Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Семейные факторы подростковой агрессивности: исследование феномена жестокого обращения с детьми в семье (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСмык Ю. В.
ИздательствоИзд-во Иркут. гос. ун-та
Страниц194
ID232797
АннотацияВ монографии представлены теоретические аспекты и некоторый практический опыт осмысления проблемы родительской жестокости и ее роли в формировании агрессивного поведения подростков. Раскрыто психологическое содержание феноменов агрессивности и жестокости, предложены диагностические и психокоррекционные приемы, необходимые для практической работы психолога с подростками и родителями.
Кому рекомендованоМонография адресована студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим и читающим курсы «Психология семьи», «Психология девиантного поведения»; практическим психологам, социальным работникам и всем заинтересованным родителям.
ISBN978-5-9624-0363-2
УДК159.922.27
ББК88.4
Смык, Ю. В. Семейные факторы подростковой агрессивности: исследование феномена жестокого обращения с детьми в семье : монография / Ю. В. Смык .— Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009 .— 194 с. — Библиогр.: с. 137-145 (139 назв.) .— ISBN 978-5-9624-0363-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/232797 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Ю. В. Смык СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ: исследование феномена жестокого обращения с детьми в семье Монография ИРКУТСК ИЗДАТЕЛЬСТВ С}О 2 0 0 9 УДК 159.922.27 ББК88.4 С50 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного университета Рецензенты: проф. каф. клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Иркут. гос. пед. ун-та, канд. психол. наук В. И. Ноделъман; доц. каф. психологии ИрГТу, канд. психол. наук О. В. Пуляевская Смык Ю. В. <...> С50 Семейные факторы подростковой агрессивности: исследование феномена жестокого обращения с детьми в семье : монография / Ю. В. Смык. <...> ISBN 978-5-9624-0363-2 В монографии представлены теоретические аспекты и некоторый практический опыт осмысления проблемы родительской жестокости и ее роли в формировании агрессивного поведения подростков. <...> Жестокое обращение с детьми как крайняя форма родительских воздействий . <...> ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЖЕСТОКОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ . <...> Особенности семейного воспитания подростков с разным уровнем агрессивности . <...> Влияние жестокости родительского воздействия на агрессивное поведение подростков . <...> НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ . <...> Организация работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье . <...> Методический комплекс для диагностики проявлений агрессивного поведения и жестокости родительского воспитания в подростковом возрасте . <...> В психологической науке накоплено большое количество сведений относительно факторов, провоцирующих агрессивное поведение. <...> Раттер, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Семенюк и др.) указывается необходимость поиска первопричины агрессивных проявлений ребенка в сфере, наиболее близкой развивающейся личности – семье, способной в кризисные переходные периоды жизни ребенка создать поддерживающие <...>
Семейные_факторы_подростковой_агрессивности_исследование_феномена_жестокого_обращения_с_детьми_в_семье_монография.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Ю. В. Смык СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ: исследование феномена жестокого обращения с детьми в семье Монография ИРКУТСК ИЗДАТЕЛЬСТВ С}О 2 0 0 9
Стр.2
УДК 159.922.27 ББК88.4 С50 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного университета Рецензенты: проф. каф. клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Иркут. гос. пед. ун-та, канд. психол. наук В. И. Ноделъман; доц. каф. психологии ИрГТу, канд. психол. наук О. В. Пуляевская Смык Ю. В. С50 Семейные факторы подростковой агрессивности: исследование феномена жестокого обращения с детьми в семье : монография / Ю. В. Смык. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. -191 с. ISBN 978-5-9624-0363-2 В монографии представлены теоретические аспекты и некоторый практический опыт осмысления проблемы родительской жестокости и ее роли в формировании агрессивного поведения подростков. Раскрыто психологическое содержание феноменов агрессивности и жестокости, предложены диагностические и психокоррекционные приемы, необходимые для практической работы психолога с подростками и родителями. Монография адресована студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим и читающим курсы «Психология семьи», «Психология девиантного поведения»; практическим психологам, социальным работникам и всем заинтересованным родителям. Библиогр. 139 назв. УДК 159.922.27 ББК 88.4 ISBN 978-5-9624-0363-2 © Смык Ю. В., 2009 © ГОу ВПО «Иркутский государственный университет», 2009
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение ..................................................................................................... 4 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ И ЖЕСТОКОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ..................................................... 7 1.1. Психологические подходы к решению проблемы агрессивности ................................................................................... 7 1.2. Семья как источник агрессивного поведения подростков ... 30 1.3. Жестокое обращение с детьми как крайняя форма родительских воздействий ............................................................ 43 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЖЕСТОКОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ............................................................. 61 2.1. Характеристика психодиагностического комплекса ............. 61 2.2. Особенности агрессивного поведения подростков ................ 73 2.3. Особенности семейного воспитания подростков с разным уровнем агрессивности ................................................ 89 2.4. Характер отношения подростков и родителей к семейному воспитанию ....................................................................................... 102 2.5. Влияние жестокости родительского воздействия на агрессивное поведение подростков ....................................... 109 Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ ............................................................................. 117 3.1. Организация работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье ......................................................... 117 3.2. Обсуждение результатов коррекционной работы ................. 128 Заключение ................................................................................................ 135 Список литературы ................................................................................. 139 Приложение 1. Методический комплекс для диагностики проявлений агрессивного поведения и жестокости родительского воспитания в подростковом возрасте ............................................................ 148 Приложение 2. Содержание коррекционной программы .......................... 162 1
Стр.4
Введение Острота и значимость проблемы агрессивности личности не снижается в современном обществе. Анализ неутешительных социальных фактов (подростковая преступность, цинизм, жестокость, враждебность) с неизбежностью приводит исследователей к изучению причин, механизмов и путей коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте. В психологической науке накоплено большое количество сведений относительно факторов, провоцирующих агрессивное поведение. Ведущими в его возникновении называют внешние стимулы, эмоциональные и когнитивные компоненты личности, социальные условия. Но многими психологами (В. Е. Каган, М. Раттер, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Семенюк и др.) указывается необходимость поиска первопричины агрессивных проявлений ребенка в сфере, наиболее близкой развивающейся личности – семье, способной в кризисные переходные периоды жизни ребенка создать поддерживающие и помогающие, стабильные и защищающие условия, сформировать основы сознательного поведения, предупреждая возникновение различных форм дезадаптивности. В качестве основного семейного фактора, провоцирующего закрепление агрессивного поведения, рассматриваются нарушения внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания. Все чаще на первый план выступает такой вид нарушений в семейном воспитательном процессе, как жестокость (Д. Глейзер, В. Е. Каган, Н. Ю. Синягина, Е. Т. Соколова, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал и др.). Однако, несмотря на признаваемую психологами социальную актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в семье и активно проводимые исследования в этой области, вопросы жестокости и насилия продолжают оставаться недостаточно разработанными в педагогической психологии как теоретически, так и экспериментально. 2
Стр.5
Так, в психологической литературе не раскрыты механизмы влияния жестокого обращения на проявление личностью агрессивных тенденций. Много разногласий и противоречивых толкований вызывают сами феномены жестокости и насилия, критерии их оценки, вопросы типологии множественных форм насилия, его последствий для развивающейся личности. Слабо разработано и коррекционное направление: отсутствуют эффективные программы предупреждения семейного насилия в обществе. Указанные обстоятельства делают необходимым дальнейшее изучение роли семьи в закреплении агрессивного поведения в подростковом возрасте, зависимости между особенностями системы семейного воспитания с жестокостью родительского воздействия и агрессивными тенденциями личности, актуализируют поиск адекватных способов предупреждения агрессии и жестокости в обществе. Методологической основой изучения этих проблем должны выступать положения отечественной психологии о взаимосвязи внешних и внутренних сторон процесса развития личности и значимости внутренней детерминации деятельности субъекта (С. Л. Рубинштейн), положения об активной позиции личности ребенка в воспитательном процессе (Л. С. Выготский). Кроме того, исследование проблем семьи должно строиться на основе системного подхода (Б. Ф. Ломов), предполагающего рассмотрение объекта (семьи) как целого в его своеобразных связях и отношениях. Также в исследованиях, касающихся проблем педагогической психологии, видится необходимым активно использовать наработки других отраслей психологической науки. В этой связи теоретические представления по проблеме жестокости, разработанные с позиции ценностно-нормативной концепции личности в рамках юридической психологии (А. Р. Ратинов, О. Ю. Михайлова), могут явиться отправной точкой для определения феномена жестокости в семье. Ведь известно, что явление нигде не обнаруживает себя так полно и всесторонне, как в случаях своего крайнего выражения, что и имеет место в юридической практике относительно феномена жестокости. 3
Стр.6
Данная работа представляет обобщенный и систематизированный автором материал по проблеме жестокого обращения с детьми в семье, воплощенный в конкретном эмпирическом исследовании жестокости родительского воздействия как фактора агрессивного поведения подростков. На страницах работы в трех ее разделах изложены теоретические аспекты и некоторый практический опыт осмысления проблемы родительской жестокости и ее роли в формировании подростковой агрессивности. В рамках данной работы мы исходим из следующих положений: Во-первых, жестокость родительского воздействия оказывает разрушающее влияние на личность подростка, поддерживая ее агрессивность. Влияние жестокости родительского воспитательного воздействия на агрессивное поведение подростков осуществляется опосредованно. Ведущая роль в этом механизме влияния принадлежит фактору внутреннего, субъективного отношения подростка к воспитательному процессу в семье, снижающему либо поддерживающему проявления агрессивного поведения. Во-вторых, агрессивное поведение подростков следует рассматривать не только как следствие, результат реализуемой в семье жестокой модели родительского воспитания, но и как причину усиления родительской жестокости и власти в воспитательном процессе. В-третьих, изменения в поведении подростков и их семейном воспитании достигаются с помощью коррекционнопрофилактической работы, предусматривающей развитие семейных представлений и навыков эффективного межличностного взаимодействия как подростков, так и родителей. 4
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ