Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Функциональные стили современного русского литературного языка (110,00 руб.)

0   0
АвторыРыбачева Лариса Васильевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц35
ID226843
АннотацияМетодическое пособие ставит своей целью систематизировать знания студентов в области функциональной стилистики.
Кому рекомендовано Рекомендуется для студентов-бакалавров филологического факультета Воронежского государственного университета.
Функциональные стили современного русского литературного языка / Л.В. Рыбачева .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 35 с. — 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/226843 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Учебное пособие Составитель <...> Л.В. Рыбачева Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 1 сентября 2011 г., протокол № 1 Рецензент канд. филол. наук, доц. <...> Т.Н. Голицына Учебное пособие подготовлено на кафедре гуманитарных наук и искусств филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Цель курса – формирование коммуникативной компетенции студента-бакалавра при анализе конкретных текстов, совершенствование владения нормами устного и письменного литературного языка, развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях речевого общения. <...> В практической части пособия представлены тексты различного стиля, которые предназначены для самостоятельной работы студентов. <...> Выделяют разговорный стиль (функция общения), научный и официально-деловой (функция сообщения), публицистический и художественный стиль (функция воздействия). <...> Среди языковых, то есть лингвистических, можно выделить лексические и грамматические средства организации текста. <...> НАУЧНЫЙ СТИЛЬ Экстралингвистические особенностиСфера использования – наука, техника, образование. <...> • Терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля. <...> Одним из способов создания объективности содержания является ссылка на научную традицию. <...> Лингвистические особенности научного стиля Лексические особенности • Термины. <...> • Преобладание абстрактной лексики – существительных с суффиксами -ость-, -ение, -ние- , -к- и др. <...> • Использование полузнаменательных глаголов: картина произвела фурор, стала образцом, акцентировать внимание <...>
Функциональные_стили_современного_русского_литературного_языка.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Учебное пособие Составитель Л.В. Рыбачева Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
Содержание Введение....................................................................................................... 4 Функциональные стили русского языка................................................... 4 Научный стиль............................................................................................. 4 Официально-деловой стиль ....................................................................... 7 Публицистический стиль ......................................................................... 10 Разговорный стиль.................................................................................... 13 Художественный стиль ............................................................................ 15 Приложение. Тексты для анализа (самостоятельная работа).............. 17 3
Стр.3
Происхождение языка Накопление данных делает все более и более вероятным, что язык возник не на базе коммуникации приматов, а на базе их интеллекта. То, что в синхронии и индивидуальной диахронии (онтогенезе), в частности у современного человека, язык может быть независим от интеллекта, не значит, что последний не сыграл существенной роли в возникновении языка в видовой диахронии (филогенезе). Предпосылкой языка могла стать кратковременная (рабочая) память, необходимая не только для речи. У обезьян обнаружена асимметрия полушарий, отчасти сходная с человеческой, есть и зоны, гомологичные зонам Брока и Вернике, но они не соединены (Holloway 1996; Aboitiz, Garcia 1997; Gannon et al. 1998). Предполагается, что в процессе антропогенеза происходила постепенная кортикализация звуковых сигналов путем усиления внутрикортикальных связей, что сделало возможным установление качественно новой связи между звуком и значением. Для этого понадобилась рабочая память, так как цепочки фонем усваиваются путем подражания и запоминания. Одним из центров интракортикальных связей стала более древняя зона Вернике. Здесь многоцелевые ассоциации приобрели новую, фонологическую, функцию. Фонологические представления спроецировались на нижне-теменные области коры, соединенные с зачаточной зоной Брока. Последняя, эволюционно более молодая, поначалу участвовала в сложной вокализации, а затем стала контролировать «внутреннюю речь». В конце концов, между обеими зонами устанавливается прочная анатомическая связь. Текст для анализа № 2 Определите: 1) экстралингвистические особенности текста научного стиля (сфера использования, термины, ссылка на научную традицию), 2) лингвистические особенности (лексические, грамматические, синтаксические). И.А. Стернин Мышление и речь Мышление и речь – это два основных признака, которые отличают человека от животного. Развитие мышления у человека тесно связано с развитием у него языка – если ребенок плохо говорит, это всегда важный сигнал о том, что у него, очевидно, проблемы и с развитием мышления. Проблема соотношения языка и мышления в разных научных школах решалась по-разному. Высказывались, к примеру, идеи том, что язык и мышление друг без друга не существуют и образуют единство – «язык – мышление». Другие ученые считали, что язык и мышление могут разви6
Стр.6
ваться друг без друга – в доказательство приводился феномен глухонемых: мышление у них есть, а языком они не владеют. В настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что мышление и язык – тесно связанные друг с другом, но при этом самостоятельные явления, обладающие собственной спецификой и законами развития. Исследования нейрофизиологов позволяют признать относительную самостоятельность мыслительной и языковой деятельности человека. Стало понятно, что эти виды деятельности протекают в разных отделах человеческого мозга, по-разному взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Многочисленные случаи автокоррекции (я не то хотел сказать, я неудачно выразился, я хотел сказать, что и подобных) свидетельствуют о том же – поиске слова для выражения мысли. Легко обнаружить, что автокоррекции затрагивают не только лексический уровень – выбор слова, подбор синонимов, но и синтаксические структуры. Все это, в частности, означает, что замысел будущего высказывания, то есть тот смысл, который конструируется в мозге говорящего, вовсе необязательно, даже в момент собственно высказывания, «привязан» к определенной форме языкового выражения. Приведенные факты свидетельствуют о том, что при говорении и письме действует механизм подбора слов к уже в основном готовой мысли, которая сформирована в сознании до ее языкового оформления. Наблюдения за развитием ребенка показывают, что сначала у него появляется доязыковое мышление – мысль в практической, деятельностной форме. Профессор И.Н. Горелов на основе ряда экспериментов выяснил, что количество предметов в поле зрения ребенка и количество действий с ними намного превосходит число наименований, известных ребенку. Доязыковая информационная система создает основу для перехода от первой ко второй сигнальной системе, к языку. Это положение в настоящее время признано и российской, и зарубежной наукой. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Официально-деловой стиль служит языковым средством фиксации управленческой, деловой, служебной информации Экстралингвистические особенности официально-делового стиля • Объективность, актуальность, новизна, аргументированность информации. • Лаконичность и достаточность информативного содержания. • Логичность и структурированность изложения. • Стандартизация и унификация языковых средств. 7
Стр.7
Лингвистические особенности официально-делового стиля Лексические особенности • Употребление канцеляризмов (надлежащий, вышеизложенный, в целях улучшения, вступить в силу и др.). • Использование языковых формул – устойчивых оборотов: «Сообщаем, что…», «Просим Вас рассмотреть вопрос о …». • Ясность и недвусмысленность. Это достигается с помощью слов, употребляемых в их точном значении. • Употребление сложносокращенных слов (ВГУ, СПбГУ). Морфологические особенности • Преобладание имени над глаголом, частотное использование отглагольных существительных. • Глаголы в форме повелительного наклонения и в неопределенной форме в значении повелительного наклонения (установить ежемесячную оплату). • Глаголы в настоящем времени также имеют значение предписания (закон устанавливает, льгота не распространяется). • Использование сложных отыменных предлогов (в целях, в связи с, в течение и др.). Синтаксические особенности • Формально-логический способ изложения. • Выражение субъекта действия собирательным существительным: «Дирекция… ходатайствует», «Фирма… предлагает». • Использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов. • Употребление повествовательных двусоставных полных предложений с прямым порядком слов. • Использование сложных предложений с составными союзами. Текст для анализа № 1 Определите: 1) экстралингвистические особенности текста официально-делового стиля (сфера использования), 2) лингвистические особенности (лексические, грамматические, синтаксические). 8
Стр.8