Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия (190,00 руб.)

0   0
Авторы Нажмудинова Г. М. , Томашова В. В., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц152
ID237455
Аннотация"В учебном пособии, подготовленном коллективом кафедры философии ЯрГУ им. П. Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагаются наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебно-методических изданиях темы систематического курса философии для вузов. Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные, порой дискуссионные подходы к раскрытию многих традиционных тем из разных областей предметного поля философии: онтологии, гносеологии, антропологии, философии истории, философии культуры. Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина ""Философия"", блок ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям философии, аспирантам, магистрантам вузов. "
ISBN978-5-8397-0648-4
УДК 1:001
ББК Ю.я73
Философия : учеб. пособие / ред.: Г. М. Нажмудинова, В. В. Томашова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 152 с. — ISBN 978-5-8397-0648-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/237455 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Ф И Л О С О Ф И Я Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора Г. М. Нажмудинова и доктора философских наук, профессора В. В. Томашова Ярославль 2009 А. К. Кудрин УДК 1:001 ББК Ю. <...> П. Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагаются наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебно-методических изданиях темы систематического курса философии для вузов. <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Глава 1 А. К. Кудрин ФИЛОСОФИЯ, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества 1. <...> Предмет философии и своеобразие философского познания Как известно, у каждой из наук и у каждой из отдельных научных дисциплин (а последних насчитывается к настоящему времени 15 000) имеется свой предмет исследования, познания. <...> Мир в целом, бытие мира как единое выступает 3 А. К. Кудрин объектом философии. <...> Однако поскольку бытие мира представляет интерес только при условии возможности определения места в нем человека, то бытие мира включает в себя отношение "мир – человек". <...> Объект философии при этих уточнениях можно определить так: это мир в целом, бытие мира как единое, включая отношение "мир – человек", отношения между людьми. <...> Предмет философии необходимо искать в том универсально общем (всеобщем), которое присуще миру в целом, бытию мира как единому. <...> Рациональность, логический анализ и доказательство отличают философское познание от религиозного и роднят его с научным познанием. <...> . Каков примерный перечень специфических философских вопросов, до которых "человеческий, разум. неудержимо доходит" и 4 Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества которые выходят за границы непосредственного опыта, стремился показать широко известный английский философ и логик Б. <...> Если в конкретно-научном познании используются <...>
Философия_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Философия_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Ф И Л О С О Ф И Я Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора Г. М. Нажмудинова и доктора философских наук, профессора В. В. Томашова Ярославль 2009
Стр.1
А. К. Кудрин УДК 1:001 ББК Ю.я73 Ф 56 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: доктор философских наук, профессор А. В. Азов (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского); кафедра философии Ярославского технического университета Философия: учеб. пособие / под ред. проф. Г. М. Нажмудинова, Ф 56 проф. В. В. Томашова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 152 с. ISBN 978-5-8397-0648-4 В учебном пособии, подготовленном коллективом кафедры философии ЯрГУ им. П. Г. Демидова при участии ученых из других вузов г. Ярославля, излагаются наиболее сложные для изучения и недостаточно четко представленные в имеющихся учебных и учебно-методических изданиях темы систематического курса философии для вузов. Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные, порой дискуссионные подходы к раскрытию многих традиционных тем из разных областей предметного поля философии: онтологии, гносеологии, антропологии, философии истории, философии культуры. Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям философии, аспирантам, магистрантам вузов. УДК 1:001 ББК Ю.я73 Редакционная коллегия: проф. А. К. Кудрин, проф. Г. М. Нажмудинов (отв. ред.), проф. В. В. Томашов (отв. ред.), доц. М. З. Мусин. ISBN 978-5-8397-0648-4 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества Глава 1 А. К. Кудрин ФИЛОСОФИЯ, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества 1. Предмет философии и своеобразие философского познания. 2. Проблема философского метода познания. 3. Структура философского знания. 4. Основные функции философии. 1. Предмет философии и своеобразие философского познания Как известно, у каждой из наук и у каждой из отдельных научных дисциплин (а последних насчитывается к настоящему времени 15 000) имеется свой предмет исследования, познания. Обычно различают понятия "объект исследования" и "предмет исследования". Объект исследования – это система, на которую направлено познание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта, которая изучается данной наукой или отдельной научной дисциплиной. Так, например, объектом научного исследования является человек как самая сложная система в мире. Человек – объект познания многих наук. Но из многих наук о человеке каждая изучает определенные, отдельные аспекты, стороны человека. Физиология, например, рассматривает материальные процессы функционирования органов человеческого тела и нервной системы, психология – психические процессы, свойственные человеку. Философия как познавательный вид деятельности направлена на мир в целом. Мир в целом, бытие мира как единое выступает 3
Стр.3
А. К. Кудрин объектом философии. Однако поскольку бытие мира представляет интерес только при условии возможности определения места в нем человека, то бытие мира включает в себя отношение "мир – человек". Объект философии при этих уточнениях можно определить так: это мир в целом, бытие мира как единое, включая отношение "мир – человек", отношения между людьми. Предмет философии необходимо искать в том универсально общем (всеобщем), которое присуще миру в целом, бытию мира как единому. Это универсальные, "всепроникающие" принципы, законы, на основе которых можно объяснять мир, отношение "мир – человек", отношения между людьми. Часто проблему предмета философии интерпретируют таким образом, что связывают ее с вопросами человеческих возможностей познания, общей ориентации в практической деятельности человека, перспектив его жизнедеятельности. Основоположник классической немецкой философии И. Кант выделял именно эти вопросы как наиболее важные, фундаментальные: "Все интересы моего разума объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться?". В конечном счете, эти вопросы можно свести к одному: Что такое человек? Действительно, философия, изучая всеобщее, универсальное в мире, в отношении "мир-человек", в отношениях между людьми, стремится как к конечной цели определить место человека в мире, его возможности и его будущее. Это указывает на глубокий и определенный смысл предмета философии, принципиально отличающий его от других предметов познавательной деятельности. Рациональность, логический анализ и доказательство отличают философское познание от религиозного и роднят его с научным познанием. Вместе с тем философский разум часто ставит такие вопросы, которые выходят за пределы реального и возможного опыта, что было подчеркнуто еще И. Кантом: "...человеческий разум... неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заимствованные отсюда принципы... " (4; 118). Каков примерный перечень специфических философских вопросов, до которых "человеческий, разум... неудержимо доходит" и 4
Стр.4
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества которые выходят за границы непосредственного опыта, стремился показать широко известный английский философ и логик Б. Рассел: "Разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями?.. Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному: крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой…Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость. На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории… Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии" (9; 7–8). Философствовать о чем-то конкретном – значит осмысливать проблему, ситуацию, искать возможные начала к определению ее сущности и возможные пути ее решения. Что касается научных проблем, то философия способствует их определению и решению тем, что как бы производит вспашку и рыхление почвы познания, а конкретно-научное мышление бросает в нее семена и выращивает плоды знания. Это означает, что без общих предпосылок, в том числе философских, нельзя глубоко и всесторонне понять единичное и частное в жизни, практике и науке. В философском познании своеобразной является аргументация (в строгих случаях – доказательство). Аргументация не может проводиться без указания на очевидности (очевидности вероятности или очевидности непреложности утверждений и логической связи понятий и суждений). Если в конкретно-научном познании используются очевидности: фактуальная, чисто логическая, теоретическая, то в философской аргументации, хотя они и сохраняют силу, но на первый план выступают очевидности "от предельно целого", "от предельной противоположности" и др., требующие философской интуиции и соответствующей фило5
Стр.5