Б. Г. БОБЫЛЕВ
Орел
Метрическая цитата в системе
выразительных средств
поэтического текста:
стихотворение Анны КниперТимирёвой «Бык»
Статья посвящена филологическому анализу стихотворения А. В. Книпер-Тимирёвой
«Бык» в сопоставлении с его метрическим прототипом — «Выхожу один я на дорогу» <...> Ключевые слова: стиховедение; межтекстовый подход; семантический ореол
стиха; метрическая цитата.
рассматриваемых произведений. <...> Дополняя выводы Якобсона, Тара
новский замечает, что стихотворение
Лермонтова вызвало не только целый ряд
«вариаций на тему», в которых динами
ческий мотив пути противопоставляется
статическому моменту, но и многочис
ленные поэтические раздумья о жизни и
смерти, вызванные непосредственным
соприкосновением одинокого человека с
равнодушной природой. <...> Разрабатывая на основе идеи Якобсо
н а - Тарановского концепцию «семан
тического ореола», М. Л. Гаспаров при
влекает для анализа самые разные метри
ческие линии русского стиха. <...> Обращаясь
к «лермонтовскому циклу», он предлага
ет свою интерпретацию «семантического
ореола» пятистопного хорея. <...> Материа
лом для изучения в этом случае послужи
ли более 200 стихотворений XIX в., на
Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. писанных пятистопным хореем. <...> Якобсон выделил в пяти
стопном хорее ряд перекликающихся по
метрике стихотворений, среди них «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лер
монтова, «Вот бреду я вдоль большой
дороги» Ф. И. Тютчева, «Выхожу я в
путь, открытый взорам» А. <...> Тарановский, обращаясь к тради
ции, связанной с лермонтовским стихо
творением, значительно расширил круг
65
чанию, «здесь материал огромен, выде стихотворных текстов непосредственно
лить в нем "лермонтовскую традицию" связаны с семантическими перекличка
легко, но описать ее соотношение с дру ми. <...> На ос
Межтекстовый подход, выступающий в
новании статистических подсчетов ис качестве аспекта целостного филологи
следователь делает вывод о том, что в ческого анализа, помогает <...>
Метрическая_цитата_в_системе_выразительных_средств_поэтического_текста_стихотворение_Анны__Книпер-Тимиревой_Бык.pdf
|ЗАП ВДКИ ТЕКСТА
Б. Г. БОБЫЛЕВ
Орел
Метрическая цитата в системе
выразительных средств
поэтического текста:
стихотворение Анны КниперТимирёвой
«Бык»
Статья посвящена филологическому анализу стихотворения А. В. Книпер-Тимирёвой
«Бык» в сопоставлении с его метрическим прототипом — «Выхожу один я на дорогу»
М. Ю. Лермонтова. Рассматриваются единицы метрического, фоно-семантического, лексико-фразеологического,
ритмико-интонационного, синтаксического уровней.
Ключевые слова: стиховедение; межтекстовый подход; семантический ореол
стиха; метрическая цитата.
современных отечественных исследованиях
по стиховедению активно
обсуждается вопрос о связи метрической
и языковой сторон стихотворных произведений,
размера и смысла.
Впервые вопрос о традиционных связях
между метром стиха и образами, мотивами,
эмоциями был поставлен Р. Якобсоном в
1938 г. [Якобсон 1987] и существенно
развит К. Ф. Тарановским в 1963 г. [Тарановский
2000]. Якобсон выделил в пятистопном
хорее ряд перекликающихся по
метрике стихотворений, среди них -
«Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова,
«Вот бреду я вдоль большой
дороги» Ф. И. Тютчева, «Выхожу я в
путь, открытый взорам» А. Блока, «До
свиданья, друг мой, до свиданья» С. Есенина
и нек. др. Якобсон определяет эти
стихотворения как «цикл лирических раздумий,
переплетающих динамическую
тему пути и смерти статическими мотивами
одиночества и предстоящей гибели».
Тарановский, обращаясь к традиции,
связанной с лермонтовским стихотворением,
значительно расширил круг
наук, кандидат филол. наук, профессор Государственного
ун-та УНПК. E-mail: boris-bobylev
@yandex.ru
Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
рассматриваемых произведений. В частности,
он включил сюда стихотворения
В. Маяковского «Мальчик шел, в закат
глаза уставя...», Б. Пастернака «Гул затих,
я вышел на подмостки...», М. Исаковского
«Расцветали яблони и груши...»
и др. Дополняя выводы Якобсона, Тарановский
замечает, что стихотворение
Лермонтова вызвало не только целый ряд
«вариаций на тему», в которых динамический
мотив пути противопоставляется
статическому моменту, но и многочисленные
поэтические раздумья о жизни и
смерти, вызванные непосредственным
соприкосновением одинокого человека с
равнодушной природой. Эту линию в
русском стихосложении Тарановский
обозначает как «лермонтовский цикл».
Разрабатывая на основе идеи Якобсона-
Тарановского концепцию «семантического
ореола», М. Л. Гаспаров привлекает
для анализа самые разные метрические
линии русского стиха. Обращаясь
к «лермонтовскому циклу», он предлагает
свою интерпретацию «семантического
ореола» пятистопного хорея. Материалом
для изучения в этом случае послужили
более 200 стихотворений XIX в., написанных
пятистопным хореем. Стихотворения
XX в. исследователь не стал
подвергать анализу, так как, по его заме65
Стр.1