П.Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Д.Ф. Полознев Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2009 УДК 069.6 ББК Ч 771я73 П 52 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова П 52 Полознев, Д.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. <...> Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина «Основные направления и формы музейной деятельности», блок ОПД), очной формы обучения. <...> Понятийный аппарат курса Настоящий курс читается для студентов-музеологов 5 курса в рамках общего курса «Основные направления музейной деятельности», проходит в виде лекций и практических занятий. <...> Наряду с базовыми музейными дисциплинами студенты должны знать и понимать, в каких областях музейного дела и каким образом применяются информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). <...> Курс базируется на отечественном и зарубежном опыте использования ИКТ в сфере культуры и музейном деле. <...> 3 • Использование ИКТ в деятельности музеев зависит от финансирования. <...> Привлекаются материалы профессиональных сайтов, в первую очередь сайта Музеи России (www.museum.ru), сетевого сообщества АДИТ (некоммерческое партнерство «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», (http://conf.cpic.ru), Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru) (http://www.minervaplus.ru). <...> www.adit.ru), и проекта конференции EVA «Минерва» 4 Особенности курса Отечественная практика внедрения и применения ИКТ в музейном деле пережила бум в 1990-х гг., а в настоящее время идет существенная перестройка этой деятельности в направлении: • обеспечения устойчивости ее функционирования, распространения на все сферы музейной деятельности <...>
Информационно-коммуникационные_технологии_в_музейном_деле_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Д.Ф. Полознев
Информационно-коммуникационные
технологии в музейном деле
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Музеология
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 069.6
ББК Ч 771я73
П 52
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра музеологии и краеведения
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
П 52
Полознев, Д.Ф. Информационно-коммуникационные
технологии в музейном деле: метод. указания
/ Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ,
2009. – 44 с.
Методические указания предназначены для студентов,
обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина
«Основные направления и формы музейной деятельности»,
блок ОПД), очной формы обучения.
УДК 069.6
ББК Ч 771я73
© © Ярославский государственный
университет, 2009
©
2
Стр.2
Тема 1. Введение. Определение целей
и задач курса, методов работы.
Понятийный аппарат курса
Настоящий курс читается для студентов-музеологов 5 курса в
рамках общего курса «Основные направления музейной деятельности»,
проходит в виде лекций и практических занятий.
В современных условиях музеи активно используют информационные
технологии во всех сферах своей деятельности. Поэтому
необходимо дать будущим музейным специалистам базовые
представления об особенностях постиндустриального общества,
где информация и знания становятся ведущим
производственным ресурсом. Наряду с базовыми музейными
дисциплинами студенты должны знать и понимать, в каких областях
музейного дела и каким образом применяются информационно-коммуникационные
технологии (далее – ИКТ).
Курс обучает будущих музейных специалистов базовым знаниям
и практическим навыкам информационного менеджмента. Курс базируется
на отечественном и зарубежном опыте использования ИКТ
в сфере культуры и музейном деле. Источниками информации служат
учебники по ИКТ, публикации в профессиональной прессе, материалы
лекций и практических занятий, ресурсы Интернета.
Трудности, с которыми встречаются студенты при обращении
к рассматриваемой теме
• При значительном объеме публикаций по теме в целом материал
мало разработан в методическом плане применительно к
музейному делу. Есть только один отечественный учебник, посвященный
данной дисциплине.
• Материал распределен по разным изданиям и веб-сайтам.
При изобилии описания отдельных примеров крайне мало обобщений
отечественного опыта. Деятельность в области ИКТ отличается
большой динамикой, а передовой опыт не всегда вовремя
публикуется, новые публикации быстро устаревают, подчас они
труднодоступны из-за малотиражности изданий. Представленные
в сети материалы не всегда доступны, подвержены утрате в случаях,
если ресурс не поддерживается.
3
Стр.3
• Использование ИКТ в деятельности музеев зависит от финансирования.
Из-за износа технологического оборудования и
старения программного обеспечения результаты их применения
подчас не отвечают современным требованиям.
Доступные источники
Учебник по ИКТ и журнальные публикации доступны в библиотеке
ЯрГУ, Ярославской областной универсальной научной
библиотеке им. Н.А. Некрасова. Привлекаются материалы профессиональных
сайтов, в первую очередь сайта Музеи России
(www.museum.ru), сетевого сообщества АДИТ (некоммерческое
партнерство «Автоматизация деятельности музеев и информационные
технологии»,
(http://conf.cpic.ru),
Программы ЮНЕСКО «Информация для
всех» (http://www.ifap.ru)
(http://www.minervaplus.ru).
www.adit.ru),
и
проекта
конференции EVA
«Минерва»
4
Стр.4
Особенности курса
Отечественная практика внедрения и применения ИКТ в музейном
деле пережила бум в 1990-х гг., а в настоящее время идет
существенная перестройка этой деятельности в направлении:
• обеспечения устойчивости ее функционирования, распространения
на все сферы музейной деятельности,
• интеграции информационных ресурсов по культуре,
• расширения сферы практического – особенно рыночного –
применения в индустрии культуры.
Применение ИКТ в музейном деле рассматривается в контексте
таких важнейших понятий, как «постиндустриальное общество»,
«информационное общество» и «общество знаний», где основные
проблемы информационного общества разрешаются через
развитие инструментального обеспечения, включающего в
себя как собственно технические средства, так и – что наиболее
важно – человеческий интеллектуальный потенциал. Поэтому в
курсе дана краткая история превращения индустриального развития
в постиндустриальное.
Ключевым приемом и главным средством достижения целей
современного развития является проектирование будущего: товаров,
услуг, продуктов, технологий, условий жизни. Предметом
деятельности в сфере ИКТ становятся нематериальные ресурсы и
ценности, а также формирование новой социальной среды.
В курсе рассмотрен понятийный аппарат, объясняются термины,
которые используются в сфере ИКТ. Представлены примеры
из отечественной практики. Даны конкретные техники и
приемы работы.
Практические занятия проходят в форме описания и анализа
реальных музейных продуктов, созданных с использованием
ИКТ (сайт музея, программа учета музейных коллекций, мультимедиа).
Письменная работа направлена на развитие навыков понимания
и интерпретации текстов, посвященных ИКТ.
5
Стр.5