Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПолознев Д. Ф.
Авторы Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID237370
АннотацияМетодические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина «Основные направления и формы музейной деятельности», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК069.6
ББКЧ 771я73
Полознев, Д. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле : метод. указания / Яросл. гос. ун-т; Д. Ф. Полознев .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237370 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Д.Ф. Полознев Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2009 УДК 069.6 ББК Ч 771я73 П 52 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова П 52 Полознев, Д.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. <...> Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина «Основные направления и формы музейной деятельности», блок ОПД), очной формы обучения. <...> Понятийный аппарат курса Настоящий курс читается для студентов-музеологов 5 курса в рамках общего курса «Основные направления музейной деятельности», проходит в виде лекций и практических занятий. <...> Наряду с базовыми музейными дисциплинами студенты должны знать и понимать, в каких областях музейного дела и каким образом применяются информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). <...> Курс базируется на отечественном и зарубежном опыте использования ИКТ в сфере культуры и музейном деле. <...> 3 • Использование ИКТ в деятельности музеев зависит от финансирования. <...> Привлекаются материалы профессиональных сайтов, в первую очередь сайта Музеи России (www.museum.ru), сетевого сообщества АДИТ (некоммерческое партнерство «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», (http://conf.cpic.ru), Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru) (http://www.minervaplus.ru). <...> www.adit.ru), и проекта конференции EVA «Минерва» 4 Особенности курса Отечественная практика внедрения и применения ИКТ в музейном деле пережила бум в 1990-х гг., а в настоящее время идет существенная перестройка этой деятельности в направлении: • обеспечения устойчивости ее функционирования, распространения на все сферы музейной деятельности <...>
Информационно-коммуникационные_технологии_в_музейном_деле_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Д.Ф. Полознев Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 069.6 ББК Ч 771я73 П 52 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова П 52 Полознев, Д.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле: метод. указания / Д.Ф. Полознев; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 44 с. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина «Основные направления и формы музейной деятельности», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 069.6 ББК Ч 771я73 © © Ярославский государственный университет, 2009 © 2
Стр.2
Тема 1. Введение. Определение целей и задач курса, методов работы. Понятийный аппарат курса Настоящий курс читается для студентов-музеологов 5 курса в рамках общего курса «Основные направления музейной деятельности», проходит в виде лекций и практических занятий. В современных условиях музеи активно используют информационные технологии во всех сферах своей деятельности. Поэтому необходимо дать будущим музейным специалистам базовые представления об особенностях постиндустриального общества, где информация и знания становятся ведущим производственным ресурсом. Наряду с базовыми музейными дисциплинами студенты должны знать и понимать, в каких областях музейного дела и каким образом применяются информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Курс обучает будущих музейных специалистов базовым знаниям и практическим навыкам информационного менеджмента. Курс базируется на отечественном и зарубежном опыте использования ИКТ в сфере культуры и музейном деле. Источниками информации служат учебники по ИКТ, публикации в профессиональной прессе, материалы лекций и практических занятий, ресурсы Интернета. Трудности, с которыми встречаются студенты при обращении к рассматриваемой теме • При значительном объеме публикаций по теме в целом материал мало разработан в методическом плане применительно к музейному делу. Есть только один отечественный учебник, посвященный данной дисциплине. • Материал распределен по разным изданиям и веб-сайтам. При изобилии описания отдельных примеров крайне мало обобщений отечественного опыта. Деятельность в области ИКТ отличается большой динамикой, а передовой опыт не всегда вовремя публикуется, новые публикации быстро устаревают, подчас они труднодоступны из-за малотиражности изданий. Представленные в сети материалы не всегда доступны, подвержены утрате в случаях, если ресурс не поддерживается. 3
Стр.3
• Использование ИКТ в деятельности музеев зависит от финансирования. Из-за износа технологического оборудования и старения программного обеспечения результаты их применения подчас не отвечают современным требованиям. Доступные источники Учебник по ИКТ и журнальные публикации доступны в библиотеке ЯрГУ, Ярославской областной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова. Привлекаются материалы профессиональных сайтов, в первую очередь сайта Музеи России (www.museum.ru), сетевого сообщества АДИТ (некоммерческое партнерство «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», (http://conf.cpic.ru), Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru) (http://www.minervaplus.ru). www.adit.ru), и проекта конференции EVA «Минерва» 4
Стр.4
Особенности курса Отечественная практика внедрения и применения ИКТ в музейном деле пережила бум в 1990-х гг., а в настоящее время идет существенная перестройка этой деятельности в направлении: • обеспечения устойчивости ее функционирования, распространения на все сферы музейной деятельности, • интеграции информационных ресурсов по культуре, • расширения сферы практического – особенно рыночного – применения в индустрии культуры. Применение ИКТ в музейном деле рассматривается в контексте таких важнейших понятий, как «постиндустриальное общество», «информационное общество» и «общество знаний», где основные проблемы информационного общества разрешаются через развитие инструментального обеспечения, включающего в себя как собственно технические средства, так и – что наиболее важно – человеческий интеллектуальный потенциал. Поэтому в курсе дана краткая история превращения индустриального развития в постиндустриальное. Ключевым приемом и главным средством достижения целей современного развития является проектирование будущего: товаров, услуг, продуктов, технологий, условий жизни. Предметом деятельности в сфере ИКТ становятся нематериальные ресурсы и ценности, а также формирование новой социальной среды. В курсе рассмотрен понятийный аппарат, объясняются термины, которые используются в сфере ИКТ. Представлены примеры из отечественной практики. Даны конкретные техники и приемы работы. Практические занятия проходят в форме описания и анализа реальных музейных продуктов, созданных с использованием ИКТ (сайт музея, программа учета музейных коллекций, мультимедиа). Письменная работа направлена на развитие навыков понимания и интерпретации текстов, посвященных ИКТ. 5
Стр.5