Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Идеи и идеалы

Идеи и идеалы №4 2014 (15,14 руб.)

0   0
Страниц367
ID229900
АннотацияЖурнал «Идеи и идеалы» представляет исследования по шести научным специальностям: философии, экономике, социологии, культурологии, искусствоведению и педагогике. Особое внимание будет уделено материалам междисциплинарного и общекультурного значения. Мы верим в позитивную роль новых научных идей для формирования гуманистических идеалов. Необходимым условием для становления новых идей является дискуссия, причем дискуссия квалифицированная. Журнал стремится стать форумом для экспертного обсуждения значимых научных, культурных и общественных проблем. При отборе материалов для публикации предпочтение отдается работам, вводящим в научный и общекультурный оборот новейшие научные идеи по указанной тематике, открывающим новые подходы к важнейшим гуманитарным проблемам современности. Журнал является многопрофильным, ориентирован на публикацию работ, в которых корректность научного анализа сочетается с очевидной важностью исследуемых проблем для культуры современного общества. Предназначен для ученых, преподавателей и специалистов-практиков, студентов соответствующих специальностей, для всех интересующихся новыми подходами, направлениями и идеями в социально-гуманитарной сфере. ЖУРНАЛ ПРИЗВАН ВЫЯВЛЯТЬ ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, РАЗВИВАЯ ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ТЕЧЕНИЙ И ПРЕОДОЛЕВАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БАРЬЕРЫ, ИССЛЕДОВАТЬ РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ. Журнал является рецензируемым изданием с периодичностью выпуска 1 раз в квартал. Выпускается в двух томах.
Идеи и идеалы .— 2014 .— №4 .— 367 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229900 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Дополненное» социальное пространство: сети и структуры Second Life ....... 100 <...> Образование как цивилизационный институт: вызовы и управление ..... <...> Традиционное общественное сознание и социальная коммуникация .................................. 123 В поисках справедливого общества История культуры <...> В свою очередь, Ле Кутр представил пять разделов актива и три раздела пассива. <...> Ключевые слова: бухгалтерский учет, баланс, финансовая отчетность, балансовое право, Вальтер Ле Кутр. <...> Содержание баланса Ле Кутр определял очень просто: «Баланс показывает актив и пассив предприятия в состоянии моментального покоя и поэтому статичен по своей природе» [3, c. <...> Эту схему актива и пассива тотального баланса Вальтер Ле Кутр назвал конституцией баланса – его основным законом. <...> Moscow: Izdatel’stvo Narkomtorga SSSR i RSFSR [Narkotorg USSR & RSFSR Publ.], 1928. 296 р. <...> Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» во-вторых, отсутствие осознания необходимости в создании шкал. <...> Заданная «система координат» распределяла образовательные среды между их нацеленностью на формирование ученика в условиях «свободы», предоставляемой способом организации психолого-педагогических условий, и на индивидуальную активность учащихся (творческая среда) или пассивную послушность (безмятежная среда). <...> Заинтересованность в обладании тем, что полезно знать, составляет этическую доминанту безмятежной образовательной среды и не входит в классические педагогические теории, а по известному обоснованию В. Гумбольдта <...> Позднее черты безмятежной образовательной среды нашли свое массовое применение в дошкольном воспитании и в дополнительном обучении. <...> На рубеже XIX–XX веков образование получали не столько для обретения профессии, сколько для приобщения к наследию интеллектуальной истории, т. е. его итог принадлежал аксиологическим контекстам безмятежной или догматической среды (рисунок). <...> Концепция креативного класса [16] сделала актуальным настрой верхнего уровня университетского образования на параметры <...>
Идеи_и_идеалы_№4_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Идеи_и_идеалы_№4_2014_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Идеи_и_идеалы_№4_2014.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ISSN 2075-0862 Индекс Роспечати 37150 Включен в Перечень ВАК ИДЕИ И ИДЕАЛЫ № 4(22) т. 1 Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО http://ideaidealy.ru 2014 Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.) УЧРЕДИТЕЛИ: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ) СОДЕРЖАНИЕ От редактора ................................................................ 5 Disputatio А.А. Шапошников. Конституция баланса ................... 7 И.В. Мелик-Гайказян. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем ................................................................ 14 В поисках справедливого общества В.В. Чешев. Общество и этос капитализма ................ 28 Философия: проблемы, подходы, решения В.М. Розин. Эволюция отечественной методологической мысли ................................................................... 39 С.С. Аванесов. К онтологии человека ......................... 51 Д.Э. Гаспарян. Детерминизм и индетерминизм в дуалистических и недуалистических онтологиях: от Канта к Сартру ............................................................................ 62 Социально-экономическая политика В.В. Шмат. Российский цугцванг: от сырьевой зависимости – к «энергетической сверхдержавности» ....... 72 В.Г. Немировский, А.В. Немировская. Уровень ценностей в контексте социокультурной модернизации региона ............................................................................ 88 * В предыдущем номере (№ 3(21)) в интервью с А.П. Деревянко (см. т. 1, с. 166) допущена ошибка. Во фразе «Находки древних каменных орудий в Восточной Африке с возрастом около двух с половиной лет назад являются, по мнению антропологов и археологов, свидетельствами появления на планете нового рода Homo.» должно быть: ...около двух с половиной миллионов лет назад... Идеи и идеалы № 4(22), т. 1• 2014 3 Общество: принципы организации В.И. Игнатьев, С.А. Кузин. «Дополненное» социальное пространство: сети и структуры Second Life ....... 100 М.В. Удальцова, Е.А. Абрамова. Образование как цивилизационный институт: вызовы и управление ..... 115 И.А. Вальдман. Традиционное общественное сознание и социальная коммуникация .................................. 123 История культуры Г.Г. Пиков. О специфике чешской реформационной культуры XV века ............................................................ 130 История художественной жизни П.Д. Муратов. Утраты и обретения ............................ 144 Научное наследие А.И. Фет. Мещанство, его история и философия ...... 155 Наши авторы .............................................................. 188
Стр.1
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ СОДЕРЖАНИЕ ISSN 2075-0862 Index of Rospechat’ - 37150 Included into the list of the Supreme Certifi cation Commission of Russian Federation IDEAS & IDEALS No 4(22) v. 1 S C I E N T I F I C J O U R N A L PUBLISHED QUARTERLY http://ideaidealy.ru The journal is registered by Federal Service on Supervision in the Sphere of Communication and Mass Communications (Certifi cate of Registration PI No FS 77-34262, 26 November 2008) FOUNDERS: Novosibirsk State Technical University (NSTU) Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM) Editor’s Word .................................................................. Disputatio CONTENTS 5 A.A. Shaposhnikov. Constitution of balance .................. 7 I.V. Melik-Gaykazyan. Semiotics of education or «keys» and «lock picks» to the modelling of educational systems 14 In the Search for a Just Society V.V. Cheshev. Society and the ethos of capitalism ......... 28 Philosophy: Problems, Approaches, Solutions V.M. Rozin. Evolution of the national methodological thoughts ............................................................................ 39 S.S. Avanesov. To the human ontology .......................... 51 D.E. Gasparyan. Deterministic and nondeterministic approaches in dualistic and non-dualistic ontology: from Kant toward Sartre ............................................................ 62 Social and Economic Policy V.V. Shmat. Russian zugzwang: from resource dependence – to “energy superpower” ....................................... 72 V.G. Nemirovskiy, A.V. Nemirovskaya. The level of values in the context of socio-cultural modernization of a region ............................................................................. 88 2014 Society: principles of organization V.I. Ignatyev, S.A. Kuzin. “Augmented” social space: nets and structures of Second Life ................................... 100 M.V. Udaltsova , E.A. Abramova. Education as a civilizational Institute: challenges and management ............... 115 I.A. Valdman. Traditional social consciousness and social communication ........................................................... 123 History of Culture G.G. Pikov. About the specifi cs of the Czech Reformation culture of the XV century ........................................... 130 History of the artistic life P.D. Muratov. Losses and gains ...................................... 144 Scientifi c heritage A.I. Fet. Philistinism, its history and philosophy ............... 155 Our Contributors ......................................................... 188 4 Идеи и идеалы № 4(22), т. 1• 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ОТ РЕДАКТОРА Как известно, специфика науки, в отличие от искусства (включая литературу) или философии, состоит в том, что, двигаясь вперед, она переписывает свою историю с каждым крупным открытием. Поэтому если любой курс искусствознания или философии предполагает обращение к великим мастерам или мыслителям прошлого, наука вовсе этого не требует. Современному физику не нужно читать ни Галилея, ни Лапласа. Будучи самодостаточной и безудержно устремляясь вперед, наука, как никакая другая сфера человеческой деятельности, реализует идею прогресса. Удивительное совершенство великого здания науки оттеняет несовершенство как строящего его человека, так и человека, который лишь пользуется плодами научного творчества. И если Сократ был убежден, что знающий морален, потому что он знает, как нужно жить, и Роберт Бойль, родившийся через 2026 лет после смерти Сократа, еще считал, что каждый цветок проповедует нам принципы нравственности, то Просвещение, провозгласив культ разума, оторвало его от морали. И возникла ситуация, которая крайне беспокоила Конрада Лоренца – человек как незрелое нравственное существо резко отстает в своем развитии от человека индустриального, вступившего в технологическую эру. Современный человек, как маленький ребенок, из любопытства будит силы, с которыми не может совладать, и успокаивает себя соображением о неизбежности прогресса. Это особенно опасно сейчас, когда мы переживаем новую технологическую революцию. Мир меняется намного быстрее, чем мы можем реагировать на изменения, более того – быстрее, чем мы можем их осознать. Тем более удивительна та прозорливость, с которой размышлял об эволюции социума и тех концепций, с помощью которых человек пытался эту эволюцию осознать, известный математик Абрам Ильич Фет. Наш журнал на протяжении ряда лет сотрудничает с Людмилой Павловной Петровой, готовящей к печати работы, которые он писал, не имея даже надежды, что они когда-нибудь появятся в открытой печати. В этом номере мы печатаем его большую статью «Мещанство, его история и философия», написанную в 1980 году. В ней анализируется переход от традиционного общества к динамическому, роль религии и науки в становлении человека и проблема совершенствования человека и общества. По сути дела мы входим здесь в актуальнейшую антропологическую проблематику. Вообще, проблема сущности человека, с особой силой вставшая перед человечеством в начале ХХ века, на что философия ответила появлением антропологии, проблема человеческой идентичности, проблема старых и новых практик продолжают волновать современных исследователей. В номере этим проблемам посвящен ряд статей. Хочется отметить еще одну оригинальную публикацию – материалы философского семинара, проходившего в МГУ и посвященного некоторым работам М.М. Бахтина. ИДЕИ И ИДЕАЛЫ Идеи и идеалы № 4(22), т. 1• 2014 5
Стр.3
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ FROM THE EDITOR It is known about the specifi cs of science, that (in contrast to art, including literature, or philosophy) moving forward, science rewrites its history with every major discovery. Therefore, if any text-book of art, history or philosophy appeals to great artists or thinkers of the past, science does not require this. Modern physicist does not need to read either Galileo or Laplace. Being self-suffi cient and impetuously rushing forward, science, as no other fi eld of human activity, implements the idea of progress. The amazing perfection of the great building of science especially emphasizes the imperfection of human beings themselves, and, especially, the human being who just enjoys the fruits of scientifi c creativity. Socrates was convinced that the knowing man is therefore moral, because he knows how to live, and Robert Boyle, who was born 2026 years after the death of Socrates, still believed that each fl ower preaches to us the principles of morality. However the Enlightenment proclaimed the worship of reason and at the same time tore it from morality. The situation appeared about which Konrad Lorenz was worrying – a man as a mature moral being lags drastically behind in its development from industrial man, who entered into the technological era. Modern man, as a small child, out of curiosity awakens the powers he cannot cope with, and calms himself by thinking about the inevitability of progress. This is especially dangerous now, when we are experiencing a new technological revolution. The world is changing much faster than we can react to changes, moreover – faster than we may realize them. There is an even more surprising insight of a famous mathematician Abram Ilyich Fet who was thinking about the evolution of society and those concepts, which helped people understand this evolution. Our journal has been collaborating with Ludmila Pavlovna Petrova (wife of A.I. Fet) over the years. She has prepared for publication the works of her late husband, which he was writing without even the hope that they would ever appear in the press. In this issue we are publishing his large article “Philistinism, its History and Philosophy”, written in 1980. The author examines the transition from the traditional society to the dynamic one, the role of religion and science in the formation of man, and the problem of improvement of man and society. In fact, in his works we encounter the most urgent anthropological perspective. In general, the problem of the essence of man, which humankind faced at the beginning of the twentieth century, became the starting point for philosophical anthropology, which considers the problem of human identity, the problem of old and new practices. These topics continue to affect modern researchers. In this issue a number of articles are devoted to the corresponding problems. I would like also to mention one more original publication – proceedings of the philosophical seminar held in the Lomonosov Moscow State University dealing with some of the works of M.M. Bakhtin. СОДЕРЖАНИЕ 6 Идеи и идеалы № 4(22), т. 1• 2014
Стр.4
А.А. Шапошников. Конституция баланса DISPUTATIO УДК 336.71 КОНСТИТУЦИЯ БАЛАНСА А.А. Шапошников Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» В статье рассматривается развитие национальных школ балансового учета – от итальянской школы к французской и от нее – к немецкой. Вершиной статической трактовки стал тотальный баланс Вальтера Ле Кутра, который он назвал конституцией баланса – его основным законом. Это такая схема актива и пассива тотального баланса, которая должна была изображать имущество, исчислять прибыль, наблюдать хозяйственные процессы и входить в состав отчетности. В свою очередь, Ле Кутр представил пять разделов актива и три раздела пассива. Немецкие юристы сформулировали основные требования к балансу: точность, полнота, ясность, правдивость, преемственность, единство баланса. Именно принципы ясности и правдивости через 50 лет положены в основу Международных стандартов финансовой отчетности. Ключевые слова: бухгалтерский учет, баланс, финансовая отчетность, балансовое право, Вальтер Ле Кутр. DOI: 10.17212/2075-0862-2014-4.1-7-13 О, пожелтевшие листы в стенах старинных библиотек, Когда раздумья так чисты, а пыль пьянее, чем наркотик! Н. Гумилев В истории бухгалтерского учета последовательно сменялось влияние различных национальных школ. В течение первых двухсот лет после выхода «Трактата о счетах и записях» определяющим было влияние итальянской школы с ее особым отношением к юридическим аспектам учета. Затем наступил черед французской школы с ее экономическим истолкованием всех учетных процессов. Итальянцы истолковывали все счета как личные по правилу Дегранжа: «Тот, кто получает – дебетуется, тот, кто выдает – кредитуется». Дегранж – это особая фигура в истории мирового учета, как считает профессор Соколов (и многие другие исследователи). Эдмонд Дегранж – последИдеи и идеалы № 4(22), т. 1• 2014 ний великий бухгалтер XVIII века и первый бухгалтер века XIX. Француз, создавший так называемую американскую форму счетоводства, в которой соединил несоединимые категории: хронологию и систематику! Хронология учетных фактов, как известно, отражается в Журнале, а потом записи Журнала систематизируются в Главной книге. Дегранж так и назвал свою форму «Журнал – Главная»! И эта форма применяется до сих пор на предприятиях с небольшим числом учетных записей, ибо логика ее безупречна! Почему названа эта форма американской? Ее назвал так бельгиец И. Роланд, покоренный простотой, логикой и удобством конструкции. К тому 7 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.5
Идеи_и_идеалы_№4_2014_(1).pdf
СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ISSN 2075-0862 Индекс Роспечати 37150 Включен в Перечень ВАК № 4(22) т. 2 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО http://ideaidealy.ru УЧРЕДИТЕЛИ: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ) СОДЕРЖАНИЕ Человек как предмет философского анализа И.С. Коковин. Генезис антропологических концептов в русской философии XIX века.............................. 5 Е.Е. Тихомирова. Речевые практики как тип антропопрактик............................................................. 14 В.В. Видеркер. Антропологический дискурс в СМДметодологии Г.П. Щедровицкого.................................... 22 П.В. Кайгородов. Трансгуманизм: дискуссионные аспекты концепции........................................................ 28 А.П. Семенюк. Два типа апофатики............................ 34 М.В. Невзорова. Антропологические взгляды Феодора Метохита и их истоки..................................... 41 Р.В. Крюков. Версии смысла философской категории «общение»............................................................. 48 Обсуждаем общество Р.А. Заякина. Партнерские сетевые взаимодействия инновационного вуза как катализатор процессов социальной адаптации................................................. 54 А.Р. Михеева. Философские взгляды на демографический фактор развития общества.................... 61 П.А. Дементьев. Восприятие России через призму западных ценностей..................................................... 69 О.А. Вальгер. Формирование национальной идентичности граждан США в процессе обучения истории.......................................................................... 79 Н.А. Комлева. Социокультурная деятельность как вектор развития личности и общества................. 88 Проблемы современной экономики Е.И. Музыко. Инвестиционная емкость: подход к классификации........................................................... 97 Идеи и идеалы № 3(21), т. 2• 2014 Наши авторы.................................................................. 176 Информация для авторов........................................... 178 3 Культурология: проблемы, подходы, решения А.Л. Усанова. Интерьер как художественно-эстетическая концепция в отечественном искусстве начала ХХ века.............................................................. 108 Ю.Б. Кунина. Технология успеха Вячеслава Полунина...........................................................................115 Проблемы музыкознания Е.О. Предвечнова. Н.К. Метнер и И.А. Ильин: диалоги о музыкальном искусстве, «муза и мода»... 123 Философские практики А.А. Пузырей. Приближение к Бахтину (части семинара в МГУ, психология). Предисловие В.М. Розина...................................................................... 132 Продолжение темы И.А. Хасанов. Актуальные проблемы времени......... 149 О конструктивизме в архитектуре Новосибирска (интервью с И.В. Невзгодиным)..................................... 158 История научной жизни в СССР–России К юбилею ученого. Интервью с профессором В.А. Ядовым об истории советской социологии............161 Анонс Книга В.М. Розина «Мышление: сущность и развитие»................................................................... 172 2014 Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.)
Стр.1
И.С. Коковин. Генезис антропологических концептов ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА УДК 141 ГЕНЕЗИС АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА* И.С. Коковин Новосибирский государственный университет экономики и управления Ivan.kokov80@gmail.com В статье анализируются тенденции процесса становления такой дисциплины как философская антропология. Обосновывается гипотеза о невозможности возникновения автономного антропологического знания в России XIX–XX столетий. Исследуются предпосылки философскоантропологических трендов в России. Исследуется история философствования о человеке в рамках этического, социально-философского и религиозно-философского дискурсов в древности, XIX–XX столетиях. Согласно основному тезису статьи философский дискурс не включил человека в круг своих предметов, причиной указанного феномена является как включенность проблемы человека в более широкий круг дискурсов, так и нежелание отдельных мыслителей конструировать новую дисциплину. Тем не менее потребность в новой дисциплине, способной дать новое определение человека обостряется в связи с известными катастрофическими событиями ХХ столетия, породившими ситуацию дегуманизации и дискредитировавших устоявшиеся эссенциалистские концепты человека. Ключевые слова: антропологический дискурс, постчеловечество, гуманистические конструкты, герменевтика субъекта, синергийная антропология. DOI: 10.17212/2075-0862-2014-4.2-5-13 Проблема человека является одной из болевых точек в философском дискурсе на протяжении всей истории западноевропейской философии. Уже античные мыслители задавались вопросом – что есть человек? Все ответы на этот базовый вопрос «Что есть человек?» у античных мыслителей можно условно свести к трем вариантам: 1) человек – двуногое существо без перьев; _______________ * con); 2) политическое животное (zoon politi3) существо осуществляющее «заботу о себе». В настоящее время не может быть признан верным ни один из сформулированных древними ответов. Ответ Диогена носил иронический и провокативный характер. Аристотель описывает «политическое животное» в терминах принадлежности древнегреческому полису – социуму, не Статья написана в рамках проекта «Построение неклассической антропологии. Новая онтология человека», реализуемого при поддержке Российского научного фонда (грантовое соглашение № 14-1803087) Идеи и идеалы № 4(22), т. 2• 2014 5
Стр.2
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА знавшему личностного начала. Сократ, говоря о «заботе о себе», подразумевает работу с душой, описание которой было сильно мифологизировано. Однако философская антропология как автономная от этики, социального знания и религиозной мысли отрасль знаний и эпистема так и не была создана ни в античности, ни в Средние века, ни в Новое время. Не случайно обострен интерес к попыткам создания философской антропологии во второй половине XX столетия, когда человечество пережило известные исторические катаклизмы. Нарастание проблем политического, межкультурного, биоэтического и экологического характеров, проявляющих себя в росте межэтнических конфликтов, смене гендерной идентичности, аутсорсинге жизненных функций сознания и мышления, (влияние НБИКС-технологий [2, c. 133], суицидальных практиках, заставляют переосмыслить не только феномен соотношения человека и социума, индивидуального и надындивидуального, биологического и социального в человеке, но и само понятие «человек». Следует заметить, что религия и наука предлагают свои пути решения антропологических проблем, однако по определенным причинам многие из них остаются неудовлетворительными. В научной литературе содержатся различные концепты того, что такое «человек», «антропология», «философская антропология». Многообразность форм человеческого бытия затрудняет процесс формирования универсального определения. Различными авторами выделялись определенные черты человеческого, воспринимаемые как сущностные: разумность, способность 6 к созданию орудий труда, наличие свободной воли и т. д. [3, c. 50]. Концепции человека и личности столь многообразны, что едва ли возможно возникновение обобщенной антропологической теории. Однако попытки к гипостазированию и концептуализации человеческой сущности продолжаются. Наиболее яркими примерами являются работы американских исследователей Ф. Фукуямы [12] и Д. Даймонда [4]. Альтернативная тенденция складывается в философских дискурсах Франции и России. Она заключается в том, что авторы отказываются от поиска сущности человека, не признавая ее существования. Однако основания базовых суждений были выбраны разные. Современные исследователи из Европы и России исходят из тезиса о необходимости отказа от практики соотнесения человека с какой-либо сущностью, т. к. данный подход дискредитировал себя, став частью карательной социальной стратегии (Ж.-Л. Нанси [8]), инициировал процесс расчеловечивания личности в ходе исторических катаклизмов XX века (С.А. Смирнов [10]), либо утратил аналитическую ценность (С.С. Хоружий [14]). Специфика современного понимания проблемы заключается в том, что человек осознал свое непонимание собственных предпосылок и оснований. По выражению основателя немецкой философской антропологии М. Шелера: «Наша эпоха оказалась за примерно десятитысячелетнюю историю первой, когда человек стал целиком и полностью «проблематичным», когда он больше не знает, что он такое; но одновременно, он также знает, что не знает этого» [16, c. 132]. Необходимость создания антропологического дискурса, способного описать феИдеи и идеалы № 4(22), т. 2 • 2014
Стр.3
И.С. Коковин. Генезис антропологических концептов номены человеческого и наметить пути решения задачи преобразования личности, была осознана многими мыслителями XIX и XX столетий (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьекьегор, М. Шелер, Х. Плеснер, П. Флоренский, М. Бахтин, Л.С. Выготский, Ж.П. Сартр, М. Фуко, Ж.-Л. Нанси и др.). Пристального внимания заслуживает попытка создания философской антропологии интеллектуалами ХХ века. Актуальность выбранной темы обусловлена ситуацией антропологического кризиса современности, с одной стороны, и растущим интересом к выходу из ситуации глобальных угроз – с другой. Современная ситуация характеризуется как нестабильная, таящая в себе массу угроз и вызовов существованию человечества (экологические катастрофы, появление новых типов болезней, ядерный терроризм и т. д.). Не только политики и журналисты, но и философское сообщество осознало возможность глобальной катастрофы. Не случайно философский конгресс в Афинах строится вокруг 26 сценариев конца света. Будучи единственным субъектом истории, человек сам создает опасности своему бытию. Понимание и решение проблемы человека, создание адекватной и осмысленной рабочей антропологической концепции является насущной научной задачей, поскольку человечество стремится к выживанию. Х.П. Рикман писал в статье «Возможна ли философская антропология?»: «Научные и технологические достижения, переплетаясь с общественными переменами, дали человеку новые силы, но при этом перед ним встали огромные новые проблемы. Когда наши чудодейственные энергетические системы останавливаются из-за поломок или когда нашим жизням угрожает Идеи и идеалы № 4(22), т. 2• 2014 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ядерная опасность, то проблемы здесь заключаются не в машинах или в атомах, а в человеке» [9, c. 57]. Автор подчеркивает, что «ясное понимание, что такое человек, нужно нам не только для отражения опасности и катастрофы, но и для управления позитивным действием» [Там же]. По мнению Х. Рикмана, «политическая деятельность, проекты благосостояния и образовательные программы могут стать действительно полезными, только если мы руководствуемся знаниями, что такое человек, что сделано им и каким ему следует быть» [Там же]. В течение ХХ столетия были дискредитированы все проекты, посвященные поиску человеческой сущности. Вероятно, сложившаяся ситуация была обусловлена недостаточностью теоретической рефлексии по поводу человека в философии XIX и XX веков. В действительности задача построения философской антропологии была проигнорирована подавляющим большинством мыслителей периода последних столетий. Одни отрицают возможность построения такой дисциплины, другие выносят указанную проблему за рамки своего исследовательского дискурса. Катастрофические политические процессы периода 30-х и 40-х годов XX века усугубили проблему построения антропологии, так как устоявшиеся схемы прогресса, изначальной разумности человека (проект Просвещения) и его гуманности (христианство) на фоне Освенцима и ГУЛАГа потеряли свое значение. В ситуации распада символического горизонта исчезают не только ориентиры личностного роста, деформируется и девальвируется и само понятие человек, уходят ориентиры, сформированные и зафик7
Стр.4
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА сированные в истории культуры в течение двух прошедших тысячелетий, такие как разум, природа, Бог, гуманизм и др. Во второй половине ХХ столетия результаты процесса разложения метанарративов описывали французские мыслители от А. Камю [6] до Ж.-Ф. Лиотара [7]. Исторические катаклизмы двадцатого века привели к гибели миллионов людей, утверждая крах гуманистических конструктов прошлого. По выражению Т.В. Адорно: «После Освенцима вся наша культура не более чем мусор» [1, c. 132]. По мнению С.А. Смирнова, уходят универсальные предпосылки, на которых строит свою жизнь «человек желания», возомнивший себя демиургом: ценности освоения и преобразования человеческой природы, рационализации жизни и практицизм дискредитировали себя и нуждаются в переосмыслении. «Мы думаем, что есть некие универсальные идеи разума, добра, развития, в конце концов, Бога, Блага, которые якобы лежат рядом с нами готовые, на расстоянии протянутой руки: иди и бери. Они кажутся нам такими простыми, понятными и доступными, их как будто можно брать и иметь. И мы не замечаем, что эти универсальные онтологические идеи становятся, в конце концов, формами террора и тоталитарной власти» [10, c. 56]. Вторая половина ХХ столетия породила многочисленные попытки построения гуманистических проектов, альтернативных как христианству, так и Просвещению. Однако попытки создания новой антропологической парадигмы (в лице марксизма, персонализма, экзистенциализма) не привели к созданию теоретической модели понимания человека, имеющей значимость, соотносимую с проектом Просвещения или христианских святых-великомучеников. 8 Таким образом, необходимость создания новой философской концепции, некой антропологической эпистемы, адекватной современной ситуации человека, сохраняется и в наши дни. Задача создания самостоятельной антропологической эпистемы осложнилась в связи с углублением процессов распада культурной матрицы, базирующейся на постулатах о единстве и универсальности истины, приоритете поиска сущности явлений и процессов, прогрессизме, рефлексивного подхода по отношению к человеку и природе. Действительно, распад символического горизонта в «ситуации после смерти Бога» исключает возможность создания антропологической концепции, претендующей на универсальность. Исчезновение тотальной аксиологической конструкции предопределило невозможность введения общезначимых критериев человеческого, человечности и человека как такового. Возникает множественность теоретических попыток описания и объяснения специфически человеческого в отношении к миру природы и цивилизации. Однако потребность в создании философской антропологии как автономного дискурса не исчезает, но обретает еще большую актуальность. Задача философской антропологии осложняется в силу отсутствия общего актуального описательного языка. Наиболее значимые антропологические проекты последних десятилетий были созданы М. Фуко [11], представителями французского постмодернизма (Ж.-Л. Нанси [8]), из отечественных исследователей – С.С. Хоружим [14]. Специфической чертой современной антропологии является констатация факта, что привычный проект «человека разумного» умер. Это предполагает отказ от Идеи и идеалы № 4(22), т. 2 • 2014
Стр.5