Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №2 2013

О сосуде с елеем Исаии Отшельника и о непреднамеренном бурлеске капитана Лебядкина (66,00 руб.)

0   0
АвторыБАРШТ К.
Страниц25
ID236641
Аннотация.
О сосуде с елеем Исаии Отшельника и о непреднамеренном бурлеске капитана Лебядкина / К. БАРШТ // Вопросы литературы .— 2013 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/236641 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Константин БАРШТ О СОСУДЕ С ЕЛЕЕМ ИСАИИ ОТШЕЛЬНИКА И О НЕПРЕДНАМЕРЕННОМ БУРЛЕСКЕ КАПИТАНА ЛЕБЯДКИНА Во время визита к Варваре Петровне Ставрогиной ка питан Лебядкин в своей басне «Таракан» создает аллего рический образ некоего стесненного пространства, в ко тором происходит взаимное истребление находящихся там насекомых, названное «мухоедством». <...> Согласно комментарию в Полном собрании сочинений Достоевского, басня «Тара кан», которую декламирует Лебядкин, является реминис ценцией из «Фантастической высказки» И. <...> Однако помимо названных текстов у «басни» Лебядкина, как это явствует из комментариев автора «басни», есть еще один источник цитирования, объект пе реложения, который не отменяет указанный, но сущест венно дополняет его, объясняя цель и смысл той возвы шенной риторики, к которой стремится, пусть и без особого успеха, капитан Лебядкин. <...> На то обстоятельство, что в стихотворном опыте Ле бядкина содержатся «аллегории», обращает внимание и повествователь романа, воспроизводя реплику Варвары Петровны (10, 140). <...> Однако какаято логика в его речах есть, правда, она находится за пределами его речевого самовыражения, в источниках его перифразов, в частности, в аллегориипритче, как мы уви дим — заимствованной, которую, путая начало и конец, мешая одно с другим, пытается воспроизвести Лебядкин, формируя свое стихотворное пророчество о «мухоедстве в стакане». <...> Основные компоненты его выступления сле дующие: жалоба на жалкое существование в «лохани» и утвер ждение необходимости братских отношений между людьми, заповеданных Христом, а также предложение их лично Варваре Степановне Ставрогиной; манифестация высочайшего уровня нравственных стандартов членов семьи Лебядкиных, их высокой духов ности и отречения от мирских благ (здесь он, фактически, 440 отождествляет себя с сестрой, Марьей Тимофеевной3 ), подчеркнутых публичным отказом от денег (правда, не его, а сестры <...>