В. Г. Белинский
О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"
--------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. I
Статьи и рецензии. 1834-1841
ОГИЗ, ГИХЛ,М., 1948
Под общей редакцией Ф.М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------------------------------------Что
такое критика? Простая оценка художественного произведения, приложение теории к
практике, или усилие создать теорию из данных фактов? Иногда то и другое, чаще все вместе. Потом, чем
критика должна быть? Частным выражением мнения того или другого лица, принимающего на себя
обязанность судьи изящного, или выражением господствующего мнения эпохи в лице ее представителей,
которое есть результат прежде бывших мнений, прежде бывших опытов и наблюдений? Без сомнения, она
имеет право быть тем и другим, но в первом случае она должна быть шагом вперед, открытием нового,
расширением пределов знания, или даже совершенным его изменением, должна быть делом гения; во
втором случае она меньше рискует, но зато может быть увереннее в самой себе, может быть всегда
истинною в отношении к своему времени. Итак, критика первого рода есть исключение из общего
правила, явление великое и редкое; критика второго рода есть усилие уяснить и распространить
господствующие понятия своего времени об изящном. В наше время, когда основные законы творчества
уже найдены, это есть единственная цель критики. Уяснить эти законы теоретически, подтверждать их
истину практически, вот ее назначение. Теория есть систематическое и гармоническое единство законов
изящного; но она имеет ту невыгоду, что заключается в известном моменте времени, а критика
беспрестанно движется, идет вперед, собирает для науки новые материалы, новые данные. Это есть
движущаяся эстетика, которая верна одним началам, но которая ведет вас к ним разными путями и с
разных сторон, и в этом-то заключается ее прогресс. Вот почему, критика так важна, так всеобща; вот
почему она завладела общим вниманием и приобрела такой авторитет, такое могущество. Дарование
критика есть дарование редкое и потому высоко ценимое; если мало людей, наделенных от природы
большим или меньшим участком эстетического чувства, способных принимать впечатления изящного, то
как же должно быть мало людей, обладающих в высшей степени этим эстетическим чувством и этою
приемлемостию впечатлений изящного?.. Ошибаются те люди, которые почитают ремесло критика
легким и более или менее всякому доступным: талант критика редок, путь его скользок и опасен. И в
самом деле, с одной стороны, сколько условий сходится в этом таланте: и глубокое чувство, и пламенная
любовь к искусству, и строгое многостороннее изучение и объективность ума, которая есть источник
беспристрастия, способность не поддаваться увлечению; с другой стороны, какова высокость
принимаемой им на себя обязанности! На ошибки подсудимого смотрят как на что-то обыкновенное;
ошибка судьи наказывается двойным посмеянием.
Предмет критики есть приложение теории к практике. Всякое критическое рассмотрение,
имеющее своим предметом не прямо изящное, а что-нибудь имеющее к нему отношение, есть не критика,
а полемика, как бы оно ни было скромно, вежливо, тихо и безжизненно. Статья о мнениях какого-нибудь
журнала об изящном есть критика; статья о самом журнале есть полемика или простое суждение. Статья о
сочинениях истинного поэта, в которой доказывается, почему он есть истинный поэт, или статья о
сочинениях поэта-самозванца, в которой доказывается, почему он есть поэт-самозванец, такая статья есть
критика; статья о произведении человека, которого никто не думал почитать поэтом и которого сочинения
не идут под поверку теории, есть полемика. Под словом "полемика" я разумею здесь не брань, не споры, а
все, что называется рецензиею и простым выражением мнения о каком-нибудь литературном предмете.
Цель критики высокая - поверка фактов умозрением и, наоборот: цель полемики низшая - защита здравого
смысла. Критика опирается на умозрении, полемика на здравом смысле. Я почел необходимым сделать
это разделение: у нас всякая статья, в которой судится о каком-нибудь литературном предмете,
Стр.1