Данные методические указания знакомят студентов с основными темами спецкурса «Кризисы профессионального становления специалистов» и помогают приобрести необходимые знания и элементарные умения для успешного преодоления в реальной психолого-педагогической практике тех или иных кризисных явлений. <...> УДК 159.9 ББК Ю 941я73 © Ярославский государственный университет, 2009 2 Цель и задачи курса Учебная дисциплина «Кризисы профессионального становления» представляет собой спецкурс по выбору для студентов педагогической специализации и направлена на: • формирование основных психолого-педагогических знаний о профессиональном становлении специалистов, о развитии и становлении профессиональной компетентности; • развитие интереса студентов к самообразованию для эффективной адаптации в профессии; • формирование умений работать с соответствующей научной и научно-популярной литературой. <...> Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление: • о значении кризисов в профессиональной деятельности и в контексте жизнедеятельности человека и общества; • о смысле и назначении, детерминантах профессионального развития, об отличиях профессионализма и компетентности; • о практико-ориентированных технологиях преодоления профессиональных кризисов (православно-психологическое направление, психосинтез, арт-терапия); знать: • понятие кризиса в профессиональной деятельности, смысл кризиса; • виды компетентности, способы развития. <...> Высшие компетентности: составляющие профессионального мышления – прогнозирование, творчество, оценивание, рефлексия; • подходы к классификации этапов профессионального развития; 3 • конструктивные способы преодоления острых личностных кризисов, влияющих на профессиональную компетентность; уметь: • применять полученные знания в решении проблемных ситуаций, связанных с прохождением кризисных периодов <...>
Кризисы_профессионального_становления_специалистов_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
И.В. Серафимович
Кризисы
профессионального становления
специалистов
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 159.9
ББК Ю 941я73
С 32
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
С 32
Серафимович, И.В. Кризисы профессионального
становления специалистов: метод. указания / И.В. Серафимович;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. –
60 с.
Данные методические указания знакомят студентов с
основными темами спецкурса «Кризисы профессионального
становления специалистов» и помогают приобрести
необходимые знания и элементарные умения для успешного
преодоления в реальной психолого-педагогической
практике тех или иных кризисных явлений.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Кризисы
профессионального становления специалистов», блок
ДС), очной формы обучения.
УДК 159.9
ББК Ю 941я73
© Ярославский государственный
университет, 2009
2
Стр.2
Цель и задачи курса
Учебная дисциплина «Кризисы профессионального становления»
представляет собой спецкурс по выбору для студентов
педагогической специализации и направлена на:
• формирование основных психолого-педагогических знаний
о профессиональном становлении специалистов, о развитии и
становлении профессиональной компетентности;
• развитие интереса студентов к самообразованию для эффективной
адаптации в профессии;
• формирование умений работать с соответствующей научной
и научно-популярной литературой.
Цель преподавания – усвоение знаний студентами по специальной
психологии, которые являются основой для формирования
профессиональной психолого-педагогической компетентности.
Требования
к уровню освоения
содержания курса
В результате изучения дисциплины студенты должны
иметь представление:
• о значении кризисов в профессиональной деятельности и в
контексте жизнедеятельности человека и общества;
• о смысле и назначении, детерминантах профессионального
развития, об отличиях профессионализма и компетентности;
• о практико-ориентированных технологиях преодоления
профессиональных кризисов (православно-психологическое направление,
психосинтез, арт-терапия);
знать:
• понятие кризиса в профессиональной деятельности, смысл
кризиса;
• виды компетентности, способы развития. Высшие компетентности:
составляющие профессионального мышления – прогнозирование,
творчество, оценивание, рефлексия;
• подходы к классификации этапов профессионального развития;
3
Стр.3
• конструктивные способы преодоления острых личностных
кризисов, влияющих на профессиональную компетентность;
уметь:
• применять полученные знания в решении проблемных ситуаций,
связанных с прохождением кризисных периодов;
• использовать теоретический и практический запас психологических
знаний для:
– повышения навыков профессиональной, социальной и личностной
компетентности;
– преодоления острых личностных кризисов, влияющих на
профессиональную компетентность;
– самообразования.
№
Учебно-тематический план
Тема
Лекции
1
Этапы профессионального становления и
развития (отечественные и зарубежные
подходы). Профессиональная деформация.
2 Понятие кризиса в профессиональной
деятельности, смысл кризиса.
3 Профессиональное развитие, детерминанты
профессионального развития. Отличия
профессионализации и компетентности.
Виды компетентности, способы развития.
4 Высшие компетентности: составляющие
профессионального мышления – прогнозирование,
творчество, оценивание, рефлексия.
5
Конструктивные способы преодоления
острых личностных кризисов, влияющих
на профессиональную компетентность.
6 Практико-ориентированные
преодоления профессиональных кризисов
(православно-психологическое направление,
психосинтез, арт-терапия).
4
технологии
2
1 2 (подготовка
сообщений)
2
2
2 (конспектирование)
2
3
3 (подготовка
эссе,
рефератов)
Индивидуальная
работа
Другие
формы
Стр.4
7 Управление процессом развития в профессиональной
деятельности и саморазвития.
Правила и принципы саморазвития. Критерии
выбора организации, обеспечивающие
профессиональный рост.
1
1Итого
Всего
– 22 часа.
Тема 1. Подходы к классификации
этапов профессионального развития
в отечественной и зарубежной психологии
Лекционно-инпутная часть
1. Цели и задачи курса. Взаимосвязь с отраслями педагогической
психологии. Значение для науки и практики.
2. Подходы к классификации этапов профессионального развития
в отечественной и зарубежной психологии.
3. Профессиональная деформация.
4. Проблемы общения в трудовом коллективе. Барьеры общения.
Практическая
часть (вопросы для самопроверки,
творческие задания)
1. Обобщите и сформулируйте отличия в подходах к классификации
этапов профессионального развития в отечественной и
зарубежной психологии.
2. Предложите творческие приемы запоминания этапов профессионального
развития у разных авторов и исследовательских
групп.
3. Выделите положительные и отрицательные стороны кризиса
на каждом этапе становления в профессии (по любой клас5
13
7
(консультации)
1-зачет
2
Стр.5