МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие
Составитель
Л.В. Рыбачева
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
Содержание
Введение....................................................................................................... 4
Функциональные стили русского языка................................................... 4
Научный стиль............................................................................................. 4
Официально-деловой стиль ....................................................................... 7
Публицистический стиль ......................................................................... 10
Разговорный стиль.................................................................................... 13
Художественный стиль ............................................................................ 15
Приложение. Тексты для анализа (самостоятельная работа).............. 17
3
Стр.3
Происхождение языка
Накопление данных делает все более и более вероятным, что язык возник
не на базе коммуникации приматов, а на базе их интеллекта. То, что в
синхронии и индивидуальной диахронии (онтогенезе), в частности у современного
человека, язык может быть независим от интеллекта, не значит, что
последний не сыграл существенной роли в возникновении языка в видовой
диахронии (филогенезе). Предпосылкой языка могла стать кратковременная
(рабочая) память, необходимая не только для речи. У обезьян обнаружена
асимметрия полушарий, отчасти сходная с человеческой, есть и зоны, гомологичные
зонам Брока и Вернике, но они не соединены (Holloway 1996;
Aboitiz, Garcia 1997; Gannon et al. 1998). Предполагается, что в процессе антропогенеза
происходила постепенная кортикализация звуковых сигналов
путем усиления внутрикортикальных связей, что сделало возможным установление
качественно новой связи между звуком и значением. Для этого
понадобилась рабочая память, так как цепочки фонем усваиваются путем
подражания и запоминания. Одним из центров интракортикальных связей
стала более древняя зона Вернике. Здесь многоцелевые ассоциации приобрели
новую, фонологическую, функцию. Фонологические представления
спроецировались на нижне-теменные области коры, соединенные с зачаточной
зоной Брока. Последняя, эволюционно более молодая, поначалу
участвовала в сложной вокализации, а затем стала контролировать «внутреннюю
речь». В конце концов, между обеими зонами устанавливается
прочная анатомическая связь.
Текст для анализа № 2
Определите:
1) экстралингвистические особенности текста научного стиля (сфера
использования, термины, ссылка на научную традицию),
2) лингвистические особенности (лексические, грамматические, синтаксические).
И.А.
Стернин
Мышление и речь
Мышление и речь – это два основных признака, которые отличают человека
от животного. Развитие мышления у человека тесно связано с развитием
у него языка – если ребенок плохо говорит, это всегда важный сигнал
о том, что у него, очевидно, проблемы и с развитием мышления.
Проблема соотношения языка и мышления в разных научных школах
решалась по-разному. Высказывались, к примеру, идеи том, что язык и
мышление друг без друга не существуют и образуют единство – «язык –
мышление». Другие ученые считали, что язык и мышление могут разви6
Стр.6
ваться друг без друга – в доказательство приводился феномен глухонемых:
мышление у них есть, а языком они не владеют.
В настоящее время большинство исследователей склоняется к тому,
что мышление и язык – тесно связанные друг с другом, но при этом самостоятельные
явления, обладающие собственной спецификой и законами
развития.
Исследования нейрофизиологов позволяют признать относительную самостоятельность
мыслительной и языковой деятельности человека. Стало понятно,
что эти виды деятельности протекают в разных отделах человеческого
мозга, по-разному взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.
Многочисленные случаи автокоррекции (я не то хотел сказать, я неудачно
выразился, я хотел сказать, что и подобных) свидетельствуют о том
же – поиске слова для выражения мысли. Легко обнаружить, что автокоррекции
затрагивают не только лексический уровень – выбор слова, подбор синонимов,
но и синтаксические структуры. Все это, в частности, означает, что замысел
будущего высказывания, то есть тот смысл, который конструируется в
мозге говорящего, вовсе необязательно, даже в момент собственно высказывания,
«привязан» к определенной форме языкового выражения.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что при говорении и
письме действует механизм подбора слов к уже в основном готовой мысли,
которая сформирована в сознании до ее языкового оформления.
Наблюдения за развитием ребенка показывают, что сначала у него появляется
доязыковое мышление – мысль в практической, деятельностной
форме. Профессор И.Н. Горелов на основе ряда экспериментов выяснил,
что количество предметов в поле зрения ребенка и количество действий с
ними намного превосходит число наименований, известных ребенку. Доязыковая
информационная система создает основу для перехода от первой ко
второй сигнальной системе, к языку. Это положение в настоящее время
признано и российской, и зарубежной наукой.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Официально-деловой стиль служит языковым средством фиксации
управленческой, деловой, служебной информации
Экстралингвистические особенности официально-делового стиля
• Объективность, актуальность, новизна, аргументированность информации.
•
Лаконичность и достаточность информативного содержания.
• Логичность и структурированность изложения.
• Стандартизация и унификация языковых средств.
7
Стр.7
Лингвистические особенности официально-делового стиля
Лексические особенности
• Употребление канцеляризмов (надлежащий, вышеизложенный, в целях
улучшения, вступить в силу и др.).
• Использование языковых формул – устойчивых оборотов: «Сообщаем,
что…», «Просим Вас рассмотреть вопрос о …».
• Ясность и недвусмысленность. Это достигается с помощью слов,
употребляемых в их точном значении.
• Употребление сложносокращенных слов (ВГУ, СПбГУ).
Морфологические особенности
• Преобладание имени над глаголом, частотное использование отглагольных
существительных.
• Глаголы в форме повелительного наклонения и в неопределенной
форме в значении повелительного наклонения (установить ежемесячную
оплату).
• Глаголы в настоящем времени также имеют значение предписания
(закон устанавливает, льгота не распространяется).
• Использование сложных отыменных предлогов (в целях, в связи с, в
течение и др.).
Синтаксические особенности
• Формально-логический способ изложения.
• Выражение субъекта действия собирательным существительным:
«Дирекция… ходатайствует», «Фирма… предлагает».
• Использование однородных членов, причастных и деепричастных
оборотов.
• Употребление повествовательных двусоставных полных предложений
с прямым порядком слов.
• Использование сложных предложений с составными союзами.
Текст для анализа № 1
Определите:
1) экстралингвистические особенности текста официально-делового
стиля (сфера использования),
2) лингвистические особенности (лексические, грамматические, синтаксические).
8
Стр.8