Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Ф И Л О С О Ф И Я
Учебное пособие
Под редакцией доктора философских наук,
профессора Г. М. Нажмудинова
и доктора философских наук,
профессора В. В. Томашова
Ярославль 2009
Стр.1
А. К. Кудрин
УДК 1:001
ББК Ю.я73
Ф 56
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор А. В. Азов (Ярославский
государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского);
кафедра философии Ярославского технического университета
Философия: учеб. пособие / под ред. проф. Г. М. Нажмудинова,
Ф 56
проф. В. В. Томашова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль
: ЯрГУ, 2009. – 152 с.
ISBN 978-5-8397-0648-4
В учебном пособии, подготовленном коллективом кафедры философии
ЯрГУ им. П. Г. Демидова при участии ученых из других вузов
г. Ярославля, излагаются наиболее сложные для изучения и недостаточно
четко представленные в имеющихся учебных и учебно-методических
изданиях темы систематического курса философии для вузов.
Авторы делают новые смысловые акценты, предлагают собственные,
порой дискуссионные подходы к раскрытию многих традиционных тем
из разных областей предметного поля философии: онтологии, гносеологии,
антропологии, философии истории, философии культуры.
Учебное издание предназначено для студентов, обучающихся по
всем специальностям (дисциплина "Философия", блок ГСЭ), очной и
очно-заочной форм обучения. Может быть полезным преподавателям
философии, аспирантам, магистрантам вузов.
УДК 1:001
ББК Ю.я73
Редакционная коллегия:
проф. А. К. Кудрин, проф. Г. М. Нажмудинов (отв. ред.),
проф. В. В. Томашов (отв. ред.), доц. М. З. Мусин.
ISBN 978-5-8397-0648-4
© Ярославский
государственный
университет
им. П. Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
Глава 1
А. К. Кудрин
ФИЛОСОФИЯ,
ее предмет и предназначение
в жизни личности и общества
1. Предмет философии и своеобразие философского познания.
2.
Проблема философского метода познания.
3. Структура философского знания.
4. Основные функции философии.
1. Предмет философии и своеобразие
философского познания
Как известно, у каждой из наук и у каждой из отдельных научных
дисциплин (а последних насчитывается к настоящему
времени 15 000) имеется свой предмет исследования, познания.
Обычно различают понятия "объект исследования" и "предмет
исследования". Объект исследования – это система, на которую
направлено познание. Предмет исследования – это аспект, сторона
объекта, которая изучается данной наукой или отдельной научной
дисциплиной.
Так, например, объектом научного исследования является человек
как самая сложная система в мире. Человек – объект познания
многих наук. Но из многих наук о человеке каждая изучает
определенные, отдельные аспекты, стороны человека. Физиология,
например, рассматривает материальные процессы
функционирования органов человеческого тела и нервной системы,
психология – психические процессы, свойственные человеку.
Философия как познавательный вид деятельности направлена
на мир в целом. Мир в целом, бытие мира как единое выступает
3
Стр.3
А. К. Кудрин
объектом философии. Однако поскольку бытие мира представляет
интерес только при условии возможности определения места в
нем человека, то бытие мира включает в себя отношение "мир –
человек".
Объект философии при этих уточнениях можно определить
так: это мир в целом, бытие мира как единое, включая отношение
"мир – человек", отношения между людьми.
Предмет философии необходимо искать в том универсально
общем (всеобщем), которое присуще миру в целом, бытию мира
как единому. Это универсальные, "всепроникающие" принципы,
законы, на основе которых можно объяснять мир, отношение
"мир – человек", отношения между людьми. Часто проблему
предмета философии интерпретируют таким образом, что связывают
ее с вопросами человеческих возможностей познания, общей
ориентации в практической деятельности человека, перспектив
его жизнедеятельности. Основоположник классической немецкой
философии И. Кант выделял именно эти вопросы как наиболее
важные, фундаментальные: "Все интересы моего разума объединяются
в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я
должен делать? 3. На что я смею надеяться?". В конечном счете,
эти вопросы можно свести к одному: Что такое человек?
Действительно, философия, изучая всеобщее, универсальное в
мире, в отношении "мир-человек", в отношениях между людьми,
стремится как к конечной цели определить место человека в мире,
его возможности и его будущее. Это указывает на глубокий и определенный
смысл предмета философии, принципиально отличающий
его от других предметов познавательной деятельности.
Рациональность, логический анализ и доказательство отличают
философское познание от религиозного и роднят его с научным
познанием. Вместе с тем философский разум часто ставит
такие вопросы, которые выходят за пределы реального и возможного
опыта, что было подчеркнуто еще И. Кантом:
"...человеческий разум... неудержимо доходит до таких вопросов,
на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума
и заимствованные отсюда принципы... " (4; 118).
Каков примерный перечень специфических философских вопросов,
до которых "человеческий, разум... неудержимо доходит" и
4
Стр.4
Философия, ее предмет и предназначение в жизни личности и общества
которые выходят за границы непосредственного опыта, стремился
показать широко известный английский философ и логик Б. Рассел:
"Разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и
что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми
способностями?.. Развивается ли Вселенная по направлению
к некоторой цели? Действительно ли существуют законы
природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей
нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется
астроному: крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно
копошащимся на маленькой и второстепенной планете?
Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А
может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют
ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы
жизни являются только тщетой…Существует ли такая вещь,
как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально
рафинированная глупость. На такие вопросы нельзя найти
ответа в лаборатории… Исследовать эти вопросы, если не отвечать
на них, – дело философии" (9; 7–8).
Философствовать о чем-то конкретном – значит осмысливать
проблему, ситуацию, искать возможные начала к определению ее
сущности и возможные пути ее решения. Что касается научных
проблем, то философия способствует их определению и решению
тем, что как бы производит вспашку и рыхление почвы познания,
а конкретно-научное мышление бросает в нее семена и выращивает
плоды знания. Это означает, что без общих предпосылок, в
том числе философских, нельзя глубоко и всесторонне понять
единичное и частное в жизни, практике и науке.
В философском познании своеобразной является аргументация
(в строгих случаях – доказательство). Аргументация не может
проводиться без указания на очевидности (очевидности вероятности
или очевидности непреложности утверждений и логической
связи понятий и суждений). Если в конкретно-научном познании
используются очевидности: фактуальная, чисто логическая,
теоретическая, то в философской аргументации, хотя они и
сохраняют силу, но на первый план выступают очевидности "от
предельно целого", "от предельной противоположности" и др.,
требующие философской интуиции и соответствующей фило5
Стр.5