В. Г. Белинский
И мое мнение об игре г. Каратыгина
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. I
Статьи и рецензии. 1834-1841
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Под общей редакцией Ф. М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------1
В
нашей вялой и прозаической жизни всякая новость возбуждает всеобщее
внимание и сильно занимает собою умы всех и каждого. К числу таких новостей
принадлежит вторичный приезд в Москву знаменитых петербургских артистов,
Каратыгиных {92}. Кто не помнит, как засуетилась наша белокаменная во время
их первого приезда, какая была давка у театра, как трудно было доставать
билеты, как толковали и спорили об игре любимцев петербургской публики и в
аристократических гостиных и гостиницах, и в плебейских горницах и
трактирах, и на улицах и перекрестках? Кто не помнит знаменитого турнира, на
котором было переломлено столько копий и pour и contre {За и против. - Ред.}
во имя Каратыгиных П. Щ. и г. Шевыревым и ареною которого была "Молва" {93}.
Кто не помнит, как г. Шевырев, после нескольких упорных и утомительных
схваток, оставил поле битвы и не кончил сражения, обидевшись невежливостию
своего хладнокровного и несговорчивого
противника, не хотевшего поднять
забрала своего шлема и провозгласить своего рода и имени?.. Оно, кажется,
тут бы не на что претендовать: ведь журнальные турниры совсем не то, что
рыцарские турниры. Благородные рыцари почитали предосудительным для себя
сражаться с безымянными противниками, ибо вменяли в бесчестие подвергать
свое благородное тело невежливым ударам какого-нибудь плебея и не видели
никакой для себя славы в победе над противником незнатного рода и племени;
но в литературе геральдика вещь совершенно посторонняя; в ней важны дела, а
не имена. Но всем уже известно, что г. Шевырев скрепу критических статей
именами их авторов почитает самым верным для избежания от _наветов,
коварства_ и _недобросовестности критики_ и крепко убежден, что критик,
скрывающий свое имя, непременно должен иметь какие-нибудь недобрые умыслы в
отношении к своему противнику... Как бы то ни было, дело не о том... и
потому я обращаюсь к предмету моей статейки, под которой, однако, не
подписываю полного моего имени, ибо хочу высказать мое мнение, а не блеснуть
моим именем, которое очень неважно и до которого посему никому нет дела.
Итак, всем памятны шум и движение, произведенные прежним приездом в
Москву г-на и г-жи Каратыгиных... Такое же ли точно действие произвел
теперешний их приезд? Кажется, что нет. Правда, и теперь по утрам ужасная
давка при раздаче билетов, и теперь ходенем ходит огромный Петровский театр
от грома рукоплесканий нашей доброй и не слишком взыскательной публики, и
теперь в той же самой "Молве" вышел к арене таинственный г. П. Щ. {94}, но
рукоплескания уже не так единодушны и дружны, уже часто они прерываются и
заглушаются ропотом неудовольствия; но таинственный г. П. Щ.
что-то
решительнее и резче, хладнокровнее и насмешливее в своем тоне и пока еще не
встретил ни одного противника... Что бы это значило?.. Неужели г. Каратыгин,
этот артист, так горячо любящий свое искусство, так глубоко и усердно
изучающий его, вместо того чтобы итти вперед, пошел назад и сделался хуже?..
Нет: он все тот же, но уже не те обстоятельства: к нему присмотрелись,
его разглядели, а прелесть новости потеряла свою магическую силу. Вот и
разгадка этой загадки. В искусстве есть два рода красоты и изящества, так же
точно, как есть два рода красоты в лице человеческом. Одна поражает вдруг,
нечаянно, насильно, если можно так - сказать; другая постепенно и неприметно
вкрадывается в душу и овладевает ею. Обаяние первой быстро, ко не прочно;
второй - медленно, но долговечно; первая опирается на новость, нечаянность,
эффекты и нередко странность; вторая берет естественностию и простотою.
Марлинский и Гоголь - вот вам представители того и другого рода красоты в
искусстве. Я не отрицаю таланта в г. Марлинском и пока еще не вижу гения в
г. Гоголе, но хочу только показать разность между талантом _случайным_, то
есть развившимся вследствие или обстоятельств жизни, или направления,
Стр.1