поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 9(272) 2014
сентябрь
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук, проф.,
председатель
Пилипенко О.В., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Радченко С.Ю., д-р техн. наук, проф.,
зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук, доц.,
секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук, проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук, проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук, проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук, проф.
Константинов И.С., д-р техн. наук, проф.
Новиков А.Н., д-р техн. наук, проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук, проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., д-р экон. наук, проф.
Коростелкина И.А., д-р экон. наук, проф.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Богатырев М.А., д-рэкон. наук, проф. (Ростов-на-Дону,
Россия)
Бондарчук Н.В., д-рэкон. наук,проф. (Москва, Россия)
Булонь П., д-рнаук, проф. (Париж, Франция)
Васильева М.В., д-рэкон. наук, проф. (Орел, Россия)
Гишар Ж.-П..,проф. (Ницца, Франция)
Маслова И.А., д-рэкон. наук, проф. (Орел, Россия)
Мельник М.В., д-рэкон. наук, проф. (Москва, Россия)
Полиди А.А., д-рэкон. наук, проф. (Краснодар, Россия)
Прайссер М.Г.,д-р наук, проф. (Нижняя Саксония,
Федеративная Республика Германия)
Сухарев О.С.,д-рэкон. наук, проф. (Москва, Россия)
Ответственный за выпуск:
Варакса Н.Г., д-р экон. наук, проф.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору
в
сфере
связи,
информационных технологий и
массовых коммуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355 от
03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Наука социального управления и общественного развития
Снигирева Е.А., Куклин А.В. Опыт применения технологии проектной
деятельности для формирования конкурентоспособности будущих
экономистов……………………………………………………………………….……..... 3
Научные тенденции развития инвестиций и инноваций
Аксенов К.В. Совершенствование системы управления инновационноинвестиционной
деятельностью……………………………………...……...………. 13
Полиди А.А., Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М., Сичкар С.В. Брендинг территории
как ключевой фактор интеграции в глобальное инвестиционное
пространство………………………….……………………………………………….…... 20
Научная область использования учетно-аналитических систем
Бесхмельницына С.Н. Формирование системы управленческого учета
и отчетности как основы построения информационного контура модели
сбалансированных показателей…………………………………….…...…………… 28
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Паненков А.С. Сравнительный анализ посткризисной динамики рыночной
стоимости акций крупнейших металлургических компаний Российской
Федерации…….……………………...…………………………………….………..…….. 38
Фаттахова Р.Х. Регулирование банковской ликвидности с помощью
инструментов денежно-кредитной политики Банка России……...……........... 43
Ерух С.А. Теоретическое исследование категориального аппарата
налоговой нагрузки экономических субъектов и аналитических методик
ее расчета и оценки………………………………………………...………………......... 50
Самостроенко Г.М., Волобуева Ю.А. Процессный подход к управлению
эффективностью кредитования в коммерческом банке…….……...………..... 57
Селюков М.В. Концепция влияния элементов налогового механизма на
налоговую безопасность государства………………………...……..…………...... 65
Научное развитие экономики и управления предприятием
Алферов В.Н. Теоретическое исследование сущности и значения
антикризисного управления в системе ЖКХ…………….………….……………... 72
Бачурина Н.С. Концептуализация интегрированных коммуникаций: поиски
своеобразия понятия в сравнении с интегрированными маркетинговыми
коммуникациями………………………………….…..…..………………………………. 84
Полянин А.В., Астафичева Е.Ю. Современные проблемы и перспективы
функционирования публичного управления на основе корпоративного
менеджмента………………………………………………………………….……...……. 96
Григорьев В.Ю., Герасимова П.Е. Государственное регулирование
деятельности нефтеперерабатывающих компаний как эффективный
механизм взаимодействия государства и бизнеса………………...………..…... 103
Багметов В.В. Институциональная составляющая развития жилищностроительного
комплекса региона: проблемы и перспективы….........……... 111
Научное обозрение
Всероссийская научно-практическая конференция «Концепция
формирования многоуровневой налоговой безопасности территорий в
условиях
интеграции
учетных
и
аналитических
процедур»…………………………………..…………………………….………………… 117
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 9(272) 2014
1
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 9(272)2014
september
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Pilipenko O.V., Doc. Sc. Tech., Prof.,
vice-president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech., Prof.,
vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc. Tech.,
Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A., Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Korostelkina I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Bogatyrev M.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Rostov-on-don,
Russia)
Bondarchuk N.V.,Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Boulogne P., Doc. Sc., Prof.(Paris, France)
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof. (Orel, Russia)
Guichard J.-P.,Prof.(Nice, France)
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Orel, Russia)
Melnik M.V.,Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Polidi A.A., Doc. Sc. Ec., Prof. (Krasnodar, Russia)
Prazzer M.G., Doc. Sc., Prof. (Lower Saxony, The
Federal Republic of Germany)
Sukharev O.S., Doc. Sc. Ec., Prof. (Moscow, Russia)
Responsible for edition:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye highway, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal is registered in Federal Agency of
supervision in telecommunications,
information technology and mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2014
Panenkov A.S. Comparative analysis of post-crisis dynamics of the market value
of the stock of the largest metallurgical companies of the Russian
Federation………………………………………………………..……..……………………… 38
Fattakhova R.K. Regulation of bank liquidity with the tools of monetary policy the
Bank of Russia……………………………………………………………………………….... 43
Eruh S.A. Theoretical study of categorical apparatus of the tax burden of
economic entities and analytical methods of calculation and evaluation…..……... 50
Samostroenko G.M., Volobueva Y.A. Process approach as one of the way of
increase of effectiveness of crediting in commercial bank …………………………... 57
Selyukov M.V. The concept of the influence of elements of the tax mechanism to
tax the security of the state…………………………………………………………….….... 65
Scientific development of economy and operation of business
Alferov V.N. Theoretical study of the nature and significance of crisis
management in the system of housing and communal services…….……...………. 72
Bachurina N.S. Conceptualization of integrated communications: the quest for
identity concepts compared to integrated marketing communication…………...… 84
Polanin A.V., Astaficheva E.Y. Modern problems and prospects of functioning of
public management on the basis of corporate management……...….……..……..… 96
Grigoriev V.Y., Gerasimova P.E. State regulation of oil companies as an effective
mechanism of interaction between the state and business…………………….….…. 103
Bagmetov V.V. Institutional development component of a building complex
region: problems and prospects…………………………………………………..………. 111
Scientific review
All-russian scientific-practical conference «The concept of formation of
multilevel security tax territories in the conditions of integration of accounting
and analytical procedures»……………..………………………………….…………..…… 117
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
2
№ 9(272) 2014
CONTENTS
Science of social management and social development
Snigireva E.A., Kuklin A.V. The experience of using the technology of project
activity for forming the competitiveness of future economists……….……….…….. 3
Scientific tendencies of development of investments and innovations
Aksenov K.V. Improvement of the control system by innovative and investment
activity………………………….…………………………………………………………….…. 13
Polidi A.A., Bayanduryan G.I., Osadchuk L.M., Sichkar S.V. Branding territory as a
factor in the integration of the global investment space…….…..………..………..…. 20
Scientific area of use of registration-analytical systems
Beskhmelnitsyna S.N. The formation of the system of management accounting
and reporting as a basis for building the information of the contour model
balanced scorecard……….…………………………………………………...……………… 28
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
Стр.2
НАУКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 378.147
Е.А. СНИГИРЕВА, А.В. КУКЛИН
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ
ЭКОНОМИСТОВ
Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности студентов,
обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень)
«бакалавр»). Представлено авторское определение понятия «конкурентоспособность будущего
экономиста» и выделены его структурные компоненты. Формирование конкурентоспособности
осуществляется через использование технологии проектной деятельности в процессе
профессиональной подготовки будущих экономистов.
Ключевые слова: конкурентоспособность будущих экономистов, способности,
общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, технология проектной
деятельности.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»
указывается, что цель происходящей модернизации образования состоит в его соответствии
вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам
личности, общества, государства [6]. Подготовка выпускников вузов, владеющих системным
анализом, способных ориентироваться в стремительном потоке научной и технической
информации, является первоочередной задачей высшего профессионального образования.
В связи с модернизацией Российского образования, актуальной задачей современной
высшей школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно,
формирование ключевых компетенций, обобщѐнных и прикладных умений жизненных
навыков. В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального
образования выделяются компетенции, которыми должен обладать выпускник
определенного уровня образования. Доктор педагогических наук Н.П. Гончарук [3] отмечает,
что компетентность является одним из показателей конкурентоспособности современных
выпускников.
Мы разделяем точку зрения доктора педагогических наук Ю.Г. Татура, который
определяет компетентность специалиста с высшим образованием как «стремление и
способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные
качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной
и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за
результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [13].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования (III поколения) по направлению подготовки
080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (ФГОС – 3) [14], выпускник должен
обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Общекультурные
компетенции (ОК) составляют ядро модели выпускника вуза, дают возможность быть
востребованными на рынке труда, успешно реализовывать себя в различных сферах
№ 9(272) 2014
3
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
деятельности. Профессиональные компетенции (ПК) – это способность работника выполнять
работу в соответствии с требованиями должности.
Приобретение студентами-экономистами определенного уровня профессиональной
компетентности уже в процессе обучения в вузе рассматривается как приоритетное
направление совершенствования профессиональной подготовки. Важным показателем
профессиональной компетентности как образовательного результата является способность
выпускников экономических направлений решать задачи, определяемые условиями реальной
профессиональной деятельности.
Таким образом, на основе анализа литературы мы рассматриваем
конкурентоспособность будущих экономистов с позиций компетентностного,
культурологического и акмеологического подходов. Конкурентоспособность будущих
экономистов определяется нами как потребность и готовность к успешной
профессиональной деятельности (расчетно-экономической – проведение расчетов
экономических и социально-экономических показателей, разработка экономических
разделов планов предприятия; аналитической – сбор и анализ информации; научноисследовательской
– участие в разработке проектных решений в области профессиональной
деятельности; организационно-управленческой – рациональное управление экономикой,
производством и социальным развитием предприятий), основу которых составляют
общекультурные и профессиональные компетенции, предполагающие наличие совокупности
информационных, коммуникативных, проективных (конструктивных), презентационных,
оценочно-рефлексивных, ценностно-ориентационных способностей, обеспечивающих
востребованность выпускника на рынке труда.
Наличие совокупности способностей мы считаем предпосылкой для формирования
ОК и ПК будущего экономиста. Переход от способностей до уровня компетенций, которые
должны сформироваться у студентов – будущих экономистов, представлен на рисунке1.
Способности студента
Информационные
Организационные
Коммуникативные
Проективные
Презентационные
Оценочнорефлексивные
Ценностноориентационные
Формируемые
компетенции будущих экономистов
Информационные
ОК-12,
ОК13,
ПК-1,
ПК-9,
ПК-4,
ПК-6,
ПК-7,
ПК-8
Организационные
ОК-8,
ПК-3,
ПК-7,
ПК-11
Коммуникативные
ОК-7,
ОК-14,
ПК12
Проективные
ОК-1,
ОК-4,
ПК-2,
ПК-5,
ПК-6,
ПК-9
Презентационные
ОК-6,
ПК-3,
ПК-10,
ПК12
Оценочнорефлексивные
ОК-10,
ПК-5
Ценностноориентационные
ОК-9,
ОК-11
Рисунок
1 – Динамика развития способностей до уровня компетенций
Особая роль в формировании способностей современного конкурентоспособного
экономиста, по нашему мнению, принадлежит технологии проектной деятельности, которая
рассматривается нами в качестве основы формирования конкурентоспособности в процессе
обучения в вузе. Необходимость использования проектной технологии отражена и в ФГОС4
№
9(272) 2014
Стр.4
Наука социального управления и общественного развития
3. Согласно ФГОС-3, экономист-бакалавр должен «участвовать в разработке проектных
решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и
мероприятий по реализации разработанных проектов и программ».
Технология проектной деятельности – базовая образовательная технология,
поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в современном образовании.
Проектная деятельность в педагогике высшей школы рассматривается в качестве метода
активизации познавательной деятельности студентов, она усиливает развивающий эффект
образовательных программ и положительно влияет на формирование личности современного
студента. Проектность является определяющей стилевой чертой современного мышления,
одним из важнейших типологических признаков современной культуры.
Проектирование считается особым видом творческой деятельности субъектов
образовательно-профессионального процесса, оно тесно связано с конструированием,
моделированием, прогнозированием, планированием и организацией и управлением. Мы
согласны с доказательствами методолога образования Ю.В. Громыко [5], что
проектирование или промысливание является одним из важнейших типов интеллектуальных
технологий, которые будут необходимы в XXI веке во всех областях знаний. Это связано с
тем, что в человеческом опыте важное значение приобретают ориентиры, вырабатываемые
людьми в процессе постановки и решения конкретных жизненных задач. Проектирование,
создание схем деятельности становится делом все большего числа людей. Способность
людей к выполнению такой работы – это одна из структурных компонентов
конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
В XXI веке проектирование рассматривается учеными как ведущий вид
интеллектуальной деятельности, и в педагогике активно формируется концепция
проектирования как принципа организации деятельности в образовании. Причиной роста
внимания к проектированию является приобретающая все большую актуальность в
современной науке социально-проектная парадигма, развивающая представление о
проектировании как способе методологической работы и принципе организации
практической деятельности в образовании. Значение социально-проектной парадигмы
повышается в связи с тем, что в методологии растет роль проектных механизмов, само
проектирование все в большей степени проявляется как способ построения системы
теоретического знания, которая через соответствующие технологии усвоения формирует
новые реальности социальной практики [4].
Актуальность использования проектной технологии отражена и в работе
А.П. Болозовича, в которой автор выделяет проектную компетентность как особый вид
профессиональной компетентности специалистов экономического профиля [2].
Важным для нашего исследования является утверждение В.В. Серикова о том, что
методом, обеспечивающим формирование компетентности, является именно проектный
метод, потому что «ученик не может быть обучен компетентности. Компетентным он может
стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной
области, отобрав те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю,
притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ценностям» [9].
Компетенции являются межпредметными результатами обучения, поэтому в процессе
подготовки будущих экономистов в Вятской государственной сельскохозяйственной
академии учитываются межпредметные связи следующих дисциплин: иностранный язык,
история экономических учений, микроэкономика, макроэкономика. Технология проектной
деятельности используется как преподавателями дисциплин гуманитарного, социального и
экономического цикла учебного плана, так и преподавателями дисциплин, относящимися к
профессиональному циклу.
№ 9(272) 2014
5
Стр.5