ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАДШЕГО»:
О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Бобылев Б.Г., boris-bobylev@yandex.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Государственный университет учебно-научно-производственный комплекс» г. Орёл, Россия
В святоотеческих книгах говорится: «Ин есть путь, мняйся б'ыти
благим в начале, но концы его во дно адово». <...> Эти слова очень точно
характеризуют ситуацию, в которой оказывается культура, стремя
щаяся освободиться от «ига» христианства. <...> Рекомендации быть хо
рошим и делать добро не спасут человека от бездны, которая таится
внутри него. <...> «Христианская нравственность не может пережить уче
ние, служащее ей истоком, - пишет Алексей Степанович Хомяков. <...> Серафима Саровского, «воля Божия и всеспасительная в том
только и состоит, чтобы делать добро для стяжания Духа Святого».. <...> Вера христианская - не система учения, а образ восстановления
падшего (в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого)»[2, <...> Образование изначально в Древней Руси рассматривалось как
воссоздание в человеке образа и подобия Божия. <...> Преподобный - это
тот, кто восстановил в себе изначальное богоподобие, осуществил в
своей жизни идеал совершенства. <...> Не случайно главными книгами
для чтения в Древней Руси были жития святых. <...> Эти книги играли
выдающуюся дидактическую роль, наглядно показывая возможность
творчества жизни - высочайшего из всех видов творчества. <...> 49
Возвращение житийной литературы в современную школу явля
ется одной из самых актуальных педагогических задач. <...> Это касается
прежде всего житий мучеников, исповедников и подвижников Рус
ской Православной Церкви. <...> В современных житиях возрождается
стиль древнерусского летописного проложного изложения, лишен
ный беллетристичности и психологического реализма, к которому
мы привыкли, но вместе с тем превосходящий по своей выразитель <...>
Восстановление_падшего_о_смысле_и_цели_педагогического_творчества.pdf
2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАДШЕГО»:
О СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Бобылев Б.Г., boris-bobylev@yandex.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Государственный университет -
учебно-научно-производственный комплекс» г. Орёл, Россия
В святоотеческих книгах говорится: «Ин есть путь, мняйся б'ыти
благим в начале, но концы его во дно адово». Эти слова очень точно
характеризуют ситуацию, в которой оказывается культура, стремящаяся
освободиться от «ига» христианства. Рекомендации быть хорошим
и делать добро не спасут человека от бездны, которая таится
внутри него. «Христианская нравственность не может пережить учение,
служащее ей истоком, - пишет Алексей Степанович Хомяков. -
Лишенная своего родника, она естественно иссякает. Нравственные
требования, не оправданные доктриною, скоро теряют свою обязательную
силу и превращаются в глазах людей в выражения непоследовательного
произвола; правда, привычка некоторое время с ними
еще уживается, но затем корысть и страсть отбрасывают их окончательно»
[1, с. 166]. Омраченный страстями ум человека склонен
принимать за истину и добро их обманчивые призраки. По словам
Св. Серафима Саровского, «воля Божия и всеспасительная в том
только и состоит, чтобы делать добро для стяжания Духа Святого»..
Подлинная любовь к ближнему без любви к Богу невозможна, так
как не имеет онтологической основы, не укоренена в существовании.
«Бог есть» - это значит есть добро и любовь.
Вера христианская - не система учения, а образ восстановления
падшего (в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святого)»[2,
с. 148] - пишет Феофан Затворник.
Образование изначально в Древней Руси рассматривалось как
воссоздание в человеке образа и подобия Божия. Преподобный - это
тот, кто восстановил в себе изначальное богоподобие, осуществил в
своей жизни идеал совершенства. Не случайно главными книгами
для чтения в Древней Руси были жития святых. Эти книги играли
выдающуюся дидактическую роль, наглядно показывая возможность
творчества жизни - высочайшего из всех видов творчества.
49
Стр.1