Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №2 2013

Достоевский и Шекспир. Герои и авторы в «большом времени» (66,00 руб.)

0   0
АвторыСТЕПАНЯН К.
Страниц30
ID236642
Аннотация.
Достоевский и Шекспир. Герои и авторы в «большом времени» / К. СТЕПАНЯН // Вопросы литературы .— 2013 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/236642 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сравнительная поэтика Карен СТЕПАНЯН ДОСТОЕВСКИЙ И ШЕКСПИР Герои и авторы в «большом времени» О Шекспире в черновиках к «Бесам» сказано — «это пророк, посланный Богом, чтобы возвестить нам тайну о человеке, души человече[ской]»; причем тут же рядом Достоевский формулирует один из главнейших принци пов своего творческого метода: Вся действительность не исчерпывается насущным, ибо ог ромною своею частию заключается в нем в виде еще подспудно го невысказанного будущего Слова. <...> Здесь и далее все цитаты из статей, записных тетрадей и писем Достоевского приводятся по изданию: Достоевский Ф.М. <...> В некотором роде исключение составляет трагикоми ческий вскрик оскорбленного литературой Макара Де вушкина: «И Шекспир вздор, все это сущий вздор, и все для одного пасквиля сделано! <...> В 1876 году Достоевский писал в ПМ к «Дневнику писателя»: Древняя трагедия — богослужение, а Шекспир отчаяние. <...> Это основывалось, повидимому, на тра диционно устоявшемся представлении, согласно которому Гамлет — человек нерешительный, сомневающийся, про тив собственной воли, вынужденно совершающий зло— необходимое, в данном случае, для торжества добра. <...> Но за бывают при этом об одном важном обстоятельстве: Гамлет с самого начала уверен— как и Раскольников— что именно на него возложена задача ни много ни мало как восстано вить справедливость в мире. <...> Кирай, сопоставляя этих двух персонажей в совсем ином, нежели предлагается в нашей работе, направлении, делает акцент на таком (спорном, на наш взгляд) различии: в драмах Шекспира позна ние предшествует поступку, а в романах Достоевского «поступок “биографический” предшествует познанию» (Кирай Д. Раскольников <...> Раскольников считает себя призванным нарушить «закон отцов». <...> И Раскольников, и Гамлет ненавидят весь мир вокруг («Каким докучным, тусклым и ненужным / Мне кажется все, что ни есть на свете! <...> Это буйный сад, плодящий / Одно лишь семя; дикое и злое / В нем властву <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ