252–274 К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ Е.Б. <...> Кибалов, А.А. Кин ИЭОПП СО РАН Аннотация Проанализированы траектории организационного развития корпорации ОАО «РЖД» в двумерной системе координат, позволяющей выявить эволюцию корпорации и возможные альтернативы ее развития в будущем. <...> Рассмотрены практические шаги, которые следовало бы сделать для формирования специфически российского механизма управления железнодорожным транспортом общего пользования и которые позволят найти эффективный компромисс между общественными и коммерческими целями корпорации. <...> Критически рассмотрены целесообразность замены территориально-функционального принципа управления корпорацией на функциональный по видам деятельности, а также естественность монополизма ОАО«РЖД»при определении естественно-монопольного ядра железнодорожной отрасли. <...> Ключевые слова: железные дороги общего пользования, экстерриториальность, система целей, организационное развитие, естественный монополизм, государственное регулирование, Транссиб Abstract The paper analyses trajectories of the OAO «Russian Railways» organization development within a two-dimension coordinate system; this allows us to understand the evolution of this corporation and future development perspectives. <...> We consider what should be done to build such management for Russian public-access railways system which allows compromising the corporatio n s 252 К вопросу о проблемах реформирования железнодорожного транспорта России public and commercial objectives. <...> Keywords: public-access railways, exterritoriality, a system of objectives, organization development, naturalmonopoly, public regulation, Trans-SiberianRailroad В силу исторической традиции и по духу железнодорожного устава, принятого в 1997 г., т.е. еще в бытностьМПСРоссии, деятельность отечественных железных дорог в прошлом была и остается сегодня экстерриториальной. <...> Экономическая реформа в области железнодорожного транспорта на ее начальном этапе (1992–1998 гг.) внесла существенные изменения в отношения МПС России сфедеральным и региональными бюджетами, а также с 17 территориальными дорогами, но не сопровождалась <...>