Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №2 2013

Словесное и пластическое в «Подростке» (66,00 руб.)

0   0
АвторыСТЕПАНЯН-РУМЯНЦЕВА Е.
Страниц17
ID236649
Аннотация.
Словесное и пластическое в «Подростке» / Е. СТЕПАНЯН-РУМЯНЦЕВА // Вопросы литературы .— 2013 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/236649 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Тезаурус: «художественная аура» Елена СТЕПАНЯНРУМЯНЦЕВА СЛОВЕСНОЕ И ПЛАСТИЧЕСКОЕ В «ПОДРОСТКЕ» Недавно Российская академия художеств выпустила фундаментальный коллективный труд «Художественная аура: истоки, восприятие, мифология» (М. <...> Это издание — подтверждение мнения Бориса Гройса, что понятие ауры в последнее время сделалo «по трясающую философскую карьеру». <...> В самом деле, художественная аура, описанная в про шлом веке В. <...> Так, мощным источником ауры в литературном произведении являют ся экфрастические, а также всякие иные изобразитель ные включения1 . <...> Экфрастические вставки не играют поверхностнодекоративную роль, а имеют пря мое отношение к идейному ядру текста, частично выводят его нару жу, делают чувственно ощутимым и наглядным. <...> Иными словами: экфрастические вставки являются де коративным элементом именно во врубелевском смысле — в смысле их символичности, значимости для целого. <...> Неслучайно идейным ядром романа являет ся знаменитая картина «золотого века» — пересказанный Версиловым сыну Аркадию дрезденский «Пейзаж с Аци сом и Галатеей» К. <...> Читатель «Подростка» хорошо помнит второстепен ного персонажа Стебелькова, одного из носителей идеи «беспорядка», разброда и хаоса в романе2 . <...> Интерес но, что злонамеренный путаник Стебельков говорит глав ному герою, юному Аркадию, слова, многое в романе разъясняющие, даже упорядочивающие до схемы: Я иду по Невскому и замечаю, что по другой стороне ули цы, по тротуару, идет господин, которого характер я желал бы определить. <...> Но не только я замечаю, а и «мы замечаем» (вместе с наблюдаемым имяреком) некое го третьего, а ктото (четвертый) замечает всех нас и, по разительно: не просто видит нас какимто досужим взгля дом, а хочет «определить характер всех нас троих», то есть влезть в нас, испытать наше нутро, даже и того раз давленного, чья душа уже вне досягаемости и каких бы то ни было наблюдений. <...> К этому ведь и стремятся <...>