Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Социально-гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии Л. В. Мирошниченко ПСИХОЛОГИЯ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ Самопознание Учебное пособие для студентов специальности 070301 «Актерское искусство» Кемерово 2012 ББК 88.4я73 М64 Рецензенты: член УМС Социально-гуманитарного института КемГУКИ кандидат философских наук, доцент Н. Н. Григоренко, народный артист России Е. Н. <...> Самопознание [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 070301 «Актерское искусство» / Л. В. Мирошниченко; Кемеровский государственный университет культуры и искусств. <...> ББК 88.4я73 ISBN 978-5-8154-0217-1 © Мирошниченко Л. В., 2012 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012 2 ВВЕДЕНИЕ Профессиональная деятельность актера чрезвычайно сложна, многогранна, практически неалгоритмизированна. <...> Причем тогда, когда речь идет об обучении актерской профессии, требования к студенту неизмеримо возрастают по сравнению с требованиями к студенту других вузов, где обучаются более алгоритмизированным профессиям. <...> Актер всегда проецируется своими личностными, индивидуальными характеристиками в образе героя, в действенных приспособлениях, именно поэтому в личности актера важно все: его интеллектуальные способности, нравственная и эстетическая воспитанность, волевые и эмоциональные качества, мотивационная сфера и, конечно, специальные профессиональнозначимые качества. <...> 141], где она, анализируя проблему, приводит примеры значительной рассогласованности членов приемной комиссии в экспертных оценках актерской одаренности некоторых абитуриентов. <...> Прежде всего отсутствие единой научно-разработанной и общепринятой методики диагностики актерской одаренности. <...> Полученная информация в результате самоисследования позволит студенту выявить свои слабые стороны готовности к актерской профессии <...>
Психология__актерского__искусства._Актерские__способности._Самопознание_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
Л. В. Мирошниченко
ПСИХОЛОГИЯ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА
АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Самопознание
Учебное пособие
для студентов специальности 070301 «Актерское искусство»
Кемерово 2012
Стр.1
ББК 88.4я73
М64
Рецензенты:
член УМС Социально-гуманитарного института КемГУКИ
кандидат философских наук, доцент Н. Н. Григоренко,
народный артист России Е. Н. Шокин
Рекомендовано к изданию кафедрой педагогики и психологии
09.06.11 г., протокол № 11.
Рекомендовано к изданию УМС Социально-гуманитарного института
КемГУКИ 15.06.11 г., протокол № 3.
М64 Мирошниченко, Л. В.
Психология актерского искусства. Актерские способности. Самопознание
[Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 070301
«Актерское искусство» / Л. В. Мирошниченко; Кемеровский государственный
университет культуры и искусств. – 2-е изд., перераб. и доп. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 286 с.
ISBN 978-5-8154-0217-1.
ББК 88.4я73
ISBN 978-5-8154-0217-1
© Мирошниченко Л. В., 2012
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..……… 3
Раздел 1. Личностные особенности актера………………………..……… 6
Тема 1.1. Самоопределение профессиональной направленности личности
……………………………………………………………………………... 11
Тема 1.2. Исследование мотивации обучения в вузе……………………… 17
Тема 1.3. Исследование особенностей мотивации профессиональной
деятельности……………………..……………………………………………. 23
Раздел 2. Креативность как способность к творчеству………………… 28
Тема 2.1. Исследование креативности по методике П. Торренса………… 30
Тема 2.2. Исследование креативности с помощью теста С. А. Медника… 55
Тема 2.3. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения
задач с помощью методики А. С. Лачинса………………………………….. 66
Тема 2.4. Исследование уровня креативности……………………………… 69
Тема 2.5. Исследование интуиции…………………………………………... 73
Раздел 3. Профессионально-значимые качества актера……………….. 80
Тема 3.1. Исследование эмпатии………………………….………………..... 82
Тема 3.2. Исследование эмоциональной сферы……………………………. 91
Тема 3.3. Исследование волевых качеств…………………………………... 96
Тема 3.4. Исследование агрессии……………………………………………. 110
Тема 3.5. Исследование локуса контроля…………………………………… 118
Тема 3.6. Исследование направленности личности…………………...…… 125
Тема 3.7. Исследование мотивации достижения успеха и мотивации
к самозащите………………………………………………………………...… 134
Тема 3.8. Исследование личностной и реактивной тревожности………… 142
Тема 3.9. Исследование акцентуаций характера…………………………… 148
Тема 3.10. Исследование профессионально значимых качеств с помощью
рисуночного теста «Несуществующее животное» ………………………… 159
Тема 3.11. Исследование личности с помощью психодиагностического
теста Б. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского………………….…………… 184
Тема 3.12. Исследование личности с помощью 16-факторного опросника
Р. Кеттелла……………………………….……………………………………. 224
Тема 3.13. Исследование свойств темперамента………………………..…. 265
Список литературы…………………………………..……………………….. 281
Приложение к теме 2.3……………………………………………………….. 284
285
Стр.285