А. Н. Островский: биографическая справка
П. Морозов.
Островский, Александр Николаевич - знаменитый драматический писатель.
Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской
палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился
еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Все его
детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту
пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил
его воображение теми представлениями
и типами, которые он впоследствии
воспроизвел в своих комедиях. Благодаря большой библиотеке отца Островский
рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к
писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста. Окончив
гимназический курс,
Островский поступил на юридический факультет
Московского университета. Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то
столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу
писцом, сначала в совестный, потом - в коммерческий суд. Этим и определился
характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над
знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами,
напрашивавшимися на литературную обработку. К 1846 г. им было уже написано
много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: "Несостоятельный
должник" (впоследствии - "Свои люди - сочтемся"). Небольшой отрывок из этой
комедии был напечатан в Љ 7 "Московского Городского Листка" 1847 г.; под
отрывком поставлены буквы: "А. О." и "Д. Г.", то есть А. Островский и
Дмитрий Горев. Последний был провинциальный актер (настоящая фамилия -
Тарасенков),
автор двух-трех пьес, уже игранных на сцене, случайно
познакомившийся с Островским и предложивший ему свое сотрудничество. Оно не
пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского
источником большой неприятности, так
обвинять его в присвоении чужого литературного труда. В Љ 60 и 61 той же
газеты явилось,
без подписи,
другое,
как дало его недоброжелателям повод
уже вполне самостоятельное
произведение Островского - "Картины московской жизни. Картина семейного
счастья". Эти сцены были перепечатаны, в исправленном виде и с именем
автора, под заглавием: "Семейная картина", в "Современнике" 1856 г., Љ 4.
"Семейную картину"
сам Островский считал своим первым печатным
произведением и именно с нее вел начало своей литературной деятельности.
Самым памятным и дорогим днем своей жизни он признавал 14 февраля 1847 г.:
в этот день он посетил С.П. Шевырева и, в присутствии А.С. Хомякова,
профессоров, писателей, сотрудников "Московского Городского Листка", прочел
эту пьесу, явившуюся в печати месяц спустя. Шевырев и Хомяков, обнимая
молодого писателя, приветствовали его драматический талант. "С этого дня, -
говорит Островский, - я стал считать себя русским писателем и уже без
сомнений и колебаний поверил в свое призвание". Он пробовал силы также и в
повествовательном роде, в фельетонных рассказах из замоскворецкого быта. В
том же "Московском Городском Листке" (Љ 119 - 121) напечатан один из этих
рассказов: "Иван Ерофеич", с общим заглавием: "Записки замоскворецкого
жителя"; два другие рассказа той же серии: "Сказание о том, как квартальный
надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного один только шаг",
и "Две биографии" остались ненапечатанными, а последний даже не был
окончен.
"Банкрут".
К концу 1849 г. была уже написана комедия под заглавием:
Островский читал ее своему университетскому товарищу А.Ф.
Писемскому; в это же время он познакомился со знаменитым артистом П.М.
Садовским, который увидел в его комедии литературное откровение и стал
читать ее в разных московских кружках, между прочим - у графини Е.П.
Ростопчиной, у которой обычно собирались молодые писатели, только что
начинавшие тогда свою литературную деятельность (Б.Н. Алмазов, Н.В. Берг,
Л.А. Мей, Т.И. Филиппов, Н.И. Шаповалов, Е.Н. Эдельсон). Все они находились
в близких,
дружеских отношениях с Островским еще со времен его
студенчества, и все приняли предложение Погодина работать в обновленном
"Москвитянине", составив так называемую "молодую редакцию" этого журнала.
Вскоре выдающееся положение в этом кружке занял Аполлон Григорьев,
выступивший провозвестником самобытности в литературе и ставший горячим
защитником и хвалителем Островского, как представителя этой самобытности.
Комедия Островского, под измененным заглавием: "Свои люди - сочтемся",
после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим
Стр.1