ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Ю. В. Смык
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ
ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ:
исследование феномена жестокого
обращения с детьми в семье
Монография
ИРКУТСК
ИЗДАТЕЛЬСТВ
С}О
2 0 0 9
Стр.2
УДК 159.922.27
ББК88.4
С50
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Иркутского государственного университета
Рецензенты:
проф. каф. клинико-психологических основ дефектологии
и логопедии Иркут. гос. пед. ун-та, канд. психол. наук В. И. Ноделъман;
доц. каф. психологии ИрГТу, канд. психол. наук О. В. Пуляевская
Смык Ю. В.
С50
Семейные факторы подростковой агрессивности:
исследование феномена жестокого обращения с детьми
в семье : монография / Ю. В. Смык. - Иркутск : Изд-во
Иркут. гос. ун-та, 2009. -191 с.
ISBN 978-5-9624-0363-2
В монографии представлены теоретические аспекты и
некоторый практический опыт осмысления проблемы родительской
жестокости и ее роли в формировании агрессивного
поведения подростков. Раскрыто психологическое содержание
феноменов агрессивности и жестокости, предложены диагностические
и психокоррекционные приемы, необходимые для
практической работы психолога с подростками и родителями.
Монография адресована студентам, аспирантам и преподавателям,
изучающим и читающим курсы «Психология семьи»,
«Психология девиантного поведения»; практическим
психологам, социальным работникам и всем заинтересованным
родителям.
Библиогр. 139 назв.
УДК 159.922.27
ББК 88.4
ISBN 978-5-9624-0363-2
© Смык Ю. В., 2009
© ГОу ВПО «Иркутский государственный
университет», 2009
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................... 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ И ЖЕСТОКОСТИ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ..................................................... 7
1.1. Психологические подходы к решению проблемы
агрессивности ................................................................................... 7
1.2. Семья как источник агрессивного поведения подростков ... 30
1.3. Жестокое обращение с детьми как крайняя форма
родительских воздействий ............................................................ 43
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЖЕСТОКОСТИ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ............................................................. 61
2.1. Характеристика психодиагностического комплекса ............. 61
2.2. Особенности агрессивного поведения подростков ................ 73
2.3. Особенности семейного воспитания подростков
с разным уровнем агрессивности ................................................ 89
2.4. Характер отношения подростков и родителей к семейному
воспитанию ....................................................................................... 102
2.5. Влияние жестокости родительского воздействия
на агрессивное поведение подростков ....................................... 109
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ ............................................................................. 117
3.1. Организация работы по предупреждению жестокого
обращения с детьми в семье ......................................................... 117
3.2. Обсуждение результатов коррекционной работы ................. 128
Заключение ................................................................................................ 135
Список литературы ................................................................................. 139
Приложение 1. Методический комплекс для диагностики
проявлений агрессивного поведения и жестокости родительского
воспитания в подростковом возрасте ............................................................ 148
Приложение 2. Содержание коррекционной программы .......................... 162
1
Стр.4
Введение
Острота и значимость проблемы агрессивности личности не
снижается в современном обществе. Анализ неутешительных
социальных фактов (подростковая преступность, цинизм, жестокость,
враждебность) с неизбежностью приводит исследователей
к изучению причин, механизмов и путей коррекции
агрессивного поведения в подростковом возрасте.
В психологической науке накоплено большое количество
сведений относительно факторов, провоцирующих агрессивное
поведение. Ведущими в его возникновении называют внешние
стимулы, эмоциональные и когнитивные компоненты личности,
социальные условия. Но многими психологами (В. Е. Каган,
М. Раттер, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Семенюк и др.) указывается
необходимость поиска первопричины агрессивных проявлений
ребенка в сфере, наиболее близкой развивающейся личности –
семье, способной в кризисные переходные периоды жизни ребенка
создать поддерживающие и помогающие, стабильные и
защищающие условия, сформировать основы сознательного
поведения, предупреждая возникновение различных форм дезадаптивности.
В
качестве основного семейного фактора, провоцирующего
закрепление агрессивного поведения, рассматриваются нарушения
внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания.
Все чаще на первый план выступает такой вид нарушений
в семейном воспитательном процессе, как жестокость
(Д. Глейзер, В. Е. Каган, Н. Ю. Синягина, Е. Т. Соколова, Т. Я. Сафонова,
Е. И. Цымбал и др.).
Однако, несмотря на признаваемую психологами социальную
актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в
семье и активно проводимые исследования в этой области, вопросы
жестокости и насилия продолжают оставаться недостаточно
разработанными в педагогической психологии как теоретически,
так и экспериментально.
2
Стр.5
Так, в психологической литературе не раскрыты механизмы
влияния жестокого обращения на проявление личностью агрессивных
тенденций. Много разногласий и противоречивых толкований
вызывают сами феномены жестокости и насилия, критерии
их оценки, вопросы типологии множественных форм
насилия, его последствий для развивающейся личности. Слабо
разработано и коррекционное направление: отсутствуют эффективные
программы предупреждения семейного насилия в
обществе.
Указанные обстоятельства делают необходимым дальнейшее
изучение роли семьи в закреплении агрессивного поведения
в подростковом возрасте, зависимости между особенностями
системы семейного воспитания с жестокостью родительского
воздействия и агрессивными тенденциями личности, актуализируют
поиск адекватных способов предупреждения агрессии и
жестокости в обществе.
Методологической основой изучения этих проблем должны
выступать положения отечественной психологии о взаимосвязи
внешних и внутренних сторон процесса развития личности и
значимости внутренней детерминации деятельности субъекта
(С. Л. Рубинштейн), положения об активной позиции личности
ребенка в воспитательном процессе (Л. С. Выготский). Кроме
того, исследование проблем семьи должно строиться на основе
системного подхода (Б. Ф. Ломов), предполагающего рассмотрение
объекта (семьи) как целого в его своеобразных связях и
отношениях.
Также в исследованиях, касающихся проблем педагогической
психологии, видится необходимым активно использовать
наработки других отраслей психологической науки. В этой связи
теоретические представления по проблеме жестокости, разработанные
с позиции ценностно-нормативной концепции
личности в рамках юридической психологии (А. Р. Ратинов,
О. Ю. Михайлова), могут явиться отправной точкой для определения
феномена жестокости в семье. Ведь известно, что явление
нигде не обнаруживает себя так полно и всесторонне, как в случаях
своего крайнего выражения, что и имеет место в юридической
практике относительно феномена жестокости.
3
Стр.6
Данная работа представляет обобщенный и систематизированный
автором материал по проблеме жестокого обращения с
детьми в семье, воплощенный в конкретном эмпирическом исследовании
жестокости родительского воздействия как фактора
агрессивного поведения подростков. На страницах работы в
трех ее разделах изложены теоретические аспекты и некоторый
практический опыт осмысления проблемы родительской жестокости
и ее роли в формировании подростковой агрессивности.
В рамках данной работы мы исходим из следующих положений:
Во-первых, жестокость родительского воздействия оказывает
разрушающее влияние на личность подростка, поддерживая ее
агрессивность. Влияние жестокости родительского воспитательного
воздействия на агрессивное поведение подростков осуществляется
опосредованно. Ведущая роль в этом механизме
влияния принадлежит фактору внутреннего, субъективного
отношения подростка к воспитательному процессу в семье,
снижающему либо поддерживающему проявления агрессивного
поведения.
Во-вторых, агрессивное поведение подростков следует рассматривать
не только как следствие, результат реализуемой в
семье жестокой модели родительского воспитания, но и как
причину усиления родительской жестокости и власти в воспитательном
процессе.
В-третьих, изменения в поведении подростков и их семейном
воспитании достигаются с помощью коррекционнопрофилактической
работы, предусматривающей развитие семейных
представлений и навыков эффективного межличностного
взаимодействия как подростков, так и родителей.
4
Стр.7