирование. Инновационная деятельность в сфере образования. Социология личности в профессии учителя. Принцип соответствия содержания учения, его усложнения на разных этапах становления личности. Дисциплина «Социология образования» изучается студентами на пятом курсе и осуществляется в следующих формах: – обязательные учебные занятия, являющиеся основной формой обучения по дисциплине, предусматривающиеся в учебных планах по специальности Социология в объеме не менее 4 часов в неделю и включенные в учебное расписание; – самостоятельная работа студентов; – индивидуальная работа с преподавателем. При изучении курса студенты обязаны: – систематически посещать учебные (теоретические и практические) занятия в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; – выполнять необходимые контрольные мероприятия для определения уровня освоения теоретического материала; – активно овладевать знаниями по курсу «Социология образования», используя специальную литературу; – заниматься на учебных практических занятиях и выполнять соответствующие задания по совершенствованию практических навыков. Студенты, обучающиеся по специальности Социология, выполнившие рабочую учебную программу, в девятом семестре сдают экзамен. 5
Стр.5